Статья. Использование методов педагогической психологии на уроках французского языка и театральных занятиях.
статья

Буенок Татьяна Ивановна

В статье обсуждаются проблемы педагогической психологии. Речь идет о поиске доступных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию на уроках французского языка и театральных занятиях.   В статье предлагается познакомиться с перечнем научных методов: обратная связь, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование,  анализ представляемых результатов творчества, тестирование которые применяются в процессе театральной деятельности для совершенствования развития творческих качеств учащихся и формирования их мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Статья. Использование методов  педагогической психологии на уроках французского языка и театральных занятиях. Искусство - сердце нашего общества. 

          В современном быстро меняющемся мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким уровнем знаний и умением творчески мыслить. В настоящее время абсолютной ценностью гуманно – личностного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.

        Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих способностей, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

        Развитие личности это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его интеллектуальных, физических и духовных сил. Оно происходит на протяжении всей жизни. Особенно важен, при этом, детский и школьный возраст.

Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности, в том числе в деятельности с использованием иностранного – французского языка. Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. С точки зрения ученых, осуществлять процессы управления развитием позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности на иностранном - французском языке, в том числе в форме  театрализованной деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит театрализованной игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств.

Школа – это мир детства, где занятия творческой деятельностью наиболее благоприятны.  Сегодня повышается роль и значение учителя в формировании мотива к обучению и творчеству учащихся. Учитель ищет новые способы для комфортного и результативного обучения  школьников, так как программы становятся все более сложным и многие дети оказываются  неготовыми  к такой интенсивной деятельности. Про работу учителя в сегодняшней ситуации интересно высказался  Дональд  Куинн ( перевод с английского).

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя всё своё мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, -вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя».

Умение приводить себя в состояние, нужное для данного вида работы в данный момент времени, - одно из главных умений профессионала в любой области. В работе учителя в том числе. Этому не обучают в педвузах, и выпускники, профессиональные как преподаватели, оказываются беспомощными как практикующие педагоги.    Получающий от урока удовольствие учитель  - это результат, удачной совместной деятельности  учителя и учащихся, результат комфортной психологической атмосферы на уроке.

            Театральные занятия на французском языке - это игра, а игра как известно  - это лучший, самый эффективный способ обучения детей. Дети познают мир через игру. Игра- это особо организованное занятие, требующее напряжения  эмоциональных и умственных сил. Игра  - это естественная для ребенка среда,  и мягкая форма обучения. Играя, у учащихся формируются их психические  процессы, и формируется личность. Складывается   характер, лидерские качества и развивается интеллект. Игра наполняет жизнь учащихся радостными переживаниями, обогащают эмоционально, создают радость от успеха,  хорошее настроение и дает мотивацию к изучению французского языка.

Театральные занятия  развивают у детей  воображение, внимание, память, умение владеть собой, умение  и желание  понимать другого человека, ребенок учится развивать важное человеческое качество – сопереживание. Работа над любым спектаклем, над ролью в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремление получить новые знания, умения, сделать новое лучше, чем предыдущее. Также формируется уверенность в себе, устраняется страх публичных выступлений, страх говорить на иностранном языке, человек становится более смелым.

Театральные занятия на французском языке, добавляют ко всем вышеперечисленным преимуществам от этой формы обучения, тренировку языковых знаний и  навыков.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. (Конфуций). Дай мне сделать – это практика театральной деятельности, когда ученики принимают участие в действе – в волшебном процессе создания неповторимых, придуманных и воплощенных ими  самими событиях и характерами героев…

Учителю часто трудно определить   психологическую готовность детей к сознательному воспитанию и обучению. Ни одно психологическое свойство и качество человека не возникают внезапно из ничего – их появление в открытой форме предваряется длительным периодом скрытого, латентного преобразования. Применительно к большинству психологических свойств и особенностей ребенка об этих периодах  известно чрезвычайно мало. С чего они начинаются и сколько времени длятся, каково соотношение скрытых и открытых периодов развития каждой психической функции – еще одна из сложных проблем педагогической психологии. Решая ее, необходимо определить, в каком смысле следует употреблять и понимать термин «готовность к обучению и воспитанию»: подразумевается ли под этим наличие у ребенка определенных задатков или уже развившихся способностей, имеется ли в виду наличный уровень развития психики или необходимо учитывать также зону ближайшего развития. Немалую трудность также представляет поиск доступных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию.      Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Педагогическая психология, располагает арсеналом научных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ представляемых результатов творчества, тестирование, социометрия и др. Методом исследования называется способ изучения объекта. В зависимости от уровня научного познания — теоретического или эмпирического — методы определяются как теоретические или эмпирические.  Далее мы рассмотрим подробнее методы психодиагностики готовности к обучению и воспитанию, которые успешно применяются в практике театральных занятий для развития  творческих качеств учащихся и формирования их мировоззрения.

Метод «Обратной связи» - ответная реакция, отклик на определенное действие. Например, учитель реагирует  на выполнение упражнения  в виде комментария по определенным правилам. Обратная связь должна быть своевременна, конкретна, сбалансирована. Своевременно, значит, что необходимо давать обратную связь сразу после завершения действия. Обратная связь должна быть дана учащемуся четко и по делу. Сбалансирована – значит должна присутствовать часть, что было сделано эффективно, а что можно сделать по-другому.  Данная методика, в настоящий момент является очень актуальной, так как,  в современной психологии и педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с избранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности учащегося.

Учителя не должны заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь. Самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Одна из задач учителя — раскрыть перед учащимся широкое поле выбора. Раскрывая такое поле выбора, педагог не должен скрывать своего оценочного отношения к тому или иному выбору, но следует избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения.

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, — с фиксацией, например, всего хода мероприятия, в данном случае театральной постановки на французском языке,  подготовки к ней, и завершающего анализа с помощью метода «обратной связи» после просмотра театральной постановки. Возможно наблюдение за поведением одного или нескольких учащихся. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах.  Отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель исследования. Полученные данные подвергаются обработке и анализу.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели, мотивы, поведение, результаты деятельности могут быть объектом самонаблюдения). Этот метод лежит в основе самоотчетов, характеризуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный. Этот метод при работе на театральных занятиях, используется следующим образом. Учащимся предлагается осознанно подойти к наблюдению за самим собой, значит  наблюдать за проявлением заранее оговоренных личных качествах, способностях  в процессе театральной постановки. А по завершению участия в постановке, используя метод  «Обратной связи» и совместный анализ учителя и учащихся на тему  проявления оговоренных ранее качеств для самонаблюдения произвести оценку проявления этих качеств и возможное их изменение.

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются (по возможности не привлекающими внимания способами). Беседа может быть самостоятельным методом изучения человека. Этот метод в театральных занятиях имеет воспитательную цель. Воспитание - это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом,  под влиянием умышленно направляемых различных воздействий (внушения, убеждения, эмоционального заражения, личного примера, вовлечения в определенные виды деятельности и других приемов психолого-педагогического воздействия).

Традиционный подход к воспитанию — это воздействие на  психику и деятельность с целью формирования личностных качеств и свойств направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать в коллективе, самокритичности, проявлению доброго отношения к окружающим.

В процессе работы над театральными постановками учитель организует дискуссии на социально важные темы, формирующие мировоззрение учащихся, например: отличие добра от зла, понятие справедливости, свободы, истины, достоинства и другие.

Наибольшие изменения  в личности учащихся происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в в различных видах совместной деятельности  учителя и учащихся. Особое значение в формировании личности имеет коллектив учебной группы и уровни его развития. Благоприятное положение учащихся  в окружающей его среде способствует позитивному развитию его личности. На театральных занятиях учитель  старается создать  такую педагогическую ситуацию, в которой есть возможность для учащихся раскрыть творческий потенциал и языковые способности, а также в которой происходят позитивные изменения  социально значимых качеств учащихся.

Детство каждого ребенка проходит в мире разнообразных ролевых игр,  они помогают детям познакомиться с правилами  и законами взрослой жизни. Игры для детей

можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых куклы или сам ребенок имеют свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему и  копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить

его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Искусство - сердце нашего общества.

Список используемой литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.
  2. Ванакова Г.В. Педагогическая психология.- Биробиджан, 2004.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Internet ресурсов на уроках французского языка (из опыта работы)

Выступление на секции муниципального конкурса "Цифровые горизонты"....

Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"

Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....

Использование сети Интернет на уроках французского языка.

Для наиболее полного достижения целей и задач,стоящих перед учителем на уроках французского языка я применяю новые информационные технологии. Особенно большую помощь оказывает использование сети Интер...

статья "Формирование познавательных мотивов на уроках французского языка как второго иностранного"

в статье затрагиваются вопросы трудностей преподавания французского языка как второго иностранного и способов их преодоления...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Статья:Использование игровых технологий на уроке французского языка

В статье рассматривается возможность использования игр на уроках французского  языка как повышение эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету....

Статья «Использование инновационных технологий на уроках французского языка»

Личностно-ориентированный подход в обучении причисляется к гуманистической линии в педагогике. Важнейший принцип этого направления – в центре обучения должен быть ученик, а не учитель, деятельность по...