Актуальность проблемы развития креативного мышления в рамках школьного образования
статья

Сабурова Татьяна Владимировна

Актуальность проблемы развития креативного мышления школьников обусловлена тем, что при общей направленности современного обучения на развитие творческих способностей детей, к сожалению, у многих учащихся эта сложная и важная сторона формирования личности остаётся на низком уровне. В данной статье автор рассказывает, как можно развивать  креативное мышление детей в условиях школьного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы развития креативного мышления в рамках школьного образования

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3 им. К. А. Москаленко» г.Липецка Сабурова Т.В.

Говоря об актуальности проблемы развития креативного мышления школьников, надо отметить, что при общей направленности современного обучения на развитие творческих способностей детей, к сожалению, у многих учащихся эта сложная и важная сторона формирования личности остаётся на низком уровне. Это ведёт к простому, механическому запоминанию, неразвитости познавательных процессов – внимания, памяти, мышления; к неподготовленности к постановке и решению более сложных проблем. Ведь выработка способности идти к гармоничному решению интуитивно является спецификой образного творческого мышления. И это уровень навыков, имеющих отношение к формированию метапредметных образовательных результатов. Креативность выступает важным навыком в современном динамичном мире. Креативность проявляется в способности находить нестандартные решения, действовать в новой ситуации, создавать нечто эстетически привлекательное, удобное и при этом полезное. Кроме того, креативное решение проблемы подразумевает, что ученик может тщательно проработать свою идею и предложить не просто обобщенный образ, а продумать различные детали и элементы, которые помогут сделать образ более завершённым.

Рассматривая в большинстве случаев именно сами знания и навыки как конечный итог успешного обучения, мы обрекаем детей на «однобокое» физиологическое развитие. Ведь левое и правое полушария нашего мозга оказались не идентичными в своих функциях, как отмечает доктор хим. наук

Ю.Чирков в статье «Мозг левый, мозг правый». Многие учёные называют нашу цивилизацию «левополушарной». Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое – нацелено на мышление образами. Мы игнорируем запросы правой половины мозга, а значит, слабо используем его возможности.

Культура мышления образами является также существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем школьном возрасте. Способность творить важна в любой профессии, ведь сила воображения даёт человеку способность предвидеть, т.е. предчувствовать потенцию развития явления или возможности, заключённую в материале, в конструкции, научной идее, и выявлять её. «Дело в том, - пишет Э.В.Ильенков, - что развитое эстетическое чувство с его принципом красоты как раз и позволяет верно схватывать образ «целого», до того как будут «проверены алгеброй» все частности и детали этого «целого», до того как это конкретное живое целое будет воспроизведено в мышлении в форме строго-логически развитой системы абстракции. Дело в том, что потребление плодов искусства развивает ту самую силу творческого воображения, которая позволяет человеку не просто глядеть на окружающий мир, но видеть его высокоразвитыми человеческими глазами…»

По утверждению Б.М.Неменского, деятельность воображения не заключается в способности суммировать образы, имеющиеся у других людей, - это способность выделять из них то общее, что они уже имели между собой, но только в виде намёка, тенденции, рождать новый образ, новый продукт. «Поэтому сила воображения с самого начала становится именно продуктивной, т.е. творческой производящей, а не просто воспроизводящей. Этим она с самого начала отличается от простой деятельности «памяти», воспоминания». (Э.В.Ильенков).

Трудно переоценить способность к творчеству. Она даёт многое в любой профессии. У человека с неразвитым креативным мышлением, по утверждению Б.М.Неменского, складывается формально-догматический тип интеллекта. В окружающем мире он всегда будет видеть только то, что ему известно из инструкций, учебных пособий – то, что «закодировано» в его памяти. В трудных жизненных ситуациях он не найдёт оптимального решения, если теоретически не готов к этому. Ведь он не обладает развитой фантазией («продуктивным воображением»), являющейся универсальной человеческой способностью, обеспечивающей человеческую активность восприятия окружающего мира. А значит, человек не может действовать по-человечески ни в науке, ни в политике, ни в отношениях с другими людьми. Таким образом, в любой профессии, в любом труде эта способность является основой движения вперёд, основой вдохновенного труда.

Жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее, сложнее, и человеку с креативным складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Нельзя не отметить и ещё одной архиважной задачи, решаемой посредством развития художественного креативного мышления – приобщения к чтению художественной литературы. Занятия творчеством – это надёжный путь к развитию потребности в чтении и умения читать. Без этого невозможно воспитание гармонической личности, думающей, инициативной, способной на креативный подход к любому делу.

Значит, творцом может стать каждый? Да, одни в меньшей мере, другие – в большей. Откуда же взять столько талантливых и способных? Их нужно вырастить, воспитать, развить. Возможности человеческого мозга огромны. Русские генетики Н.П.Дубинин и Ю.Г.Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передаётся путём воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением. Происходит это в процессе решения человеком различных проблем, которые дробятся на задачи. Если задача «старая», то человек, решая её, развивает исполнительские способности, если задача новая, то происходит акт творчества. Здесь, по утверждению Б.М.Неменского, требуются особые качества умственного развития: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Всё это и составляет креативные способности.

Развитие таких способностей происходит только в акте творчества. В свою очередь, такой акт невозможен без проблемной ситуации. Одним из ведущих результатов развития человека в ходе проблемного обучения как одной из высших форм познавательной активности, по утверждению Т.В.Кудрявцева, является созревание креативного мышления. На этом и основана идея развития творческого мышления.

Всё сказанное выше позволяет сформулировать два принципиально важных положения, имеющих прямое отношение к характеристике креативных способностей учащихся: творчеству нельзя обучить, используя только информативные способы обучения; творческую личность невозможно воспитать без настоящей интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, без иерархии мотивов, без активности личности. Все эти условия могут быть обеспечены только тесным взаимодействием учителя и ученика.

Решающую роль в развитии уровня креативного мышления приобретает учитель, направляющий творческую активность детей в нужное русло. Начинать необходимо с простых методик: анкеты «Креативный ли вы человек?», игры «Рассказ по кругу», игры «Расскажи мне сказку». Затем переходить к более сложным, письменным формам: сочинению сказок по картам Проппа, защите фантастических проектов, созданию сценариев для внеклассных мероприятий, театру-экспромту, рассказу-продолжению, истории-фантазии. Создавая рисованный фильм, комикс, рисунок-загадку, рисунок-ассоциацию, рисунок-импровизацию, дети в процессе творчества соединяют литературное и художественное искусство.

Чтобы видеть целенаправленность такой деятельности, необходимо разработать критерии, по которым можно оценивать динамику развития креативных способностей обучающихся. В результате моей попытки подобрать такие критерии, я решила оценивать письменные творческие работы обучающихся по следующим критериям: оригинальность создания образов, средство исполнения, богатство, точность, выразительность речи, законченность сюжета. Конечно, такие критерии могут использоваться учителем только при исследовании детских работ во внеурочной деятельности. Но креативное мышление обучающихся необходимо развивать и на уроках русского языка, литературы. Например, на уроке русского языка в 5-м классе на тему: «Что обозначает глагол» -  на заключительном этапе обучающимся предлагается творческое задание – создание связного текста по рисункам.

Результатом работы по развитию креативного мышления стали не только первые места в школьных творческих конкурсах и даже участие в городском конкурсе «Я выбираю жизнь!» Гораздо важнее, конечно, то, что обнаружилась динамика роста уровня развития креативного мышления у каждого обучающегося. Креативность включает две составляющие: оригинальность предложенных идей и детальность их проработки. Оригинальность - способность продуцировать новые идеи и решения задач, которая может выражаться в появлении новых идей, в установлении новых, ранее не фиксировавшихся связей между существующими идеями. Оригинальность проявляется в следующих действиях ученика: он предлагает новые, оригинальные идеи – придумывает решение, не существовавшее ранее в его опыте, устанавливает новые связи – находит неочевидные связи между идеями. Детальность - способность глубоко, подробно проработать предложенную идею. Детальность проявляется в следующих действиях ученика: глубоко и детально прорабатывает идеи, используя большое количество деталей, в том числе, отвечающих за то, чтобы идея продолжала работать в разных ситуациях.

Такие способности проявляются, когда школьник с определённой оригинальностью излагает письменно свои мысли и обнаруживает быстрое развитие эмоционального креативного воображения. И систематические занятия литературными опытами могут развивать литературные способности детей, а значит, креативное мышление можно и нужно развивать, если мы хотим воспитать поликультурную личность, «человека нового мышления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Проблемы развития мотивации в системе современного школьного образования»

Рассматриваются проблемы развития мотивации в контексте личностно-ориентированного подхода....

Доклад выступления на РМО на тему «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в образовательных учреждениях района»

В докладе рассмотрены актуальные проблемы психологического, административно-технологического и учебно-практического характера, препятствующие качественному преподаванию иностранных языков в рамках реа...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

Актуальность развития креативного мышления на занятиях по изобразительному искусству

Статья предназначена для преподавтелей изобразительного искусства....

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».

В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...