«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках ИЗО и черчения»
материал

Современные информационные технологии, основой которых яв­ляются компьютеры и компьютерные системы, различные электрон­ные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собашникова Татьяна Илларионовна

учитель ИЗО и черчения

МБОУ "Мало-Куналейская СОШ"

Бчурского района РБ

«Использование  цифровых образовательных ресурсов на уроках ИЗО и черчения»

Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это оптимизация учебно-воспитательного процесса.

 Использование  цифровых образовательных ресурсов на уроках ИЗО и черчения способствуют формированию эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Развитие материально-технической базы и активное внедрение, использование ИКТ во все области образовательного процесса, позволяют решать следующие задачи:

  • повысить интерес к предмету у обучающихся;
  • сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы
  • применять в научно-методической работе;
  • использовать в проектной деятельности;
  • создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении;
  • избегать перегрузок за счёт более эффективного использования учебного времени обучающихся и т.п.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

  • При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
  • При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
  • При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям: 

  1. Использование функций компьютера как  источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков;
  2. Использование возможности компьютера в качестве администратора своей работы.

В последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности. Операционная система Microsoft® Offise позволяет систематизировать всю эту работу.

Создавать общие папки по предметам, в которых весь материал  распределить по нескольким направлениям  учебной деятельности:

  • папки с календарно-тематическими планами в форме технологической карты, в которых указаны образовательные стандарты по предметам, тема урока, количество часов, планируемых на изучение этой темы, примерное содержание изучаемого материала, имеющееся дидактическое обеспечение и примерное домашнее задание.
  • папки с мультимедийными сценариями практически по каждому уроку, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты, раздаточный материал для осуществления обратной связи с учениками и сама программа презентации, которая используется в ходе урока.
  1. Использование компьютера с целью накопления учебной информации.

Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой  формат, т.е. создавать  индивидуальное    информационное    пространство    для    оптимизации   работы.

  1. Применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий.

Для своих занятий можно применять карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний и  технологические карты с алгоритмами работы, обработанные с помощью сканера и программы ABBYY Fine Reader. Создавать и распечатывать на каждого ученика листы - «раскраски», которые используются при знакомстве с новым материалом.  

 

  1. Применение функций компьютера для хранения всей необходимой документации по классам,  материалов по внеурочной работе с учениками, по самообразованию и повышению педагогического мастерства и т.д..

Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях изобразительного  искусства и черчения. Учащиеся экономят время при выполнении графических заданий. Примеры творческих заданий: дорисовать изображение сказочного города на уроках изобразительного искусства в 1 классе, - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала.

  1. Применение функций компьютера  для организации проверки знаний. 

Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками  располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком, например,  в виде викторины. Каждый слайд содержит  репродукцию картины. Учитель  показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос,  связанный с этим произведением. Такие викторины используются как для закрепления материала  урока, так и для проверки знаний,  полученных за учебную четверть или полугодие.

Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.

Примеры разработок для закрепления и контроля знаний:

Викторина «Своя игра»

Цель: развитие познавательного интереса к шедеврам мировой культуры.

Игра разработана наподобие телевизионной программы, имеет те же рубрики. Это интеллектуальная викторина с вопросами по искусству. Ученик должен не только указать правильный ответ, но и объяснить свой выбор. В создании этой игры задействованы гиперссылки, анимация, звуковые эффекты.

Игра «Аукцион».

Цель: усвоение учебного материала полученного на уроке; быстрая проверка знаний.

Игра подразумевает «продажу» произведений искусства. В качестве «стартового капитала» могут суммироваться предыдущие оценки или количество перечисленных художников, музыкантов (предложенной страны или эпохи). В презентации выставляется произведение искусства и три сопровождающих вопроса. «Купивший» данное произведение получает его в виде иллюстрации, которую в конце урока он «обменивает» на «5».

Такие игры создаются под номерами «Аукцион 1, 2, 3…» и т.д. Заставка игры не меняется (чтобы ребятам не приходилось объяснять вновь правила игры), а меняется лишь ее содержание, в зависимости от изученной темы.

Игра создана в программе Microsoft Power Point. Она может быть выполнена как презентация.

Практикумы-зачёты для проверки знаний

Цель: текущий контроль успеваемости обучающихся по предмету.

Практикум-зачёт содержит вопросы с вариантами выбора ответа, задания с развёрнутым, подробным ответом. Каждый слайд презентации пронумерован и содержит один вопрос или задание. Презентация выполнена в режиме демонстрации, время выполнения каждого задания строго регламентировано.

  1. Использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока.   

По слайдам пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей изобразительному искусству и черчению и приводит к целому ряду положительных результатов:

  • обогащает обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.

Все выше перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию школьниками сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Достоинства использования  информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности.

Дидактические достоинства  уроков-презентаций – это создание  эффекта  присутствия у обучающихся: «Я это видел, а значит, знаю!», появляется ощущение подлинности, реальности событий,  интерес, желание узнать и увидеть больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы к урокам литературы, 10 класс

Презентации к урокам литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества писателей: А.С.Пушкина,Ф.И. Тютчева,Ф.М. Достоевского...

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....