Главные вкладки

    Дидактические игры на уроках математики
    статья

    Николаева Татьяна Андреевна

    Дидактические игры на уроках математики для обучающихся с ОВЗ (из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakt_igry_na_urokah.docx15.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

    Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из  важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

    Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.

    Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым, предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта еще недостаточно развиты.

    Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

    Наличие познавательных интересов к учебному процессу способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

    Одним из эффективных средств привития интереса к предмету и повышения эффективности урока является дидактическая игра.

    В процессе игры ученики незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д.

    Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

    Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра доступна и понятна ребенку.

    Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задание, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

    В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. Дети учатся считаться с интересами других, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля и характер.

    При отборе занимательного материала учитель должен принимать во внимание коррекционные цели обучения, учитывать особенности развития детей с нарушением интеллекта, а также детей, которые испытывают трудности в обучении математики, их потенциальные возможности. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

    Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математических заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

    Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности, преодоление неуверенности в своих знаниях. Если ученик слабо успевает по математике, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на выполнение более сложных заданий. Ученикам, которые успешно овладевают знаниями по математике, следует давать в игре более усложненное математическое задание, чтобы у них поддерживался интерес к игре.

    Приемы зрительной, слуховой наглядности, занимательные и доступные вопросы, загадки, занимательные задачи, игры с элементами ожидания или неожиданности («Что изменилось?», «Который по счету?»), игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации («Магазин», «Школа»), игры соревнования, игры на загадывание и отгадывание чисел способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

    Приведу примеры некоторых дидактических игр, проводимых мной на уроках:

    1. Игра в лото.

    Материал игры.

    1) Карточки (8см x 4см), которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.

    2) Трафареты предметов или геометрических фигур, равные по величине нарисованным на карточках.

    Каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки

    1. «Найди пару».

    К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.

    9 х 4 = ? + ?

    42 : 6 = ? - ?

    76 - 44 = ? х ?

    27 = ? х ?

    1. «Кто скорее, кто вернее?».

    Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Учитель читает выражение, например 4 х 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16.

    1. «У кого больше выражений?».

    Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 24, 81 и т.д. Выражения составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает выражение с ответом 35, остальные подчеркивают его у себя, другой читает следующее выражение и т.д. Выигрывает тот, кто составил больше выражений.

    1. «Составь слово».

    На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, побеждает.

    1. «Отбей мяч».

    Учитель называет любое выражение (5 х 9), бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т.д.

    1. «Проверь Незнайку».

    К доске прикрепляется рисунок – изображение Незнайки, и тут же записывается несколько выражений с решениями. Некоторые из них решены с ошибками. Учитель показывает на какое-либо выражение, учащиеся проверяют его. Если решение правильное, то в классе полная тишина. Если решение неправильное, дети хлопают в ладоши.

    1. Игра «Поступай так, как я говорю».

    Учитель дает инструкцию, куда надо расположить геометрическую фигуру на листе бумаги. Например, поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник и т.д. Дети выполняют.

    1. Игра «Придумай сам».

    Из простой геометрической фигуры: круга, треугольника, прямоугольника и т.д. ученик должен нарисовать любой предмет.

    1. Игра «Найди слова».

    Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).

    КИЛОМЕТРУКРСОМВЖБЩМИЛЛИМЕТРОУШЕБЬЧМЕТРЮЯВАУКСАНТИМЕТРЮДЛОНЕИМИДЕЦИМЕТРБКНГХЖДЛЯЯЯЭЖЛЫВР.

    Список литературы:

    1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
    2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.;
    3. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательные материалы / авт. – сост. Н.В. Агаркова. - Волгоград: Учитель, 2008 г.;
    4. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990 г.;
    5. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов аномальных детей. – М.: Просвещение 1969 г.;
    6. Печерский В.Г. Программированные задания как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы // Дефектология. – 2000. – № 1;

    Страница  из


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.

    Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...

    Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

    В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

    Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

    В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

    Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

    В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

    Дидактические игры на уроках математики

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

    Дидактические игры на уроках математики

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

    Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах

    Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение  на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...