Статья. Использование методов педагогической психологии на уроках французского языка и театральных занятиях.
статья
В статье обсуждаются проблемы педагогической психологии. Речь идет о поиске доступных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию на уроках французского языка и театральных занятиях. В статье предлагается познакомиться с перечнем научных методов: обратная связь, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, анализ представляемых результатов творчества, тестирование которые применяются в процессе театральной деятельности для совершенствования развития творческих качеств учащихся и формирования их мировоззрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья. Использование методов педагогической психологии на уроках французского языка и театральных занятиях. Искусство - сердце нашего общества.
В современном быстро меняющемся мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким уровнем знаний и умением творчески мыслить. В настоящее время абсолютной ценностью гуманно – личностного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих способностей, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
Развитие личности это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его интеллектуальных, физических и духовных сил. Оно происходит на протяжении всей жизни. Особенно важен, при этом, детский и школьный возраст.
Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности, в том числе в деятельности с использованием иностранного – французского языка. Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. С точки зрения ученых, осуществлять процессы управления развитием позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности на иностранном - французском языке, в том числе в форме театрализованной деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит театрализованной игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств.
Школа – это мир детства, где занятия творческой деятельностью наиболее благоприятны. Сегодня повышается роль и значение учителя в формировании мотива к обучению и творчеству учащихся. Учитель ищет новые способы для комфортного и результативного обучения школьников, так как программы становятся все более сложным и многие дети оказываются неготовыми к такой интенсивной деятельности. Про работу учителя в сегодняшней ситуации интересно высказался Дональд Куинн ( перевод с английского).
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя всё своё мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, -вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя».
Умение приводить себя в состояние, нужное для данного вида работы в данный момент времени, - одно из главных умений профессионала в любой области. В работе учителя в том числе. Этому не обучают в педвузах, и выпускники, профессиональные как преподаватели, оказываются беспомощными как практикующие педагоги. Получающий от урока удовольствие учитель - это результат, удачной совместной деятельности учителя и учащихся, результат комфортной психологической атмосферы на уроке.
Театральные занятия на французском языке - это игра, а игра как известно - это лучший, самый эффективный способ обучения детей. Дети познают мир через игру. Игра- это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра - это естественная для ребенка среда, и мягкая форма обучения. Играя, у учащихся формируются их психические процессы, и формируется личность. Складывается характер, лидерские качества и развивается интеллект. Игра наполняет жизнь учащихся радостными переживаниями, обогащают эмоционально, создают радость от успеха, хорошее настроение и дает мотивацию к изучению французского языка.
Театральные занятия развивают у детей воображение, внимание, память, умение владеть собой, умение и желание понимать другого человека, ребенок учится развивать важное человеческое качество – сопереживание. Работа над любым спектаклем, над ролью в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремление получить новые знания, умения, сделать новое лучше, чем предыдущее. Также формируется уверенность в себе, устраняется страх публичных выступлений, страх говорить на иностранном языке, человек становится более смелым.
Театральные занятия на французском языке, добавляют ко всем вышеперечисленным преимуществам от этой формы обучения, тренировку языковых знаний и навыков.
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. (Конфуций). Дай мне сделать – это практика театральной деятельности, когда ученики принимают участие в действе – в волшебном процессе создания неповторимых, придуманных и воплощенных ими самими событиях и характерами героев…
Учителю часто трудно определить психологическую готовность детей к сознательному воспитанию и обучению. Ни одно психологическое свойство и качество человека не возникают внезапно из ничего – их появление в открытой форме предваряется длительным периодом скрытого, латентного преобразования. Применительно к большинству психологических свойств и особенностей ребенка об этих периодах известно чрезвычайно мало. С чего они начинаются и сколько времени длятся, каково соотношение скрытых и открытых периодов развития каждой психической функции – еще одна из сложных проблем педагогической психологии. Решая ее, необходимо определить, в каком смысле следует употреблять и понимать термин «готовность к обучению и воспитанию»: подразумевается ли под этим наличие у ребенка определенных задатков или уже развившихся способностей, имеется ли в виду наличный уровень развития психики или необходимо учитывать также зону ближайшего развития. Немалую трудность также представляет поиск доступных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию. Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Педагогическая психология, располагает арсеналом научных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ представляемых результатов творчества, тестирование, социометрия и др. Методом исследования называется способ изучения объекта. В зависимости от уровня научного познания — теоретического или эмпирического — методы определяются как теоретические или эмпирические. Далее мы рассмотрим подробнее методы психодиагностики готовности к обучению и воспитанию, которые успешно применяются в практике театральных занятий для развития творческих качеств учащихся и формирования их мировоззрения.
Метод «Обратной связи» - ответная реакция, отклик на определенное действие. Например, учитель реагирует на выполнение упражнения в виде комментария по определенным правилам. Обратная связь должна быть своевременна, конкретна, сбалансирована. Своевременно, значит, что необходимо давать обратную связь сразу после завершения действия. Обратная связь должна быть дана учащемуся четко и по делу. Сбалансирована – значит должна присутствовать часть, что было сделано эффективно, а что можно сделать по-другому. Данная методика, в настоящий момент является очень актуальной, так как, в современной психологии и педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с избранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности учащегося.
Учителя не должны заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь. Самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Одна из задач учителя — раскрыть перед учащимся широкое поле выбора. Раскрывая такое поле выбора, педагог не должен скрывать своего оценочного отношения к тому или иному выбору, но следует избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения.
Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, — с фиксацией, например, всего хода мероприятия, в данном случае театральной постановки на французском языке, подготовки к ней, и завершающего анализа с помощью метода «обратной связи» после просмотра театральной постановки. Возможно наблюдение за поведением одного или нескольких учащихся. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель исследования. Полученные данные подвергаются обработке и анализу.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели, мотивы, поведение, результаты деятельности могут быть объектом самонаблюдения). Этот метод лежит в основе самоотчетов, характеризуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный. Этот метод при работе на театральных занятиях, используется следующим образом. Учащимся предлагается осознанно подойти к наблюдению за самим собой, значит наблюдать за проявлением заранее оговоренных личных качествах, способностях в процессе театральной постановки. А по завершению участия в постановке, используя метод «Обратной связи» и совместный анализ учителя и учащихся на тему проявления оговоренных ранее качеств для самонаблюдения произвести оценку проявления этих качеств и возможное их изменение.
Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются (по возможности не привлекающими внимания способами). Беседа может быть самостоятельным методом изучения человека. Этот метод в театральных занятиях имеет воспитательную цель. Воспитание - это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом, под влиянием умышленно направляемых различных воздействий (внушения, убеждения, эмоционального заражения, личного примера, вовлечения в определенные виды деятельности и других приемов психолого-педагогического воздействия).
Традиционный подход к воспитанию — это воздействие на психику и деятельность с целью формирования личностных качеств и свойств направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать в коллективе, самокритичности, проявлению доброго отношения к окружающим.
В процессе работы над театральными постановками учитель организует дискуссии на социально важные темы, формирующие мировоззрение учащихся, например: отличие добра от зла, понятие справедливости, свободы, истины, достоинства и другие.
Наибольшие изменения в личности учащихся происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в в различных видах совместной деятельности учителя и учащихся. Особое значение в формировании личности имеет коллектив учебной группы и уровни его развития. Благоприятное положение учащихся в окружающей его среде способствует позитивному развитию его личности. На театральных занятиях учитель старается создать такую педагогическую ситуацию, в которой есть возможность для учащихся раскрыть творческий потенциал и языковые способности, а также в которой происходят позитивные изменения социально значимых качеств учащихся.
Детство каждого ребенка проходит в мире разнообразных ролевых игр, они помогают детям познакомиться с правилами и законами взрослой жизни. Игры для детей
можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых куклы или сам ребенок имеют свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему и копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить
его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Искусство - сердце нашего общества.
Список используемой литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.
- Ванакова Г.В. Педагогическая психология.- Биробиджан, 2004.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/15/picture-41934.png)
Использование Internet ресурсов на уроках французского языка (из опыта работы)
Выступление на секции муниципального конкурса "Цифровые горизонты"....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/15/picture-41934.png)
Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"
Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....
Использование сети Интернет на уроках французского языка.
Для наиболее полного достижения целей и задач,стоящих перед учителем на уроках французского языка я применяю новые информационные технологии. Особенно большую помощь оказывает использование сети Интер...
статья "Формирование познавательных мотивов на уроках французского языка как второго иностранного"
в статье затрагиваются вопросы трудностей преподавания французского языка как второго иностранного и способов их преодоления...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/24/picture-18291-1656086934.jpg)
“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.
Главная цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...
Статья:Использование игровых технологий на уроке французского языка
В статье рассматривается возможность использования игр на уроках французского языка как повышение эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-919491-1493020091.jpg)
Статья «Использование инновационных технологий на уроках французского языка»
Личностно-ориентированный подход в обучении причисляется к гуманистической линии в педагогике. Важнейший принцип этого направления – в центре обучения должен быть ученик, а не учитель, деятельность по...