Статья «Развивающие образовательные технологии деятельностного типа в свете модернизации российского образования»
статья

В статье освещены основные развивающие образовательные технологии деятельностного типа, используемые  при реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_tehnologii_deyatelnostnogo_tipa.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Шунина Людмила Владимировна, методист ГБОУ СОШ №404

«Развивающие образовательные технологии деятельностного типа

в свете модернизации российского образования»

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца, как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Разработчики ФГОС, определившие новые цели и задачи образования, одной из главных идей выдвинули системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Основная задача современного образования

  • не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь;
  • умение и желание работать в команде;
  • способность к самоизменению и самореализации.

Школа – среда учения

Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения. Необходимое условие для ее освоения - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равного партнёрства, общения.

Деятельностный метод

Деятельностный метод - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принцип построения обучения в деятельностном подходе

  • Предмет усвоения – общие способы действия
  • Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.

Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять:

  • Формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели - самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов -рефлексия);
  • Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Современные образовательные технологии деятельностного типа

1.Технология проблемного диалога

2.Технология развития критического мышления

3.Технология продуктивного (изучающего) чтения

4.Игровые педагогические технологии

5.Проектная и исследовательская деятельность

6.Технология оценивания образовательных результатов

Технология проблемного диалога

Цель - обучение самостоятельному решению проблем

Средство - открытие знаний вместе с детьми

Традиционный урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками

Проблемно-диалогический урок

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4.Выражение решения

5.  Применение знаний учениками

В технологии проблемного диалога выделяют:

1.Побуждающий диалог

2.Подводящийдиалог

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?

1.Регулятивные: умение решать проблемы.

2.Коммуникативные: умение вести диалог.

3.Познавательные: умение извлекать информацию, делать выводы и т.п.

4.Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Технология продуктивного (изучающего) чтения

Ориентирована на формирование правильной читательской деятельности

Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде

I этап. Работа с текстом до чтения (предугадывание предстоящего текста по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации к тексту)

II этап. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение, беседа по восприятию, повторное чтение и анализ текста, деление на части, постановка к тексту обобщающих вопросов, выразительное чтение)

III этап. Работа с текстом после чтения (смысловая беседа по тексту, формулирование основной идеи текста, работа с иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия, творческие задания)

Продуктивное чтение художественных и учебно-научных текстов отличается, но суть одна.

1.Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию

2.Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст -  поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания)

3.Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)

4.Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения (диалог с авторов, комментарии и т.п.)

5.Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Метод Инсерт

Система маркировки текста  

 – это уже известно

–  – противоречит моим представлениям

+ – это интересно и неожиданно

?  – узнать подробнее

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?

  • Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
  • Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
  • Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
  • Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Технология развития критического мышления

  • Критическое мышление – тип мышления, который критически относится к любым  утверждениям,  но при этом  открыт новым идеям.
  • Характерные особенности:
  • оценочность;
  • открытость новым идеям;
  • собственное мнение и рефлексия собственных суждений

Технология развития критического мышления

  • Проявление любознательности;
  • Развитие навыков исследовательской деятельности
  • Умение ставить перед собой вопросы;
  • Умение вскрывать причины и последствия фактов;
  • осуществление планомерного поиска ответов;
  • Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
  • Способность переносить знания в реальность
  • Умение выбрать логику изложения учебной информации
  • Способность сочетать тексты и графическую информацию со звуком, видео-кинофрагментами
  • Формирование культуры учебной деятельности

Метод Кластер – способ графической организации учебного материала.

  1. Выделить ключевое слово текста
  2. Составить модель (Построить как можно больше связей, укрупнить смысловые блоки, выделить ключевые аспекты).

Метод ТАСК – анализ

Стадии

  1. Какая тема обсуждается?
  2. Каково основное утверждение по теме?
  3. Сформулируйте контрутверждение.
  4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите доводы в отдельных колонках.
  1. Содержит ли текст непонятные слова и выражения? Найдите и поясните их. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, ошибочные заключения.
  2. Оказывает ли влияние идеология автора на основное утверждение?
  3. Изложите свое утверждение в форме: «Несмотря на то, что (контрутверждение),… (основное утверждение),… поскольку…(главные причины)».

Игровые педагогические технологии

  • Игра – сильнейшее средство социализации ребенка(становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу)
  • Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии.
  • Игра – это пространство самореализации(раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие)
  • Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
  • Игра – это особое «поле самовыражения»
  • Игра должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность - самостоятельная, социально  значимая  и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой цели, имеющая план и критерии оценки результата .

Типы проектов

  • Информационный проект.
  • Учебно-исследовательский.
  • Социальный.
  • Прикладной.
  • Инженерный.
  • Игровой, ролевой

Этапы проектной деятельности

  • Подготовительный этап – исследовательский (ставится проблема перед учащимися, мозговая атака с целью коллективного поиска проблем, определяется цель деятельности)
  • Открытие новых знаний (рекомендуются источники получения информации)
  • Технологический этап (используется метод упражнений, т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности)
  • Заключительный этап – рефлексия (коррекция проекта и его защита, сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, конкурс творческих работ, оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер)

Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • Исследовательские (выбирать лучшее решение)
  • Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, помогать товарищам, принимать их помощь)
  • Оценочные (оценивать результат своей деятельности и своих товарищей)
  • Информационные (самостоятельно находить нужную информацию)
  • Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы)
  • Рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился?, «Чему мне необходимо научиться?»)
  • Менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность,  принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела)

Технология  оценивания образовательных  достижений

7 правил

  • Оценивается любое действие, но отметкой фиксируется только решение полноценной задачи.
  • Учитель и ученик определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.
  • Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением
  • Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
  • За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.
  • Отметка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный).
  • Итоговые отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года, а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.

Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Остановимся на некоторых правилах

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

Правило 6: КАК? (по уровням успешности)

1.Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

2.Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

3.Максимальный уровень (повышенный, необязательно проверяемый) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Исключительно. «Превосходно».

Итог:

Как мы видим, функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. В связи с этим хочется процитировать слова Л.С.Выготского:  «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии

Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»...

Современные образовательные технологии деятельностного типа

Осмысление основ современных образовательных технологий деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных дос...

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

«Образовательные технологии деятельностного типа»

. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии. Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных цел...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...