Техника формирования оценивания, применяемого в основной школе по географии и биологии
учебно-методический материал

Сюрина Галина Анатольевна

Итоговое оценивание знаний и умений ученика зависит от грамотной техники формирования оценивания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника формирования оценивания, применяемого в основной школе по географии и биологии.

Сюрина Г.А. – учитель географии и биологии

МБОУ Относовская СОШ

                                                                                     Вяземского района Смоленской области.

Я работаю в сельской малокомплектной школе, где преподаю географию и биологию в средних классах. Стремительные изменения, происходящие в  современном обществе,  вызывают  необходимость преобразований в методике   преподавания этих предметов. Приоритетным направлением    школьного биологического и географического образования становится формирование у обучающихся  соответствующих  компетентностей. Цель процесса формирования компетентностей – воспитать средствами данных  предметов  деятельную, самостоятельную, конкурентноспособную, готовую к непрерывному образованию личность.  В  процессе обучения школьник должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность.

 Новые образовательные стандарты (ФГОС) задают  и новые методологические основы оценки достижения результатов: от оценки достижений  - к оценке эффективности деятельности.

Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

1. Оценивание является постоянным процессом,  интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание  осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебного триместра  или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом,  (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебной деятельности, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым,  как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание  происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении.

Значительный прогресс в результатах учащихся достигается только в том случае, когда обратная связь от учителя к ученикам и от учеников к учителю осуществляется систематически, а не время от времени, как это бывает обычно. Формирующее  оценивание усиливает прогресс учащихся с проблемами в обучении даже  больше, чем обычных учеников.

Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях), прозрачность.

Уже на первых уроках  начального курса географии, например  пятиклассники,  приобретают навыки оценивания, которые в  последующем  закрепляются.

На уроке « Науки о природе» для оценивания умений определения объектов  живой и неживой природы, приобретенных на предыдущем занятии, я  предлагаю пятиклассникам разгадать кроссворд, работая в группах. Критерии оценивания  своей работы они разрабатывают сами. Я лишь направляю и корректирую. (6 вопросов).  Критерии оценивания данного задания: правильность выполнения задания – 6 баллов,  активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего  – 8 баллов.

На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний.

 «Знания каких наук использует в своей работе агроном, путешественник…»  - обсуждение в группах этого вопроса  позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.

По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность. Шкала перевода баллов в оценку: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 17 баллов – «4»; 16 – 10 баллов – «3».   Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.

Для техники формирующего оценивания необходимо формировать у обучающихся навыки оценивания и самооценивания всех видов деятельности. Поэтому пятиклассники, например, на моих уроках   оценивают свою работу в группе и работу группы по заданным критериям. Как работала группа: совместно выполняли задания – 5 баллов;  не все были активны - 4 - 3 балла; работа не дала ожидаемых результатов - 2  балла.

Технология осуществления критериального подхода к оцениванию  предполагает деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Для каждого смыслового блока определяются четкие требования к знаниям и умениям учащихся.

Для формирования у  учащихся навыков оценивания я использую индивидуальные маршрутные листы, содержащие возможность самооценки смысловых блоков по эталону. Например, при изучении географии по теме « Великие географические открытия» используется вот такой  маршрутный лист:

Маршрутный лист

Ученика (цы)__________класса

Фамилия _________________ Имя_____

1 Этап: « Определи тему урока» 

2 Этап «Слова-помощники»

З.  Этап «Методы исследования»

4 Этап «Географические открытия»

5 Этап «Собери пазлы»

6 Этап «Найди соответствие»    

На каждом этапе обучающиеся получают определенное количество баллов, из которых в конце урока выводится общая сумма полученных баллов по маршруту.

Маршрутный лист позволяет обучающимся оценить все этапы урока: целеполагание, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, первичное закрепление, рефлексию и оценить свою деятельность. Критериальное оценивание позволяет учащимся увидеть свои «реальные» оценки.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.

Таким же образом я ввожу критериальное оценивание как часть формирующего оценивания и при изучении биологии. Оно развивает навыки самооценивания и позволяет получить от учеников оперативную обратную связь.

Самооценку своей деятельности учащиеся осуществляют на этапе рефлексии с использованием карточек: синий цвет карточки – «я работал (а) отлично», красный – «я могу работать лучше». Это формирует умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. В дальнейшем критерии самооценки можно усложнить.

Творческие задания  ученики оценивают в группах или классом. Например, при оценке плакатов «Берегите воздух»  ученики определили приоритеты в оценке: содержание и  аккуратность, а не умение хорошо рисовать. Постепенно приобретаемые навыки оценивания позволяют адекватно оценивать деятельность одноклассников, а не «по - дружески».

В практической работе  оценка  ставится за умение применять знания на практике. Самооценку  учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к уроку географии в 5 классе по теме «Ориентирование»:

- Я умею определять направления сторон света по приметам.

- Я умею пользоваться компасом.

- Я  умею определять азимут.

- Я умею читать план местности.

- Умею ориентироваться с помощью компаса.

Критерии оценивания к уроку биологии в 5 классе по теме «Устройство увеличительных приборов» :

- Я умею настроить  микроскоп для работы.

- Я умею приготовить простейший микропрепарат.

- Я умею настроить свет на рабочий стол микроскопа.

- Я  знаю строение клетки кожицы лука.

- Я могу наблюдать движение цитоплазмы клетки под микроскопом.

Оценивание на  каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка.

Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.  Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • видит свой учебный прогресс,
  • чувствует ответственность за свою учебную работу,
  • стремиться выполнять ее качественно,
  • понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
  • формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,
  • может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
  • готов к учебе на протяжении всей жизни

Рекомендации учителю

•        Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше

•        Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников

•        Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании

•        Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели

•        Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"

В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны,...

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа).

Методические рекомендации учителям по формированию конструктивно-оперативных навыков (основная школа)....

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

доклад Формирование вычислительных навыков в основной школе»

доклад на школьном заседании методического объединения учителей естественоо-математического цикла Формирование вычислительных навыков в основной школе»...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...

Методическая разработка урока по физической культуре на тему «Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча» в основной школе 7 класс

Баскетбол является достаточно сложным в освоении технических и тактических элементов. Существует многообразие двигательных действий и упражнений, разнообразная последовательность и сочетание их примен...