"Этап занятия - рефлексия"
статья

Устинова Людмила Ивановна

Задача педагога - не только научить школьников предметно-практическим действиям, но и сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Ермишинский Центр развития творчества детей и юношества»

 

Конспект выступления на педагогическом совете

по теме

«Этап занятия - рефлексия»

Педагог дополнительного образования

                                                                          Устинова Людмила Ивановна

Ермишь

2019

                                                              Эпиграф:

«…тогда суди сам себя, - сказал король,- это самое трудное.

                        Судить себя куда трудней, чем других.

                            Если ты сумеешь правильно судить себя,

      значит, ты поистине мудр».

 Цель:

 Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

 

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Рефлексия в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности обучаемого. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Учитель, осуществляющий современный педагогический процесс, подбирает не только формы и методы преподнесения учебного материала, но и подбирает виды и формы рефлексии учеников – реакции на изучаемый материал с анализом собственной учебной деятельности.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Классификация рефлексии.

  1. По содержанию: устная  и письменная рефлексия.

2. По функции: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал), духовная (я стал лучше – хуже, я созидал или разрушал).

3.  По типу занятия: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая рефлексия.                      

4. По способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

5. По форме деятельности: фронтальная (выборочная), индивидуальная, групповая, коллективная.


Категории рефлексии

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. Рефлексия деятельности
  3. Рефлексия содержания учебного материала

В своей работе в начале занятия я провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния с помощью рефлексивных рисунков, выбора символов, животных, героев мультфильмов, смайликов, выбор девиза занятия, «букет настроения» с характеристикой цветов Макса Люшера).

В течение занятия провожу рефлексию уровня понимания нового материала (разноцветные символы, рефлексия «Лестница», продолжи фразу, «Дерево достижений», приём незаконченного предложения).

В конце занятия провожу:

1. рефлексию настроения и эмоционального состояния, сравнивая его с началом занятия («Солнышко», «Рисуем настроение», «Благодарю…»);

2. рефлексию деятельности учащихся (цветограммы, использование афоризмов, пословиц, поговорок, «Метод пяти пальцев», анкетирование, выбери фразу, «Мишень»);

3. рефлексию содержания учебного материала («Поляна», «Поезд», приём незаконченного предложения, «Плюс-минус-интересно», «10 баллов», рефлексия-противопоставление, «Пятерочка»).

Цель рефлексии для педагога: создать для ученика такие условия, чтобы он

захотел говорить о проведенном занятии или своей деятельности.

Важен психологический подход к организации рефлексии ученика.

Рефлексия помогает ученикам:

сформулировать получаемые результаты,

переопределить цели дальнейшей работы,

скорректировать свой образовательный путь.

Цель рефлексии  для ученика – не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. К рефлексии можно относиться как к некоторому универсальному  способу мышления, который в отличие от понятийного способа, оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, а  величинами, отвечая на вопросы: Как? Зачем? Что мне это дало? В чем смыл того, что я делал для меня и для других? Имеет ли это отношение ко мне? Что мне с этим делать дальше?

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов

 2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других

 Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Мы должны научить школьников не только предметно-практическим действиям, но, главное, сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние. Давайте сравним себя с любым животным и расскажем, какое оно.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-            ...

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

Проведение рефлексии на различных этапах занятия

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.Рефлексия деятельности даёт возмож...

Вопросы и задания для проведения этапа урока «Рефлексия»

Вопросы и задания для проведения этапа урока «Рефлексия»...