ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Антипенко Алина Сергеевна

В условиях современной экономики образование играет ключевую роль в успешности государства на мировом уровне, так как именно образование государство рассматривает в качестве главного инструмента развития, чтобы в будущем получить отдачу в виде повышения качества жизни своих граждан, росте инновационного и институционального потенциала.

В национальной доктрине образования Российской Федерации на 2000 – 2025 годы, целью которой является совершенствование и развитие системы образования, соответствующей реалиям ХХI века, проблема повышения качества образовательной системы Российской Федерации является наиболее актуальной.

Повышение качества образования российских школ способствует, по мнению экспертов, удовлетворению социальных и экономических потребностей, которые, в свою очередь, ведут к удовлетворению потребностей общества и государства.

Таким образом, на наш взгляд, нужно не только определить способ повышения важности метапредметных и личностных результатов учащихся в глазах педагогов-предметников, тем самым дать им стимул для работы над повышением уровня данных показателей, но и дать учителям понимание,  какие способности им лучше развивать в своих учениках в рамках каждого предмета. Более того, данный способ должен еще быть применим к процессу самообразования, чтобы учащийся также имел мотивацию к достижению более высоких результатов.

Школьная олимпиада не только как инструмент оценки предметных достижений, но и как ресурс, который позволяет участнику как углубить свои предметные знания, так и развить личностные способности является важным инструментом для повышения качества образования, так как целью олимпиады является выявление и развитие творческих способностей, умений нестандартно решать задания, а также побуждение интереса к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipenko_statya.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Антипенко Алина Сергеевна

Методист

ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Адмиралтейского района

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ

Олимпиады в настоящее время используются не только как инструмент в оценке предметных результатов, но и играют важную в системе школьного образования страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач. [1]

Первая олимпиада, носившая название «Олимпиада для учащейся молодежи», была проведена в XIX веке Астрономическим обществом Российской империи. [2]

В ХХ веке олимпиады школьников проводились в Советском Союзе по таким предметам, как математика, химия, физика и биология. В 1964 году был подписан указ Министром просвещения РСФСР и членом-корреспондентом Академии наук СССР М. А. Прокофьевым об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

В наше время, помимо Всероссийской олимпиады школьников, в которую входит 24 дисциплины [3], ежегодно проводится множество олимпиад, которые утверждаются приказом Министерства просвещения Российской Федерации. [4]

В современном Положении о Всероссийской олимпиаде школьников под редакцией от 17 марта 2020 года установлено, что олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. [5].

Олимпиадное движение в российском образовательном пространстве опирается на следующие принципы организации и проведения предметных олимпиад: обучающий характер, направленность на будущую профессию, единство теории и практики в заданиях, уровневая сложность заданий [6] и др. Принцип добровольности играет важную роль, то есть учащиеся могут сами определять олимпиады, в которых они хотят участвовать.

Олимпиадные задания не являются обычными контрольными работами. К формулировкам и содержанию таких заданий устанавливаются особые требования. Большая часть заданий должна содержать элементы научного творчества, чтобы проверять не исключительно предметные знания, но и умение логически мыслить, анализировать, визуализировать и т. д. [7]

Олимпиады содержат задания, проверяющие информированность школьников, определяющие уровень интеллектуального развития, способность к анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, систематизации, абстрагированию и конкретизации, а также креативность. [8]

Ученые отмечают, что предметная олимпиада школьников вносит существенный вклад в развитие интеллектуальной деятельности в различных направлениях научного знания, олимпиада активизирует научную деятельность, а также развивает креативность и гибкость мышления. [9,10]

Из этого следует, что для успешного выступления на олимпиаде участнику необходимо обладать таким типом мышления, на особенностях которого построены олимпиадные задания, характеризуемые следующими чертами:

  • перенос своих знаний и умений в новую нестандартную ситуацию;
  • умение увидеть неизвестное в знакомой ситуации;
  • способность выявить структуру и функцию объекта;
  • обладание альтернативным мышлением;
  • способность найти новый и нестандартный способ решения поставленной задачи. [11]

Успешное участие в некоторых олимпиадах дает право поступления без вступительных испытаний в Российский университет или дополнительные баллы при поступлении [12].

На сегодняшний день предметные олимпиады являются предметом изучения научным сообществом.

Особое внимание в своих работах исследователи уделяют функциям предметных олимпиад:

  • функция «выявления сильнейших». В данный момент эта функция становится ключевой, так как позволяет среди большого количества участников определить лучшего (набравшего большее количество баллов). Вследствие этого соревновательный компонент превалирует над личностным развитием [13];
  • функция зачисления лучших учащихся в университет [13];
  • социально-педагогическая функция, благодаря которой происходит подключение победителей и призеров прошлых лет к работе со школьниками;
  • функция личной самореализации и саморазвития позволяет учащимся проявить себя в рамках подготовки к олимпиаде или в рамках непосредственной работы путем нахождения нестандартного решения задачи. Педагог также может получить возможность для роста через организацию процесса подготовки;
  • психолого-педагогическую функция позволяет учащимся объективно оценить свои возможности;
  • социальная функция олимпиады позволяет повысить интерес к научной деятельности [14];
  • коммуникативная функция интенсивное общение, которое в свою очередь, является неотъемлемой частью подготовки.[15].

Многие учёные указывают на необходимости участия в предметных олимпиадах ориентируясь не только на получение призовых мест, но и ради самого интеллектуального соревнования [16].

Однако в реальной жизни участие в олимпиаде рассматривается как способ выявления талантливых обучающихся, а не личностного развития каждого участника.

Подводя итоги вышесказанного, мы пришли к следующему выводу:

Олимпиада, прежде всего, нацелена на одаренных и талантливых школьников (это подтверждает обилие научной литературы, посвященной данному вопросу), несмотря на то что целью предметных олимпиад является выявление и развитие у обучающихся умений нестандартно решать задания и творческих способностей.

Однако в настоящий момент те учащиеся, которые не прошли отборочный тур и, таким образом, не смогли показать высоких результатов по итогам проведенного испытания, остаются без должного внимания как со стороны организаторов олимпиады, так и со стороны учителей.

Такой подход таит в себе опасность, заключающуюся в том, что у большого числа таких школьников, к которым отнеслись невнимательно, может выработаться безразличное или даже негативное отношение к участию в олимпиадах. Все это неблагоприятно сказывается на олимпиадном движении.

Современные ученые высказывают мнение, что олимпиадное движение в данный момент столкнулось с рядом сложных и не решенных в системе российского образования проблем, которые не дают реализовать идеи о всестороннем развитии каждого обучающегося. [17]

Основными проблемами проведения и организации школьных предметных олимпиад являются:

  1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований.

На начальных этапах (в отличие от заключительных) не устраивают тематические игры, театрализованные представления и иные мероприятия, так как организаторы считают это нецелесообразными, поэтому большинство учащихся считает, что олимпиада – скучное занятие.

  1. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами.

Отсутствие выстроенных связей между организаторами олимпиад, методистами, педагогами и учащимися приводит к тому, что задания могут получиться сложными и неинтересными.

3. Основной акцент смещается на соревнование, а не на взаимодействие между участниками

Таким образом, на заключительных этапах олимпиады учащиеся попадают в коммуникативную изоляцию.  [18].

4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году.

Данная организация работы может привести к тому, что «средние» участники не будут справляться с предложенными заданиями. [19]

Важно, чтобы задания располагались всегда от простого к более сложному, так как при несоблюдении данного принципа участники могут испытать стресс и решить, что дальнейшие задания будут еще сложнее. Тем самым учащийся попадет в ситуацию «неуспеха» и не может приступить к выполнению следующих задач.

5. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» мероприятия.

Учащиеся, а именно отличники и хорошисты, которые зачастую в обязательном порядке выдвигаются на участие в олимпиаде, становятся «заложниками» олимпиад как по гуманитарным, так и по точным наукам. Это делается для повышения статуса образовательной организации, но является навязанной обязанностью для самих учащихся, в результате подобные действия воспринимаются школьниками негативно и снижают интерес участников к олимпиадам.

6. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.

Учащиеся, не подходящие под определение «одарённый и талантливый», лишаются возможности развития своих личных способностей в ходе многих лет проведения предметных олимпиад. Б. М. Теплов, учёный, занимающийся данной проблематикой, справедливо замечает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [20].

Следовательно, для развития способностей школьника важными является процесс подготовки учащихся к олимпиаде, а также исключительно процесс организации и проведения олимпиады по принципу «главное не победа, а участие».

В данное время, как уже было сказано выше, наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей.

В педагогической литературе выделяют следующие виды способностей [21]:

  • интеллектуальные способности;
  • академические способности;
  • креативные способности;
  • организаторские или лидерские способности.

Все перечисленные способности при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть выявлены и развиты. Более того, грамотная организация предметной олимпиады способствует появлению у учащихся мотивации к участию.

При подготовке учащихся к предметным олимпиадам важно придерживаться следующих принципов:

  • максимальная самостоятельность – учащийся должен иметь возможность для самостоятельного решения заданий, благодаря собственным усилиям, затраченным в процессе подготовки. Главная задача учителя – быть наставником в процессе подготовки, стимулируя учащегося к самостоятельному поиску;
  • принцип активности знаний – потребность у учащихся держать всю новую информацию, полученную в процессе подготовки;
  • принцип опережения уровня сложности – учащемуся необходимо вести подготовку с целью применения полученных знаний ориентируясь на задания повышенной сложности;
  • анализ результатов олимпиад – позволяет учащимся увидеть свои сильные и слабые аспекты подготовки. По итогу олимпиад, учащийся увидит свои упущения, удачные решения и недоработки. Более того, учащийся сможет в дальнейшем скорректировать программу и методы своей подготовки к олимпиаде, чтобы в дальнейшем убрать лишнее и отточить этот процесс под наибольший результат;
  • напутственное слово учителя – играет важную роль с точки зрения психологического настроя. В задачи педагога входит снятие стресса, поддержание мотивации учащихся, защита учащихся от выгорания в период двух-трех дней до олимпиады;
  • принцип «ненасилия над психикой» – процесс подготовки должен быть интересным и не быть слишком сложным, чтобы учащиеся избежали выгорания или разочарования до олимпиады. Сложность подготовки должна бросать учащимся вызов, но быть преодолимой. Для учащегося важен факт самого участия, а не принцип «победа или смерть», необходимо показать участникам олимпиады, что их главная задача – лучше изучить предмет и получить новые навыки, которые позволят им быть более успешным в дальнейшей жизни. Однако нельзя и полностью обесценивать олимпиаду как соревнование, где неважно: победитель ты или нет.

Существует несколько систем подготовки для участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету, включающая в себя исключительно знания учебной программы;
  • подготовка в системе дополнительного образования – кружки, научные сообщества, факультативы;
  • самоподготовка, которая включает в себя самостоятельное чтение различной профильной литературы и источников в сети Интернет, решение различных олимпиадных задач повышенной сложности;
  • целенаправленная подготовка к участию в конкретной олимпиаде, которая проводится обычно либо на специальных курсах, посвященных конкретной олимпиаде, либо с помощью репетитора в лице педагога или куратора из числа победителей олимпиады прошлых лет.

Процесс подготовки школьников к олимпиаде необходимо начинать с самого начала учебного года, а также педагогу нужно давать каждому учащемуся индивидуальные рекомендации, учитывающие сильные и слабые стороны конкретного ученика.

А.И. Савенков предлагает классифицировать способности следующим образом Мотивы, которые возникают у школьников [22]:

1. «Мотивация содержанием».

Учащиеся развивают в себе способность применять полученные знания на практике. Задания выстраиваются по принципу от простого сложного, для того чтобы учащийся смог решить как можно больше заданий.

2. «Мотивация процессом».

Благодаря тому, что учащиеся начинают чувствовать себя частью олимпиадного движения, частью чего-то большого и глобального, им становится интереснее участвовать.

3. «Широкие социальные мотивы».

Учащийся чувствует ответственность за тех, кого он представляет, будь то школа или регион. Важно, чтобы участник участвовал добровольно и не чувствовал страх наказания. Это позволит ему утвердиться как сильной и волевой личности.

Говоря о мотивах обучающихся, важно знать и о мотивах педагогических работников. В данное время не все учителя уделяют должное внимание подготовке учеников к участию в олимпиаде.

Это происходит по причине отсутствия представления у большинства педагогов роли олимпиады в развитии личности, а также правильной организации процесса подготовки к олимпиаде.

Как итог, с точки зрения педагога, олимпиада – это пространство, где учащийся должен продемонстрировать свои предметные знания, при этом большинство педагогов не уделяет должного внимания способности применить эти знания на практике.

После проведения обширного анализа научной литературы мы выявили ряд основных проблем посвященной вопросам олимпиадного движения:

  • недостаточное внимание педагогов к олимпиадному движению как средству развития личности;
  • отсутствие исследований, подтверждающих влияние олимпиадного движения не только на предметные знания, но и на развитие личностных способностей;
  • отсутствие оптимально необходимой базы олимпиад, содержащей комплексный анализ заданий и рекомендаций по подготовке.

Библиографический список

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
  2. РИА НОВОСТИ. Навигатор Абитурьевна. Дата публикации: 17:08 03.05.2017 https://na.ria.ru/20170503/1493599704.html (дата обращение 24.02.2020)
  3. Сайт Центра олимпиад Санкт-Петербурга http://www.anichkov.ru/page/olimp/ (дата обращения 25.02.2020)
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.07.2019 г. № 390 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год"
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 18 ноября 2013 года N 1252 с изменениями на 17 ноября 2016 года
  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Из-во Ростов. ун-та, 1983.
  7. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году по математике
  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке учащихся 8-9 классов к Всероссийской олимпиаде по биологии в 2017-2018 учебном году В. В. Ласточкин, Г. А. Павлова
  9. АрхиповВ.П., ЧопчиянС.А. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005; 4: 11 – 13.],
  10. [Попова В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей. Проблемы развития территории. 2011; 3: 84 – 93.
  11. Ефимова Н.В. Совершенствование содержания подготовки школьников к практическому туру регионального этапа всероссийской биологической олимпиады / Н.В. Ефимова // Самарский научный вестник 2019 (ВАК)
  12. Приказ министерства науки и высшего образования Российской Федерации №658 от 30 августа 2019 года
  13. Лунин В.В. Роль химических олимпиад школьников в развитии образования и науки. В.В. Лунин, О.В. Архангельская, М.В. Горохова, И.А. Тюльков. Современные тенденции развития химического образования. Под общей ред. академика В.В. Лунина. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2007: 5 – 10
  14. Тюнькова И.А. Возможности и перспективы проведения межрегиональной олимпиады школьников «Географический Олимп». Современные исследования социальных проблем. 2016; 3-2 (59): 209 – 213.].
  15. Архипов В.П., Чопчиян С.А. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005; 4: 11 – 13.
  16. Беседина Е.А. Олимпиада школьников по истории как культурно-образовательный феномен. Е.А. Беседина, Т.В. Буркова, А.Х. Даудов. Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: научн. матер. участников Междунар. научно-практ. конф. 2014: 66 – 71.
  17. См.: Шарапков А. Н. Указ. соч.; Корсунова О. Ю. Указ. соч.; Кирьяков Б. С. Указ. Соч
  18. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.,1988. С. 67.
  19. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2003. С. 80.
  20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 9–20.
  21. Обучение и развитие одаренных детей в школе: сб. статей. Йошкар-Ола, 2003.
  22. Савенков А. И. У колыбели гения М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение конкурса в детском объединении дополнительного образования, как инструмент стимулирования стремления учащихся к более высоким личностным и метапредметным результатам.

Дорогие коллеги! Перед Вами методическая разработка конкурсного мероприятия для детского объединения дополнительного образования - Кружка росписи по дереву «Русские узоры». Она является неотъемлемой ч...

Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)

В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следу...

«Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразоват...

Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатовСовременная школа должна ребёнка: «научить учиться», &laq...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...