Презентация и доклад "Квест-технологии на занятиях по информатике в системе СПО"
видеоурок

Смирнова Галина Ивановна

Системно-деятельностный подход, заложенный в идеологии нового ФГОС[1], меняет традиционную парадигму образования, основанную на усвоении ЗУН, на новую – «учись учиться». В связи с этим особо актуальной становится задача формирования у студентов среднего профессионального звена культуры самообразования, способности к самостоятельной образовательной деятельности. В таких условиях на первый план выходят проблемы повышения результативности самостоятельной работы студентов, разработки дидактически обоснованных подходов, эффективных активных методов ее организации и управления.

Проблема повышения качества самостоятельной образовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования может быть решена за счет применения специальных педагогических методов и технологий, основанных на ИКТ и интернет технологиях, в частности квест-технологиях. Эти технологии актуальны еще и потому, что в современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебно-познавательного процесса, настоятельно рекомендуется использование игровых технологий.



[1] 31.02.03 Лабораторная диагностика, 34.02.01 Сестринское дело

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест выступление43.03 КБ
Файл Квест презентация757.7 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-технологии на занятиях по информатике в системе среднего профессионального образования

Г.И. Смирнова

Системно-деятельностный подход, заложенный в идеологии нового ФГОС[1], меняет традиционную парадигму образования, основанную на усвоении ЗУН, на новую – «учись учиться». В связи с этим особо актуальной становится задача формирования у студентов среднего профессионального звена культуры самообразования, способности к самостоятельной образовательной деятельности. В таких условиях на первый план выходят проблемы повышения результативности самостоятельной работы студентов, разработки дидактически обоснованных подходов, эффективных активных методов ее организации и управления.

Исходя из практики, можно определить следующие основные педагогические условия эффективной организации самостоятельной деятельности студентов:

  • единство теоретической и практической составляющих подготовки студентов к самостоятельной образовательной деятельности;
  • применение личностно-ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов организации самостоятельной образовательной деятельности студентов;
  • активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Проблема повышения качества самостоятельной образовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования может быть решена за счет применения специальных педагогических методов и технологий, основанных на ИКТ и интернет технологиях, в частности квест-технологиях. Эти технологии актуальны еще и потому, что в современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебно-познавательного процесса, настоятельно рекомендуется использование игровых технологий.

Сегодня обучающий квест приобрел большую популярность. Если перевести слово «quest» с английского, то это будет означать «искать что-то, выполнять задания». Первоначально под квестом подразумевали развлекательную игру, в которой делается ставка на интеллектуальные способности игрока. Игрокам необходимо разгадать несколько загадок и пройти череду препятствий, чтобы достичь поставленной заранее цели. Сегодня квест стал популярен в педагогике и превратился в актуальное дидактическое средство в всем мире и успешно осваивается преподавателями в нашей стране.

Веб-квест в педагогике – это система заданий с элементами игры, для выполнения которых используются различные информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет.

Как образовательная технология веб-квест опирается на такой подход к обучению, в процессе которого студент самостоятельно активно работает с учебной информацией и формирует новые знания. При реализации данного подхода, преподаватель становится консультантом, организатором и координатором учебно-познавательной проблемно-ориентированной и исследовательской деятельности обучаемых. Преподавателем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности студентов и поддерживается их инициатива.

В свою очередь, студенты становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим преподавателем ответственность за процесс и результаты обучения. Онлайн-среда даёт студентам возможность (и обязанность) самим контролировать темп, время, образовательный маршрут и место обучения и помогает развивать саморегуляцию, навыки планирования и контроля.

Характерными особенностями образовательного веб-квеста являются:

  • представленный перечень знаний, умений и навыков, которые могут приобрести обучающиеся, выполнив данный веб-квест;
  • определенные заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий с целью формирования новых знаний;
  • описание алгоритма действий, которые должны быть выполнены обучающимися для получения необходимого результата;
  • определенные однозначно критерии оценки/самооценки выполнения заданий.

Образовательный веб-квест эффективно помогает формированию и таких общеучебных умений как:

  • умение работать с различными источниками информации;
  • самообучение и самоорганизация;
  • самоконтроль.

К ключевым характеристикам обучения с использованием веб-квестов можно отнести:

  • индивидуализацию процесса обучения, заключающуюся в самостоятельном выборе вида источника информации в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и выборе темпа изучения учебного материала;
  • разнообразие источников информации: текст, видео, анимация и др.;
  • успешную мотивацию к изучению учебного материала через игровой компонент обучения;
  • наличие игровой сюжетной линии, связывающей задания и результаты их выполнения;
  • наличие обратной связи при выполнении заданий для обеспечения самоконтроля;
  • формирование универсальных учебных умений.

При самостоятельном выполнении заданий и поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации у обучающихся развиваются критическое мышление через умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Студенты приобретают навыки трансформации полученных знаний для решения поставленных задач.

Веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, отдельную тему или учебную дисциплину в целом. Они могут разрабатываться как для формирования новых знаний, так и для их закрепления. От этого зависит содержание заданий, которые должны выполнять студенты.

Рассмотрим обязательные компоненты структуры образовательного веб-квеста и их функции.

Введение. Обычно данный раздел содержит цель или сценарий, или обзор всего квеста. Здесь также может быть приведен предварительный план работы, а также определяется итоговый результат самостоятельной работы. Если веб-квест ролевой, то данный раздел содержит описание ролей участников.

Центральная задача (задания). Данный раздел содержит систему заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достигнуть цели квеста. Предложенные задания должны быть понятны, интересны и выполнимы. К каждому заданию дается инструкция по его выполнению.

Список информационных ресурсов. Раздел содержит перечень информационных ресурсов, необходимых для освоения учебного материала и выполнения заданий, может быть оформлен отдельным списком, а может быть указан в самих заданиях в виде ссылок.

Заключение. В этом разделе подводятся итоги прохождения квеста. Это может быть сделано в виде теста, комментария преподавателя и др. Данный раздел может иметь и другое название. Это зависит от сюжета и дидактических задач.

В качестве примера приведем авторский образовательный Квест по информатике «Социальные сети: AmongUs», созданный для студентов 1 курса ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1».

Данный квест создавался в несколько этапов:

  1. Этап. Определение целей и задач квеста.

Образовательные цели – вовлечение каждого студента в активный творческий процесс, освоение новых умений и закрепление имеющихся по теме «Социальные сети».

Развивающие цели – развитие интереса, творческих способностей, воображения студентов, поисковых активности в социальных сетях, стремление к новизне.

Воспитательные цели – воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков грамотного взаимодействия со сверстниками при общении в социальных сетях.

Задачи квеста:

  • Изучить терминологию, которая используется в социальных сетях.
  • Познакомиться с историей развития социальных сетей.
  • Изучить логотипы, авторов, адреса различных социальных сетей.
  • Узнать классификацию социальных сетей.
  • Познакомиться с популярными в России и в мире социальными сетями.
  • Изучить проблемы, которые возникают при работе в социальных сетях.
  • Усвоить правила поведения в социальных сетях.
  • Усвоить правила этикета при общении в социальных сетях.
  • Научится создавать посты (текст, фото), оценивать их содержание и делиться ими с виртуальными друзьями.

2. Этап. Определиться с инструментарием, который будет использоваться для разработки заданий квеста. Мы выбрали инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования.

Google-cайт - как учебная среда

Технические возможности этого сервиса основаны на бесплатном хостинге. И этого вполне достаточно, чтобы создать на сайте полноценную электронную учебную среду.

Рассмотрим коротко, как функционал данного сервиса может быть использован для создания среды обучения. Прежде всего – это возможности создания html-страниц и настроек навигации по создаваемым страницам. Есть автоматическое и пользовательское дерево навигации по сайту. Редактор страниц позволяет добавлять информацию из других приложений Google, таких как Google Docs, Google Calendar, альбомы Picasa, видеохостинг YouTube.

Еще одно немаловажное достоинство – возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ обучающихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам.

3. Этап. Создание заданий квеста. Для создания заданий использовались следующие платформы:

1)        https://anyflip.com – интерактивная платформа для публикации в цифровом формате.

2)        https://cacoo.com – онлайн сервис для создания, совместного использования и публикации диаграмм.

3)        https://cloud.mail.ru – персональное надежное хранилище файлов в интернете.

4)        https://www.jigsawplanet.com - oнлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений.

5)        https://learningapps.org – приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности.

6)        https://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.

7)        https://onlinetestpad.com – бесплатный многофункциональный сервис для создания тестов.

8)        https://wizer.me – сообщество педагогов, создающих инновационные образовательные ресурсы для уроков в открытой информационно-образовательной среде.

9)        https://wordwall.net – многофункциональный инструмент для создания интерактивных материалов.

10)        https://www.sites.google.com – бесплатный конструктор и хостинг сайтов.

11)        https://www.youtube.com – видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео.

4. Этап. Создание системы оценивания результатов. Награды.

По итогам выполнения каждого задания квеста участники получают баллы. Максимальное количество баллов – 100. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов. Возможно как одиночное прохождение квеста, так и командное (экипаж или самозванец). Время прохождения квеста не ограничено.    

Каждое задание принесет участнику определенное количество баллов:

  1. Посмотреть видео о принципах работы социальных сетей, ответить на вопросы, заданные по материалам видео, – от 0 до 5 баллов.
  2. Перевернуть плитку по правилам этикета в социальных сетях – от 0 до 5 баллов.
  3. Пройти диалог по истории развития социальных сетей – от 5 до 10 баллов.
  4. Сложить пазл по классификации социальных сетей – от 5 до 10 баллов.
  5. Установить соответствие логотипов, разработанных для конкретных социальных сетей – от 0 до 5 баллов.
  6. Составить интеллект-карту по материалу, описывающему наиболее популярные в 2021 году мировые социальные сети – от 5 до 15 баллов.
  7. Выбрать среди множества терминов только те, которые имеют отношение к социальным сетям – от 5 до 10 баллов.
  8. Изучить классификацию социальных сетей и верно пройти лабиринт, правильно отвечая на вопросы – от 0 до 10 баллов.
  9. Решить кроссворд, заранее изучив положительные и отрицательные стороны существования социальных сетей – от 5 до 10 баллов.
  10. Работа в аккаунте по созданию новых постов по заданным темам – от 5 до 20 баллов.

После выполнения каждого задания нужно сделать скриншот и прикрепить его на странице «Итог квеста» в своем профиле в итоговой таблице. В этой же таблице вы сможете увидеть количество баллов за каждое задание и сумму баллов за все выполненные задания. Критерии внесены в таблицу. Преподаватель имеет доступ в итоговую таблицу для проверки достоверности итогов квеста. Из таблицы становиться ясно, кто победил.

5. Этап. Тестирование квеста.

После создания квеста авторами и студентами-соавторами проведено тестирование квеста, проверена работоспособность ссылок, заданий и разделов квеста, внесены коррективы, исправлены ошибки.

6. Этап. Запуск в работу.

Приветствуем вас, участники квеста!

Приглашаем к прохождению увлекательных заданий, которые помогут постичь сокровенные тайны современных социальных сетей! Вас ждут незабываемые приключения! Мы с вами разберемся в терминологии: аватар и аккаунт, профиль и пост, никнейм и собственный блог – перестанут быть загадкой. Создадим аккаунты в социальных сетях, продвинем, лайкнем и сделаем репост...

Каждое задание принесет вам баллы. Набирайте максимальное количество баллов и побеждайте в нашем квесте!!!

Если только вы не станете «Самозванцем»!

Ах, да! Забыли вас предупредить: квест создан по мотивам игры «AmongUs». Выбирайте роли!

Правила игры «Социальные сети: AmongUs»

Игра, вдохновлённая ролевой игрой «Мафия», выполнена в научно-фантастическом жанре; игроки в ней случайным образом разделяются на две команды: члены экипажа и скрытые среди них «самозванцы». Члены экипажа не знают, кто из их товарищей «самозванец». Члены экипажа выигрывают, если им удастся отгадать все предложенные задания-головоломки; «самозванцы» выигрывают, если им удастся, не попадаясь, скрытно завершить крупную диверсию – быстрее экипажа выполнить задания и набрать больше баллов. Выбирайте профиль: кто вы - сплочённый экипаж или коварный самозванец...

В заданиях дана теоретическая информация, изучив которую, предлагается приступить к выполнению заданий.

Не забудьте сделать скриншоты каждого выполненного задания. Скриншоты нужно будет вставить в итоговую таблицу для получения баллов. Кто наберет больше баллов, тот и становиться победителем квеста «Социальные сети: AmongUs» и обладателем диплома авторского дизайна!

Удачи всем членам экипажа! И тебе, «самозванец», удача тоже не помешает...

Обзор квеста.

Квест по информатике «Социальные сети: AmongUs» принимал участие в конкурсе образовательных Web-квестов «Путь к открытию» ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледжа № 1» и занял 2 место[2].

Источники:

  1. Анциферова А.С. Разработка образовательного web-квеста по дисциплине «Информатика». Режим доступа: http://alattk.ru/banneri/razrabotka_obrazovatelnogo_web-kvesta_po_disciplin.pdf.

  2. Жданкина Н.В. Методичка по созданию веб-квеста. Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodichka-po-sozdaniyu-veb-kvesta-85237.html.

  3. Плясунова У.В., Карпова Т.Н., Буракова Г.Ю. Дидактическое решение. Разработка образовательных квестов. Режим доступа: http://yspu.org/images/2/26/ЯГПУ_ФМФ_Дидактическое_решение_Разработка_образовательных_квестов_Плясунова_Карпова_Буракова_2-11-2020.pdf.
  4. Смирнова Г.И., Пенькова М.А., Полтавец А.А., Хасанова О.А. Квест по информатике «Социальные сети: AmongUs». Режим доступа: https://sites.google.com/view/kvest-social-network-amongus/главная-страница.


[1] 31.02.03 Лабораторная диагностика, 34.02.01 Сестринское дело

[2] https://medcollege.ru/studencheskaya-zhizn/novosti/konkurs-web-kvestov-put-k-otkrytiyu/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест -технологии на занятиях по информатике в системе среднего профессионального образования Городской фестиваль современного педагогического мастерства и образовательных инноваций Open Air Didactica 1.0 Смирнова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, преподаватель 1 квалификационной категории Москва, 2021

Слайд 2

«Ребенок, не познавший радости от преодолений трудностей, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес» К.Д. Ушинский В современном ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика ставится задача формирования у обучающихся культуры самообразования, способности к самостоятельной образовательной деятельности.

Слайд 3

Педагогические условия эффективной организации самостоятельной деятельности студентов: единство теоретической и практической составляющих подготовки студентов к самостоятельной образовательной деятельности; применение личностно-ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов организации самостоятельной образовательной деятельности студентов; активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 4

Характерные особенности образовательного веб- квеста : представленный перечень знаний, умений и навыков, которые могут приобрести обучающиеся, выполнив данный веб- квест ; определенные заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий с целью формирования новых знаний; описание алгоритма действий, которые должны быть выполнены обучающимися для получения необходимого результата; определенные однозначно критерии оценки/самооценки выполнения заданий.

Слайд 5

Ключевые характеристики обучения с использованием веб- квестов : индивидуализация процесса обучения, заключающаяся в самостоятельном выборе вида источника информации в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и выборе темпа изучения учебного материала; разнообразие источников информации: текст, видео, анимация и др.; успешная мотивация к изучению учебного материала через игровой компонент обучения; наличие игровой сюжетной линии, связывающей задания и результаты их выполнения; наличие обратной связи при выполнении заданий для обеспечения самоконтроля; формирование универсальных учебных умений .

Слайд 6

Обязательные компоненты структуры образовательного веб- квеста : Введение. Раздел содержит цель или сценарий, или обзор правил квеста. Центральная задача (задания) . Раздел содержит систему заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достигнуть цели игры . Список информационных ресурсов. Раздел содержит перечень информационных ресурсов, необходимых для освоения учебного материала и выполнения заданий. Заключение. В этом разделе подводятся итоги прохождения квеста .

Слайд 7

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 1 Этап. Определение целей и задач Цели: Образовательные – вовлечение каждого студента в активный творческий процесс освоение новых умений и закрепление имеющихся знаний и умений по теме «Социальные сети». Развивающие – развитие интереса, творческих способностей, воображения студентов, поисковых активностей в социальных сетях, стремление к новизне. Воспитательные – воспитание доброжелатель- ности , взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками при общении в социальных сетях.

Слайд 8

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » Задачи: Изучить терминологию, которая используется в социальных сетях. Познакомиться с историей развития социальных сетей. Изучить логотипы, авторов, адреса различных социальных сетей. Узнать классификацию социальных сетей. Познакомиться с популярными в России и в мире социальными сетями. Изучить проблемы, которые возникают п ри работе в социальных сетях. Усвоить правила поведения в социальных сетях. Усвоить правила этикета при общении в социальных сетях. Научится создавать посты (текст, фото), оценивать их содержание и делиться ими с виртуальными друзьями .

Слайд 9

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 2. Этап. Инструментарий. Google-cайт - как учебная среда

Слайд 10

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 3. Этап. Создание заданий квеста . https://anyflip.com – интерактивная платформа для публикации в цифровом формате. https://cacoo.com – онлайн сервис для создания, совместного использования и публикации диаграмм. 3) https://cloud.mail.ru – персональное надежное хранилище файлов в интернете. 4) https://www.jigsawplanet.com - oнлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений. 5) https://learningapps.org – приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности.

Слайд 11

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 6 ) https://nsportal.ru – социальная сеть работников образования. 7) https://onlinetestpad.com – бесплатный многофункциональный сервис для создания тестов. 8) https://wizer.me – сообщество педагогов, создающих инновационные образовательные ресурсы для уроков в открытой информационно-образовательной среде. 9) https://wordwall.net – многофункциональный инструмент для создания интерактивных материалов. 10) https://www.sites.google.com – бесплатный конструктор и хостинг сайтов. 11) https://www.youtube.com – видеохостинг, предоставляю- щий пользователям услуги хранения и показа видео.

Слайд 12

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 4. Этап. Оценивание результатов. Награды. По итогам выполнения каждого задания квеста участники получают баллы. Максимальное количество баллов – 100. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов. Возможно как одиночное прохождение квеста, так и командное (экипаж или самозванец). Время прохождения квеста не ограничено. После выполнения каждого задания нужно сделать скриншот и прикрепить его на странице «Итог квеста» в своем профиле в итоговой таблице. В этой же таблице вы сможете увидеть количество баллов за каждое задание и сумму баллов за все выполненные задания. Критерии внесены в таблицу. Победителям квеста выдаются авторские дипломы.

Слайд 13

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 5. Этап. Тестирование квеста . После создания квеста авторами и студентами-соавторами проведено тестирование квеста , проверена работоспособность ссылок, заданий и разделов квеста , внесены коррективы, отлажены ошибки.

Слайд 14

Этапы создания квеста по информатике «Социальные сети: AmoungUs » 6. Этап. Запуск в работу.

Слайд 15

Квест по информатике «Социальные сети: AmongUs » Для перехода на страницу квеста – нажмите ссылку .

Слайд 16

Источники: Анциферова А.С. Разработка образовательного web-квеста по дисциплине «Информатика». Режим доступа: http://alattk.ru/banneri/razrabotka_obrazovatelnogo_web-kvesta_po_disciplin.pdf . Жданкина Н.В. Методичка по созданию веб- квеста . Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodichka-po-sozdaniyu-veb-kvesta-85237.html . Плясунова У.В., Карпова Т.Н., Буракова Г.Ю. Дидактическое решение. Разработка образовательных квестов . Режим доступа: http://yspu.org/images/2/26/ЯГПУ_ФМФ_Дидактическое_решение_Разработка_образовательных_квестов_Плясунова_Карпова_Буракова_2-11-2020.pdf . Смирнова Г.И., Пенькова М.А., Полтавец А.А., Хасанова О.А. Квест по информатике «Социальные сети: AmongUs ». Режим доступа: https://sites.google.com/view/kvest-social-network-amongus/главная-страница .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

презентация по информатике "Информационные системы", 11 класс

презентация по информатике "Информационные системы", 11 класс, Семакин...

Презентация к занятию по "Информатике и ИКТ" на тему "Перевод чисел в другую систему счисления"

Презентация к занятию по "Информатике и ИКТ" на тему "Перевод чисел в другую систему счисления"...

Презентация к занятию по информатике в подготовительной группе "Число 6 в Стране геометрических фигур"

Презентация к  занятию по информатике в подготовительной группе "Число 6 в Стране геометрических фигур" (с использованием конструктора ЛЕГО)...

Презентация к занятию по информатике для 4 класса "Путешествие на паровозике"

Цель занятия:- образовательная: формирование стратегии поиска информации и перевод её на масштабно-пространственный уровень;- развивающая: развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, ин...

Презентация к уроку информатики "Автоматические системы управления"

Презентация к уроку информатики "Автоматические системы управления"...