План по самообразованию
материал

Бирук Людмила Петровна

План по самообразованию на 2019-2022 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию24.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
 НА 2019-2022 ГОДЫ
учителя истории  и обществознания,  высшей квалификационной категории.

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
Бирук Людмилы Петровны

Тема: «Развивающее обучение на уроках  истории и обществознания,  как средство формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся в условиях  ООО, СОО ФГОС».

  • Цель:  Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении  общественных дисциплин и во внеурочной деятельности.
  • Задачи: Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
  • Внедрение новых  технологий в образовательный и воспитательный процесс .

План по самообразованию:

Теоретическая подготовка:


№ п/п

Направление

Мероприятия

Срок

1.

Диагностика способностей учащихся

1. Изучение литературы по психологии, консультации со школьным психологом по поводу диагностики способностей к обучению учащихся данной школы.
2. Изучение литературы и ознакомление с опытом работы педагогов, работающих с детьми с разным уровнем учебных возможностей.

 2019-2022

2.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе.

  1. Изучение особенностей преподавания истории и обществознания, ознакомление с перечнем учебников и пособий каждый учебный год
    2.Изучение литературы о проблемном обучении.
    3. Изучение литературы и рекомендаций  по изучению национально-регионального компонента.
    4. Изучение литературы и опыта работы преподавателей, использующих в работе ИКТ.
  2. Изучение новой периодической литературы по предмету: «Преподавание истории в школе», «Историческая газета», «Первое сентября –История».

 2019-2022

3.

Единый государственный экзамен по общественным дисциплинам.

1. Изучение  методической литературы и материалов  ЕГЭ по   общественным дисциплинам, подготовка учащихся к ЕГЭ с привлечением Интернет ресурсов.

2019-2022

4.

Модернизация системы образования

1. Изучение Государственного стандарта общего образования, примерных программ по общественным дисциплинам.

2. Прохождение курсов повышения квалификации.

2019-2022

Практическая деятельность:


№ п/п

Направление

Мероприятия

Срок

1.

Диагностика способностей учащихся

1. Диагностика деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
2. Формы организации познавательной деятельности учащихся при изучении общественных дисциплин в основной и средней школе (выступ. на МО).

2019-2022

2.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе

  1. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам.
  2. Проведение предметных недель по общественным дисциплинам.
  3. Предметная неделя по истории и обществознанию:

А) «Герб, гимн, флаг РФ»- аукцион знаний

Б) «Георгиевский кавалер и Анна на шее»-викторина

В) «Средневековые рыцари и дамы» - путешествие в Средневековье.

 

2019-2022

3.

Единый государственный экзамен по общественным дисциплинам.

1. Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории и обществознанию»

 

2019-2022

4.

Модернизация системы образования

  1. Выступление на МО по теме: 1.« Виды самостоятельной  работы на уроках истории, обществознания»
  2. «Работа с неуспевающими на уроках истории.»; «Формирование картографических умений и навыков учащихся».

 

2019-2022

Продуктивность деятельности:


№ п/п

Направление

Мероприятия

Срок

1.

Диагностика способностей учащихся

1. Создание раздаточного материала (тестов), с учетом дифференцированного подхода к обучению учеников.
2. Создание мониторинга ЗУН учащихся основной и средней школы.

2019-2022

2.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе

  1. Дипломы победителей, призеров в  ШЭО, ВОШ, дистанционных и онлайн Олимпиадах.
  2. Учащиеся-  призеры в Олимпиаде школьников «Избирательное  право и избирательный процесс»

  2019-2022

3.

Единый государственный экзамен по общественным дисциплинам.

1. Подготовка к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

 2019-2022

4.

Модернизация системы образования

1. Составление перспективно-тематического планирования по истории и обществознанию на основе примерных программ в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования (5- 11 кл.)

 

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации
  • Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.  Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.  Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  • Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь сформулируем конкретные виды  деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие  профессиональному росту учителя:

  • Систематический просмотр определенных телепередач
  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий
  • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
  • Изучение иностранных языков,  для чтения  информации о достижениях мировой педагогики
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
  • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
  • Изучение информационно-компьютерных технологий
  • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
  • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в  Интернете.
  • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

 Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
  • разработка и проведение открытых уроков
  • создание  комплектов педагогических  разработок
  • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию

план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...

Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»

Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....

план по самообразованию

план , которым я пользуюсь...

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

План по самообразованию учителя.

В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....

План по самообразованию учителя математики

В помощь учителям математики...