Приемы повышения мотивации учащихся
статья

Терехова / Мельниченкова Ирина Михайловна

В данной работе более детальное рассмотрение приемов повышения мотивации. Эта работа расскрывает одноименную призентацию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.

  1.           Мотивация учебной деятельности - главный катализатор процесса обучения. Вопросами мотивации занимались многие отечественные и зарубежные методисты, педагоги и психологи. В связи с этим существует большое количество подходов к пониманию сущности мотивации, её природы и структуры.  

           Мотив определяется как побудительная причина действий и поступков человека, исходящих из стремления удовлетворить свои потребности.
           Учебная мотивация является ведущей, поскольку определяется как процесс побуждения обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели. Главная задача мотивации учения - организация  учебного процесса, что максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала  личности обучаемого.

  1.             Мотивация относится к внутреннему желанию или потребности человека в совершении какого-либо действия, невозможно одному человеку замотивировать другого, это уже будет расцениваться как манипуляция, которая может либо увеличить, либо уменьшить внутреннюю мотивацию.  
    У каждого обучаемого есть мотивация делать что-либо, но она редко направлена на изучение иностранного языка. Когда речь идёт о процессе обучения, необходимо различать виды мотивации, которые приводят к положительному эффекту обучения. Мотивация должна исходить от самого

обучающегося, а учитель может только «манипулировать» учеником таким образом, чтобы уровень его мотивации поддерживался и в дальнейшем возрастал. Для этого следует учесть важность разных видов мотивации.  

Внутренняя мотивация связана с желанием самого обучаемого получить положительный результат обучения, он сам осознаёт цель данного процесса. Цель может быть определена как стремление к познавательной деятельности и выявлению причинно-следственной связи в изучении учебного материала из-за собственного любопытства. Внутренние мотивы имеют долгосрочный эффект и постоянство. Как только человек определяет деятельность, необходимую для достижения поставленной им цели, эта деятельность становится регулярной. Именно поэтому, внутренняя мотивация – самый эффективный способ обучения

Внешняя мотивация противоположна внутренней. В то время как внутренняя мотивация тесно связана с целью, внешняя – либо не имеет отношения к цели, либо обладает целью, не относящейся к внутренней мотивации. Если цель внутренней мотивации - положительный результат обучения, имеющий длительный характер, то цель обучаемого, мотивированного внешне, совершенно другая. Когда человек имеет внешнюю мотивацию, его цель – это какой-либо желаемый результат (хорошая оценка, избежание наказания и т.п.), он признаёт определённый способ поведения целесообразным и планирует свои действия, исходя из этого. Как правило, такие обучающиеся мотивированы результатом, который функционально не связан с деятельностью, в которой они участвуют. Всё, что выполняется, основано на ожидании «внешней» награды. Следовательно, «манипуляция» действиями обучаемого со стороны учителя приравнивается к внешней мотивации.

                Г.В. Рогова и З.Н. Никитенко утверждают, что интерес к процессу изучения иностранного языка держится прежде всего на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях поддержания интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у обучающихся внутренние мотивы. Для этого необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели

Страноведческая – сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран, создание и поддержание диалога культур;
Мотивация успеха – желание получить поощрение за выполнение домашнего задания, за усвоение материала
Инструментальная – возможность выразить себя в предпочитаемом виде деятельности
Эстетическая – получение наслаждения от нахождения в классе или на уроке именно по этому предмету.

            Подводя итог можно заключить, что под мотивацией принято понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают людей к реализации идей или потребностей через действия или поведение. Соответственно, учебная мотивация определяется как побуждение обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели. Она имеет сложную структуру. Главными компонентами мотивации учения являются мотивы такие, как познавательный, гражданский, материальный, мотив значения, переживания и др.

             Также среди многообразия видов выделяют внутреннюю и внешнюю желаниях самого обучающегося получить положительный результат обучения.

Успех обучения и поддержание мотивации на высоком уровне зависят от того, насколько увлекательно учитель проводит уроки. Для выполнения данного условия учитель должен иметь представления не только о мотивации в целом, её структурах, приёмах и способов её повышения, но и о психологических и возрастных особенностях обучаемых на разных этапах обучения.  

             На начальном этапе уровень мотивации обучающихся английскому языку в большинстве случаев высок. Следовательно, учитель занимается общим развитием ребёнка и поддержанием интереса к обучению на том же уровне. На среднем этапе цель учителя – дать знания грамматического материала и основ культурной речи. На данном этапе мотивация может уменьшиться, поэтому учитель должен заинтересовывать обучающихся актуальными темами и методическими приёмами, характерными для возраста его учеников. На старшем этапе уровень мотивации в связи с различными факторами может очень сильно упасть. Отсюда, учителю требуется как можно тщательнее подбирать приёмы повышения мотивации и не забывать про формирование коммуникативной компетенции, как главной цели обучения иностранным языкам.  

  1.             Рассмотрим некоторые приёмы и способы повышения мотивации на уроках английского языка:
  1. Применение педагогического мастерства и такта, позволяющих создать атмосферу оптимизма и веры обучающихся в собственные силы. Обучающиеся способны раскрепоститься, поверить в себя и забыть о языковом барьере, если учитель сам относится позитивно к предмету и создаёт на уроке ситуации успеха. Также необходимо помогать обучающимся ставить перед собой достижимые, соответствующие реальности цели и задачи, моделировать процесс, приводящий к их реализации, обеспечивать обучающихся опорами для предусмотрения успешного результата. Нельзя равнодушно относиться к усилиям, которые обучающиеся затратили на выполнение заданий, отмечая только результат или неудачи. Более того нужно сформировать у обучаемых способность ценить не только свои собственные, но и общие достижения своей группы или класса. Не стоит забывать и про принцип доброжелательности, начинать и заканчивать урок с улыбкой, не проявлять явную агрессию в критике. В общем, делать всё, чтобы поддерживать благоприятную атмосферу обучения.
  2. Игровая деятельность на уроках английского языка тренирует произношение и навыки аудирования. Игры создают и поддерживают положительный микроклимат в группе, развивают творческие, мыслительные способности обучающихся и характеризуются актуальностью и разнообразием материала. Чувство равенства и атмосфера увлечённости способствуют преодолению стеснительности, скованности, усталости у обучающихся, а также снятию языкового барьера и барьера между учителем и учеником. В процессе игровой деятельности обучающиеся овладевают такими составляющими общения, как умение начать беседу, поддержать её, в нужный момент согласиться с мнением собеседника или опровергнуть его, а также задавать уточняющие вопросы. Элемент игры возможно включить в любой вид деятельности на уроке, из-за чего он станет увлекательным и интересным. Именно игры выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Наиболее эффективный приём повышения мотивации к изучению английского языка – это игры. Игры имеют ряд возможностей, способствующих развитию умений обучающихся и обеспечивающих дальнейшую демонстрацию того, что они могут в рамках темы или раздела. Стоит перечислить и другие положительные стороны использования игр на уроках английского

            Считается, что, учитывая возрастные особенности, учителя обязаны использовать игры на всех этапах обучения для повышения мотивации, ведь игры – не только средства обучения, но и средства развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей обучающихся.

С. А. Шмаков характеризует игровую деятельность эмоциональной приподнятостью, активным характеров и соперничеством. Используя игру на уроке английского языка, не следует забывать, что она является не самоцелью, а лишь средством активизации грамматики, лексики, фонетики, чтения, письма и устной речи.

Игры способствубт не только успешному усвоению нового материала, закреплению старого, но и повышению мотивации, возникновению и развитию интереса обучающихся к предмету «Английский язык».

   

  1. Внеклассная деятельность раскрывает способности и возможности обучающихся, обеспечивает преодоление трудностей в самоутверждении, тимулирует развитие творческой и познавательной активности, а также способностей обучающихся, не востребованных во время уроков
  2. Использование на уроках песен. Это создаёт приятный эмоциональный климат и снимает напряжение обучающихся, воздействуя на их эмоции и чувства. Не зря музыку называют «сильнейшим психологическим побудителем, проникающим в подспудные глубины сознания». С помощью песен, стихотворений, видеороликов, фильмов и музыки прочнее усваивается грамматический материал, расширяется словарный запас и совершенствуются навыки произношения. К тому же музыку и стихи можно включать как в начале урока для фонетической зарядки, так и для релаксации в середине или в конце урока, когда обучающиеся нуждаются в разрядке и восстановлении работоспособности.
  3. Применение компьютерных интерактивных технологий. Они позволяют разнообразить формы и методы работы, сделать урок более запоминающимся для обучающихся. Презентации на уроках английского языка удобны и для обучающихся, и для учителя, так как в них содержится не только текст, но и всевозможные наглядные примеры: картинки, графики, схемы и другое, делающие усвоение языкового материала проще и легче. К тому же Интернет позволяет пользоваться материалами из сети в ходе урока, самостоятельно искать информацию в рамках обучающего процесса и самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях. Кроме того с помощью Интернета на уроке можно создать естественную языковую среду, работая с аутентичными текстами и общаясь с носителями языка
  4. Проведение олимпиад, дистанционных конкурсах. В свою очередь они способствуют самореализации, повышают образовательный уровень, мотивируют на проверку знаний и ведут к более углубленному и интенсивному изучению английского языка
  5. Проект - это возможность для обучающихся выразить собственные идеи в удобной творчески продуманной форме. В процессе работы ученики ищут информацию, работают с литературой и Интернетом, обобщают её, представляют свои проекты, готовят выступления, вступают в дискуссии, отвечают на вопросы по теме, анализируют работу и самостоятельно оценивают себя. Проекты активируют стороны личности обучающегося, его любознательность, трудолюбие и коммуникативные навыки.
  6. Проведение интегрированных уроков развивает аналитическое мышление, логику и познавательный интерес, побуждая к творческому познанию окружающей среды. Форма проведения таких уроков нестандартна, поэтому они считаются более яркими и интересными
  7.  Должен учитываться принцип смены видов деятельности, так как если обучающиеся будут заниматься на уроке одним и тем же, к примеру, только читать или писать, то такой урок недолго будет интересным. К тому же полезно в середине урока или после задания, которое требует высокого умственного напряжения, уделять время физкультминутке на английском языке, используя музыку, танцевальные движения или жесты
  8. Критика имеет место быть, но она должна быть нацелена на ситуацию успеха и не содержать негативных слов. Помимо оценивания обучающихся в словесной форме, важно, поощрять их какими-нибудь значками или символами. Тем ученикам, кто слабо успевает на уроках, следует показать, что учитель всё равно относится к ним хорошо, несмотря на малые успехи

         

            Таким образом, формирование положительного имиджа нового предмета, желание активно его осваивать, в процессе обучения, требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от обучающихся, и каждый преданный своей работе учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Перечисленные приёмы также обеспечат создание устойчивой положительной мотивации обучающихся, будут успешно способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению их знаний и общей эрудиции, при условии, что их будут варьировать и адаптировать в зависимости от целей и задач уроков, психологических и возрастных особенностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие автономии и повышение мотивации учащихся посредством приемов смешанного обучения.

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция и универсальное средство реализации ФГОС, тк оно представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе при...

«Сборник методических приемов ,направленных на повышение мотивации учащихся, и их сущность»

Использование данных приемов может помочь учителю повысить интерес учащихся к предмету, создать возможность предоставить каждому учащемуся возможность активно участвовать в процессе обучения....

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка....

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания

Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...

Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...

Приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

В этой статьерассматриваются эффективные приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранных языков,в частности английского языка и приведены примеры,...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроке английского языка

Мотивация учебной деятельности - наиболее главный катализатор процесса обучения. Основные способы пробудить интерес учащихся....