«Сборник методических приемов ,направленных на повышение мотивации учащихся, и их сущность»
методическая разработка на тему

Использование данных приемов может помочь учителю повысить интерес учащихся к предмету, создать возможность предоставить каждому учащемуся возможность активно участвовать в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сборник методических приемов и их сущность»

Ассоциации на доске

Этот метод привлекает собственный опыт учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, проводится фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросам методологии. В зависимости от содержания имеет три формы проведения.

Понятие

Учитель вертикально на доске записывает основное понятие, которое должны проработать ученики. Далее он просит учеников назвать признаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, чтобы слова имели общие с основными понятиями буквы.

Цветок

Учитель рисует на доске цветок (серединка и четыре лепестка). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учеников назвать проявления и характеристики понятия и записывает их на лепестках.

Прямоугольник

Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нем основное понятие. Затем он просит учащихся назвать его синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы, что, по их мнению, связаны с этим понятием.

Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает ученикам из каждой группы отобрать по три характерные. С отобранными ассоциациями проводят дальнейшую работу.

Аукцион

Используют на этапе обобщения знаний. Ученики повторяют какое-то свойство, функцию, особенность строения, образ жизни определенного объекта. Они дополняют друг друга, получая как можно больше знаний об этом объекте.

Тот, кто назовет признак последним, а другие не смогут дополнить, выигрывает и получает соответственно наивысшую оценку.

Блиц-опрос по цепочке

Первый ученик задает короткий вопрос другому. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время ответа - несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или недостаточно корректно составлен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц-турнире, поэтому, чтобы процедура  удалось, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Отсроченная загадка

В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и удивительный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.

«Верю - не верю»

Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинают словами: «Верите ли вы, что ...» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Источники информации

Для активизации работы и заинтересованности учащихся в начале урока учитель раздает газеты, журналы или страницы этих изданий, где размещена информация, касающаяся темы урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее повседневного использования.

Диктант для «шпиона»

Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимательность и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс разделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляют к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше остальных).

Домино. Ученикам предлагают 18 незаконченных фраз. Сами окончания написанные на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильные окончания в этих фраз.

Найди ошибку. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые следует и найти, или раздаются тексты, в которых явно искаженная информация или | запутанные определения, маршруты, последовательность изложения, героям приписывают чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов.

Учитель просит найти в в предложенном тексте (задании)  ошибки. Можно указать количество ошибок .. Выявление всех ошибки свидетельствует о глубоком знании предмета и развивает критическое мышление учеников.

Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка - это два-три не слишком сложных вопроса для размышления; основная цель такой разминки - настройка ребенка на работу.

Картинная галерея

Учитель вывешивает на доске 4-5 картин (фотографий), которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак. Учитель записывает их на доске.

Крокодил

Эту довольно известную игру с успехом используют на уроках обобщения знаний. Ученики объединяются в две команды. Один из учеников (или небольшая группа) демонстрирует предмет, явление с помощью мимики и жестов, без слов или оборудования. Победит команда, которая быстрее разгадает показано.

Лото

Этот методический прием  требует предварительной подготовки. На листе плотной бумаги или на картоне большими буквами записывают условные знаки( словарные слова и т. д), которые были изучены на предыдущих уроках. Затем лист бумаги разрезают так, чтобы на каждой части бумаги остались отдельные буквы  или знаки. Разрезанные части лото (в двойном экземпляре) перемешивают на столе. Учитель вызывает двух учеников к столу и предлагает составить слова. Побеждает тот, кто это сделает быстрее и правильнее. К игре можно ввести рефери, который оценит и прокомментирует результаты.

Вместительная корзина

Этот методический прием очень уместен перед проведением тематического оценивания, поскольку играет роль разминки.

На листе бумаги дети рисуют корзину, на котором предложено написать слова и структуры по изученной теме. Главное, чтобы «корзина» была заполнена доверху. Через некоторое время учитель останавливает игру и просит одного и из учеников зачитать слова. Ученики вычеркивают названия, которые повторяются в их записях. Победителем окажется ученик, у которого больше других  записано слов и структур, то есть у которого наиболее вместительная корзина для знаний.

«Модели, ожили»

Этот методический прием является модификацией упражнения театральной педагогики «Бытовые механизмы». Любую учебную модель, схему, рисунок, опыт можно предложить для «оживления» ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (три-восемь человек). Выполняют это действие без слов и комментариев, только с помощью мимики, жестов. Не существует ограничений в применении этого приема (только отсутствие смелости у педагога, а фантазией вас щедро одарят дети). Необычность задачи и ограниченность времени (не более 4-5 мин на подготовку) заставляют учеников проявить смекалку. По ходу демонстрации результатов «оживления» ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли.

В исходном варианте задания участники игры показывают действие приборов, полученные ими по жребию, работу их внутренних механизмов.Ученики договариваются, кто будет той или иной частью механизма и каким образом ему придется взаимодействовать с другими «частями» во время «работы» прибора.

Мой тезис

Предлагаем примеры того, как методом ускоренного обучения весело и на оптимистической ноте можно закончить учебные занятия, поощряя участников к кристаллизации главных тезисов изученного. Попросите участников записать одним предложением на листе бумаги главную идею изученного. Сгруппируйте участников в пары, и пусть каждый за сорок пять секунд попытается убедить партнера, что именно его тезис важнее других.А дальше пара на таких же условиях убеждает другую о важности уже их совместного тезиса.

Объединенная четверка убеждает другую, и так до тех пор, пока половина участников не выберет своего представителя, который от их имени будет защищать совместно выбранный тезис, споря с представителем другой команды. Выделяя на речь каждого две минуты и чуть больше на заключительные дебаты, мы можем за двадцать минут задействовать  много человек.

Дайте каждому участнику пять минут на то, чтобы одним предложением на отдельном листе бумаги написать итог изученного. Каждый прикрепляет свой лист на большую доску. Участники группируют листы в соответствии с их содержанием и поясняют свои решения.

Количество тематически схожих выводов впоследствии определяет коллективное мнение о главной идее занятия и облегчать общий итог изученного .

«Перепишу параграф по-своему»

Не секрет, что наши учебники далеки от совершенства. Как творческое задание предложите ученикам переписать тему или параграф учебника по-новому, то есть написать свой авторский вариант. Но при этом  необходимо детализировать и выделить главное, что вы хотите получить в результате переписки.

Например, структурировать текст - разбить на логические части, выделить правило, потом расположить примеры, его объяснение. Или, используя дополнительную литературу, сделать текст более образным, ярким, интересным.

Подведем итоги

Один из самых распространенных приемов устной рефлексии, что, как правило, применяется на этапе завершения урока, - это произнесение по следующей схеме:

На уроке я ...

  • Узнал ...
  • Понял ...
  • Научился ...
  • Наибольший мой успех - это ...
  • Наибольшие трудности я почувствовал ...
  • Я не умел, а теперь умею ...
  • Я изменил свое отношение к ...
  • На следующем уроке я хочу ...

Пинг понг

Вариант 1

К доске выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопросы и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2

Один из учеников подготовил простые вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.

Показуха (скульптура)

Учитель называет понятие, действие, процесс или явление. Объединив учеников класса в несколько групп, он предлагает представителям каждой группы через минуту представить названое в виде скульптуры (без слов). После демонстрации учитель организует обсуждение по таким вопросам:

  1. Что указывает на то, что именно названное понятие представлено группой?
  2. Какими средствами они его передали?
  3. Какие признаки понятия им удалось передать?

Портрет   

Лучше всего эту форму работы применять на уроках обобщения изученного материала. Учитель зачитывает утверждения, в котором описательно представлены сведения о растении, животном, человеке, городе.

Ученики пытаются опознать объект, лицо. Если не удается, учитель зачитывает второе утверждение, содержащее более точную информацию.Третье утверждение содержит такую ​​информацию, не узнать по которой то,что загадано, нельзя.

Если ученики угадывают характеристику с первого утверждения - получают высший балл, со второго подхода оценка ниже, с третьего - еще ниже.

Почта

Каждому ученику предлагают определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды парт играют роль улиц, сами парты или столы - домов. Ученики на листах записывают вопросы по тексту домашнего задания, пишут адрес одноклассника, свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается и оцениваются  несколько «писем». Наивысшую оценку получают те, кто поставил интересный вопрос и получил на него правильный ответ.

Светофор

Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материалы однажды, вы долго будет пожинать плоды своего трудолюбия.Светофор - это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной 4 см), которая с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой - зеленой.«Работает» светофор очень просто: во время проведения устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленый сторону - готов отвечать, красный - не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса, пассивность неприемлема. Хочешь - не хочешь - надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показав зеленую - будь добр, отвечай. При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух-трех (не обязательно сильных, но ответственных) учащихся к доске и поручить им роль помощников учителя.

Помощникам следует заранее выдать подготовленные листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерченная таблица для опроса (см.табл. ниже). Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, то есть количество поднятых зеленых (+) и красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все.

№ вопроса

Иванов

Петров

Сидоров

1

+

-

+

2

+

+

-

3

-

+

10

+

+

+

Правильных ответов

7

5

9

Через пять минут проведения устного опроса в учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке (теме), дети усвоили хорошо, а к чему стоит обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожена количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет  оценки за устный опрос.

"Слабое звено"

Для того чтобы закрепить новую терминологию, можно применить игровой методический прием «Слабое звено». Учитель предлагает вспомнить все новые термины урока Первый ученик называет один термин, второй предыдущий и свой, третий - два предыдущих и свой и т. д.. Если ученик ошибся,  то ему говорят: «Слабое звено». На уроке тематического повторения и обобщения такие цепочки могут доходить до 20 и более слов.

«Да - нет»

Это универсальная игра, которая очень нравится детям и привлекает к активному участию в уроке.

Учитель загадывает природное явление( число, предмет, литературный персонаж и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да», «нет», «да и нет».

Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Универсальность этого методического приема состоит в том, что его можно использовать и для организации отдыха, и для создания рабочей ситуации.

Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы.

Театр «Мим»

Все ученики читают учебный материал за определенный промежуток времени, определенный учителем. Класс делится на две команды. Участники одной команды должны изобразить любое предложение или абзац (по выбору) пантомимой, а другая команда - догадаться и объяснить, о чем идет речь. Затем другая команда воспроизводит текст, а вторая угадывает.

Тихий  опрос

Беседа с одним или несколькими учениками происходит шепотом, тогда как класс занят другой задачей, например тренировочной контрольной работой. Этот методический прием незаменим в том случае, когда в классе есть дети, которые по определенным причинам стесняются (боятся) отвечать при всех.

Хоккей

Вариант 1

Играют две команды по шесть участников: один вратарь, два защитников, трое нападавших. Правила такие: бросок в ворота обозначает вопрос, поставленный соперниками. Бросок в ворота осуществляют нападающие. «Гол» - отсутствует ответ (или ответ неправильный). «Шайба отражена» - защитники или вратарь дали правильный ответ на вопрос.

Арбитр считает количество пропущенных и забитых «шайб», следит за временем игры, за соблюдением правил игры, удаляет нарушителей, использует музыкальные паузы, другие ученики играют роль запасных игроков или болельщиков.

"Шерлок Холмс"

Ученикам предлагают быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Составляют длинный список вопросов. Ученики дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

Шпаргалки

Ученикам предлагают прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдают учителю. По желанию учащиеся подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечают лучшие шпаргалки и докладчиков.

Щадящий опрос

Класс разбивается на две группы по вариантам. Учитель задае вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик | дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте - ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сильный ученик или учитель. Ученики второй группы, выслушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку. На следующий вопрос отвечают ученики второй группы, а ученики первой их выслушивают. | Теперь они выполняют роль преподавателя и после ответа учителя выставляют оценку учащимся второй группы.Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя и оценит своего одноклассника.

  Creative tasks

  • Match the words with the correct definitions, True or False.
  • Choose the odd word out.
  • Put these words in the proper columns.
  • Use these adjectives to describe...  
  • Which of the things below would you...
  • Give the opposites of the following words.
  • Test your memory!
  • Think of as many things as you can connected with the following:
  • Match the pictures to the words.
  • Questions.
  • Read the words in the box and match them to the correct...
  • Choose the right answer. ,
  • Put the following sentences in the correct order. Then read the dialogue with partner.
  • Complete the sentences with the proper words.
  • Complete the dialogue.
  • Make a story.

What is it? You or somebody else act as a reporter and ask only five questions: What (or Who)? When? Where? How? Why? to guess the noun the rest of the group has chosen.

  • Let’s rhyme a little.
  • Picture dictation.
  • Association.

Make up sentences as quickly as you can (according to the necessary topic): cold, it, yesterday, was.

  • Broken sentences.
  • Miming.
  • Jumbled words.
  • A statement to puzzle students for the following short discussion.
  • Jigsaw reading.
  • Interview.

ANIMALS

  1. Use these adjectives to describe the animals (any animals).

Horrible, nice, friendly, curious, romantic, violent, fat, ugly, poisonous, lazy, disgusting, hungry, enormous, fluffy, sly, clever, fast.

Snakes

Frogs

Foxes

Elephants

2.  Association. Where do they live?

The teacher  says

Students  say

Jungle

monkeys

Forest

bears

River

fish

Sea

dolphins

Desert

camels

Snow

polar bears

  1. Ask the students to make two lists — one of animals that live in warm to hoi climates and one that live in cool to cold climates.
  2. Give some pictures of animals to the groups of the students. Ask them to identify the animals and answer the questions What can _ do? What can’t        do? about each animal.
  3. Ask the students what their favourite animals are and where they, live.
  4. In pairs: ask the students to describe the animals so that their partners can guess which animal they are talking about.

Example: “This is a bird. It can’t fly”. /ostrich/

7. Write a list of animals on the board (e.g. parrot, camel, penguin, giraffe...). Read     the sentences to the students and ask them to guess what it is.  

1) This animal can’t fly. It lives in snow and ice.

2) This animal has big spots and can eat leaves from high trees.

3) This animal can carry things. It lives in the desert.

4) This animal can fly. It lives in the jungle.

8. Line up pictures of domestic and wild animals. Ask the students to point to the pictures as you say the names of the animals. Ask the students to classify them according to the habitats they live in by stacking them under appropriate category written on the board.

9. Guess the animal according to its description.                                                           It’s orange. It has stripes and a long tail. It likes meat.                                                      It’s green. It has a long tail and sharp teeth. It lives in rivers.

CLOTHES

  1. Ask the students to call out the names of pieces of clothing as you point to them in pictures or on the students.
  2. A guessing game

Imagine your mother has come from the shop where they sell clothes. Guess what she has got in her bag.

  • Do you have a dress?
  • Yes, I do./ No, 1 don’t.
  1. Game: “What is missing?”

The doll is wearing a skirt, a blouse, shoes, a hat, a scarf. The teacher asks the pupils to close their eyes and quickly takes off one of the articles. The pupils guess what article is missing.

  1. Say that you have the same thing. Nick has a cap. I have a cap, too. Ann has many dresses.

Tom has a blue short.

Jack has a white short.

Nelly has red shoes.

Bill has grey trousers.

My mother has a pink blouse.

My sister has a grey skirt.

My brother has black boots.

My grandfather has a brown cap.

\

  1. Complete.

1        C

2

L

3

O

4

T

5

H

6

E

7        S

  1. You wear it on your body in cold weather.
  2. Girls wear it on their bodies in hot weather.
  3. You wear them on your feet.
  4. You wear it on your head.
  5. Boys wear it on their bodies in warm weather.
  6. Boys and girls wear blue.... now.
  7. You wear them on your feet in hot weather.

Key: 1 coat, 2 blouse, 3 shoes, 4 hat, 5 shirt, 6 jeans, 7 sandals


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие автономии и повышение мотивации учащихся посредством приемов смешанного обучения.

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция и универсальное средство реализации ФГОС, тк оно представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе при...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка....

Рабочая программа" В мире сказок" по внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. О...

Использование современных приемов обучения на уроках информатики для повышения мотивации учащихся

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель - успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а знач...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания

Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...

Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...

Приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

В этой статьерассматриваются эффективные приемы повышения мотивации учащихся при изучении иностранных языков,в частности английского языка и приведены примеры,...