«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках ИЗО и черчения»
материал
Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.
Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Собашникова Татьяна Илларионовна
учитель ИЗО и черчения
МБОУ "Мало-Куналейская СОШ"
Бчурского района РБ
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках ИЗО и черчения»
Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.
Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках ИЗО и черчения способствуют формированию эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Развитие материально-технической базы и активное внедрение, использование ИКТ во все области образовательного процесса, позволяют решать следующие задачи:
- повысить интерес к предмету у обучающихся;
- сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
- сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
- внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
- выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы
- применять в научно-методической работе;
- использовать в проектной деятельности;
- создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении;
- избегать перегрузок за счёт более эффективного использования учебного времени обучающихся и т.п.
В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?
Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:
- При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
- При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
- При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям:
- Использование функций компьютера как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков;
- Использование возможности компьютера в качестве администратора своей работы.
В последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности. Операционная система Microsoft® Offise позволяет систематизировать всю эту работу.
Создавать общие папки по предметам, в которых весь материал распределить по нескольким направлениям учебной деятельности:
- папки с календарно-тематическими планами в форме технологической карты, в которых указаны образовательные стандарты по предметам, тема урока, количество часов, планируемых на изучение этой темы, примерное содержание изучаемого материала, имеющееся дидактическое обеспечение и примерное домашнее задание.
- папки с мультимедийными сценариями практически по каждому уроку, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты, раздаточный материал для осуществления обратной связи с учениками и сама программа презентации, которая используется в ходе урока.
- Использование компьютера с целью накопления учебной информации.
Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат, т.е. создавать индивидуальное информационное пространство для оптимизации работы.
- Применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий.
Для своих занятий можно применять карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний и технологические карты с алгоритмами работы, обработанные с помощью сканера и программы ABBYY Fine Reader. Создавать и распечатывать на каждого ученика листы - «раскраски», которые используются при знакомстве с новым материалом.
- Применение функций компьютера для хранения всей необходимой документации по классам, материалов по внеурочной работе с учениками, по самообразованию и повышению педагогического мастерства и т.д..
Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях изобразительного искусства и черчения. Учащиеся экономят время при выполнении графических заданий. Примеры творческих заданий: дорисовать изображение сказочного города на уроках изобразительного искусства в 1 классе, - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала.
- Применение функций компьютера для организации проверки знаний.
Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком, например, в виде викторины. Каждый слайд содержит репродукцию картины. Учитель показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим произведением. Такие викторины используются как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полученных за учебную четверть или полугодие.
Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.
Примеры разработок для закрепления и контроля знаний:
Викторина «Своя игра»
Цель: развитие познавательного интереса к шедеврам мировой культуры.
Игра разработана наподобие телевизионной программы, имеет те же рубрики. Это интеллектуальная викторина с вопросами по искусству. Ученик должен не только указать правильный ответ, но и объяснить свой выбор. В создании этой игры задействованы гиперссылки, анимация, звуковые эффекты.
Игра «Аукцион».
Цель: усвоение учебного материала полученного на уроке; быстрая проверка знаний.
Игра подразумевает «продажу» произведений искусства. В качестве «стартового капитала» могут суммироваться предыдущие оценки или количество перечисленных художников, музыкантов (предложенной страны или эпохи). В презентации выставляется произведение искусства и три сопровождающих вопроса. «Купивший» данное произведение получает его в виде иллюстрации, которую в конце урока он «обменивает» на «5».
Такие игры создаются под номерами «Аукцион 1, 2, 3…» и т.д. Заставка игры не меняется (чтобы ребятам не приходилось объяснять вновь правила игры), а меняется лишь ее содержание, в зависимости от изученной темы.
Игра создана в программе Microsoft Power Point. Она может быть выполнена как презентация.
Практикумы-зачёты для проверки знаний
Цель: текущий контроль успеваемости обучающихся по предмету.
Практикум-зачёт содержит вопросы с вариантами выбора ответа, задания с развёрнутым, подробным ответом. Каждый слайд презентации пронумерован и содержит один вопрос или задание. Презентация выполнена в режиме демонстрации, время выполнения каждого задания строго регламентировано.
- Использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока.
По слайдам пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей изобразительному искусству и черчению и приводит к целому ряду положительных результатов:
- обогащает обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.
Все выше перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию школьниками сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Достоинства использования информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности.
Дидактические достоинства уроков-презентаций – это создание эффекта присутствия у обучающихся: «Я это видел, а значит, знаю!», появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровые образовательные ресурсы к урокам литературы, 10 класс
Презентации к урокам литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества писателей: А.С.Пушкина,Ф.И. Тютчева,Ф.М. Достоевского...
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"
Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-760501-1456294814.jpg)
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159967-1354904430.jpg)
Современные образовательные технологии: из опыта работы с электронными образовательными ресурсами на уроках английского языка
Презентация будет полезна преподавателям английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1123268-1589474660.jpg)
"Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изо и черчения"
методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/28/picture-1415401-1658995224.jpg)
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-449174-1420553763.jpg)
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....