Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
статья

Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkmchp_s_odarennymi_detmi.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Каждый одаренный ребенок особенный, это индивидуальность, нуждающаяся в  особом подходе. Порой найти подход очень непросто. Для успешного сотрудничества учитель, во-первых, должен принимать ученика как индивидуальность со  своими особенностями. Во-вторых, учителю важно уметь аргументировано убеждать, быть справедливым, эмоционально уравновешенным, тактичным, чтобы не  «отбить» желания творчества. В-третьих, быть гибким, способным к самоанализу, самокритике, пересмотру своих позиций.

Познавательная потребность, высокий уровень мотивации, оригинальность мышления – важнейшие качества, отличающие творческую личность. Умение обучающегося объективно оценивать свои и чужие мысли, формулировать и аргументировать их, в процессе речи проверяя состоятельность, можно назвать критичностью ума. Это качество мышления развивает способность сопоставлять внешнюю информацию с имеющимися у подростка знаниями, вырабатывать решения о том, что использовать безусловно, что подвергать сомнению и проверять дополнительной информацией, а что и вовсе отвергнуть. Критическое мышление – это сплав умений действовать самостоятельно, активно, конструктивно. Сегодня учитель  использует в своей работе такие методы и приемы, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Приведу примеры приемов, которые я наиболее часто использую в своей работе:

  1. Приём  "Верно — Не верно"

Прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

Такую работу интересно проводить при изучении биографий писателей или в разговоре о героях произведений. На уроках русского языка при углублении изучения известного материала.

  1. Прием «Кластер»

Ведущим приемом технологии критического мышления является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластеров. Качественнее запоминается материал, скомпонованный по условным категориям. Возникающие в ходе урока мысли и полученная информация уже не громоздятся, а целенаправленно располагаются в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной устной подаче материала. Работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам. Важным моментом является презентация новых кластеров. Задача приёма не только в систематизации материала, но и в установлении причинно-следственных связей между основными понятийными категориями темы.

На уроках литературы кластер можно применять при составлении характеристики героя. Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой рассматривается с разных сторон, составление кластера помогает не запутаться, получить целостный образ.

На уроках русского языка целесообразно использовать кластер при изучении блоков, например, при повторении орфографии можно составить кластер «Виды орфограмм»

  1. Мозговой штурм

Один из вариантов создания "корзины идей". Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.

Например, на уроке литературы по изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание"на первом этапе учащиеся кратко фиксируют в тетрадях, все, что им известно по теме. На доске рисуется корзина (либо прикрепляется картинка). После обсуждения в группах в корзину попадают примерно следующее: русский писатель XIX в., преступление — это…, наказание — это…, Раскольников — главный герой, "Тварь я дрожащая или право имею?" и т.д. Далее, в процессе урока каждое утверждение анализируется и осмысливается.

  1. Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал». 

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с информацией учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый столбик «Знаю».

2 шаг: На фазе «Осмысления» продолжается работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал». По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать».

3 шаг: В конце урока, на фазе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьем столбце то, что узнали.

При объяснении материала, который уже частично известен детям этот прием хорошо работает. Ученики самостоятельно вспоминают всю информацию известную им о новой теме. Затем, ориентируясь на написанное в первой графе, они заполняют вторую графу. Затем идёт самостоятельное прочтение предложенного текста и заполнение третьей графы. Далее идёт обсуждение. Это можно провести как в группах, парах, так и индивидуально.

  1. Лови ошибку

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. На уроках русского языка предлагаю Учащимся задание: прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

  1. Прием "Кольца Венна"

На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. 

Например, на уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе "Война и мир".

Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

  1. Прием «Составление «Синквейна»

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Для его написания существуют правила:

  • Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
  • Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
  • Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
  • Четвертая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.

Составление синквейна – это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала. Тема его может быть разнообразной: о литературном персонаже, о природе, о картине, о настроении и т.д. Очень важно, чтобы выбранная тема была близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Работая с одаренными детьми, я сделала следующие выводы: такие дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.

Методические приёмы технологии развития критического мышления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одарённых учащихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления и поддерживать устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы.

Основное требование к учителям одаренного ребенка – понимание и уважение к его личности. Учителю следует помнить: одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков. – М., 1998.

2. Бурлинская Г.В. Одаренные дети / Г.В. Бурлинская, В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М., 1999.Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...