Методика работы с текстовой информацией
методическая разработка

Эрдыниева Татьяна Климовна

Методика работы с текстовой информацией на уроках бурятского языка и литературы (из опыта работы). Новые формы работы с текстом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы с текстовой информацией на уроках бурятского языка и литературы (из опыта работы). Новые формы работы с текстом.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Современная жизнь ставит перед учениками новые цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединенных общей темой, разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии сопоставительный и сравнительный анализ. Примерный анализ текста любого типа речи:

  1. выразительное чтение текста; 2. словарная работа; 3. тема текста; 4. идея текста; 5. тип текста; 6. стиль текста; 7.выразительное чтение текста.

Здесь мы видим, что большую роль играет чтение. Все вы знаете, что современные школьники читают мало, а тем более на бурятском языке.  Ещё встает и другая проблема: дети  читают плохо на бурятском языке. Динамическое чтение позволит решить некоторые проблемы чтения.  Методика динамического чтения направлена на повышение эффективности и воспитание культуры чтения. Методика представляет собой своеобразный увлекательный тренинг, комплекс упражнений по совершенствованию восприятия, мышления, внимания, памяти  и словарного запаса. Мы рассмотрим некоторые приёмы динамического чтения. Работу начинает учитель начальных классов. Навыки движения глаз  формируются при чтении.

 Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

                                   «V» - знаю;

                                   «+» - новое для меня;

                                   «-«   - думал иначе;

                                   «?» - не понял, есть вопросы.

        Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

 Следующая немаловажная работа – это словарная работа, которая  является обязательным элементом урока бурятского языка и литературы. Она обеспечивает глубокое понимание значений слов, уместности их употребления в тексте.

В первую группу входят приемы, представляющие новые слова, которые написаны полностью, но с различными осложнениями. Прочтение таких слов затрудняется следующими способами.

  1. «Зашумление» слов с помощью различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы. При первоначальном использовании подобное осложнение может не сильно затруднять чтение новых слов .Постепенно слова должны записываться таким образом, чтобы их прочтение становилось более трудным и заставляло школьников в большей степени сосредоточивать внимание,
  2. Наложение одного слова на другое. Слова пишутся так, чтобы одно слово «нагромождалось» на другое, пересекалось с ним.
  3. Смещение частей букв. Незнакомые слова пишутся горизонтально или вертикально на отдельных карточках, которые разрезаются вдоль. На доску карточки прикрепляются таким образом, чтобы их части, а соответственно, и части букв оказались смещенными.
  4. Перевернутое написание слова. Карточка со словом переворачивается на 180*.
  5.  Графическое искажение написания слова. Слово записывается либо дрожащей линией, либо графически осложненным шрифтом, либо повторяя форму предмета, понятия, которое оно обозначает.
  6. Изменение порядка слогов или букв.

Вторая группа упражнений. Вторую группу составляют способы представления слов с отсутствием частей букв или некоторых букв полностью. Здесь можно выделить такие

приемы:

1. Пунктирно написанные слова.

2. Частично закрытые слова. Слово закрывается узкой полоской бумаги сначала на 1/4 снизу, затем на 1/2снизу, после этого – на 1/4 сверху и, наконец, на 1/2 сверху, так как верхняя часть букв является более информативной. Аналогично можно закрывать слова слева, а затем справа при

их вертикальном расположении.

3. Слова с отсутствием гласных.

Умение быстро угадывать гласные буквы, частотность которых в текстах велика, является одной из основных предпосылок беглого, правильного, сознательного чтения [6, с. 3].

4. Слова с некоторыми прикрытыми буквами.

5. Слова, написанные с помощью фрагментов букв.

В третью группу объединены упражнения, основу которых составляют различные операции с буквами, группе выделяются такие приемы:

1. Прием «математическое равенство».

2. Прием «зигзаг». Данный прием предусматривает работу с несколькими словами. Учитель записывает друг под другом слова на доске, располагая их буквы в зигзагообразном порядке, а

рядом размещает схемы, которые указывают направление движения глаз при чтении. Учащиеся получают задание расшифровать запись по схеме.

Следует отметить, что количество схем должно соответствовать количеству слов. При использовании этого приема возможно и вертикальное расположение слов.

3. Предварительная замена букв.

Учитель пишет на доске два слова, заменяя при этом 2–3 неповторяющиеся буквы первого слова на 2–3 буквы второго слова. Например, детям сообщается: «Поменяйте местами буквы»

4. Исключение повторяющихсябукв. На доске записываются два ряда одних и тех же букв, но в

разном порядке. Среди этих букв помещаются буквы, составляющие два новых слова. Учитель предлагает детям мысленно исключить буквы, которые есть в обоих рядах

5. Составление слова из пропущенных букв. Детям предлагается узнать слова с пропущенными буквами и из добавленных букв составить новое слово. При выполнении этих упражнений у

детей интенсивно развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, аналитико-синтетическое мышление, доказательная устная речь.

В четвертую группу включены упражнения, направленные на работу учащихся с символами, шифрами, кодами.

1. Разгадывание шифровки_анаграммы. Рядом с буквами располагаются цифры, которые обозначают порядковый номер соответствующей буквы в незнакомом слове

2. Прочтение слова в соответствии с кодом. Между буквами одного нового

слова пишутся буквы другого нового слова. Рядом помещается код, который указывает, какие буквы составляют первое слово, а какие – второе.

Для эффективного использования всех групп упражнений необходимо соблюдать ряд условий.

1. После расшифровки детьми нового слова это слово записывается в своем обычном виде рядом с зашифрованным вариантом.

2. По мере определения учащимися новых слов учитель убирает слова, записанные в зашифрованном виде. На доске остается только перечень новых слов, записанных в обычной форме.

3. Желательно, чтобы используемые на уроках приемы менялись, каждый раз обеспечивая сосредоточенность внимания учащихся на предстоящей словарной работе, включая детей в интенсивную умственную деятельность.

4. Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих ученикам определять незнакомые слова, должно уменьшаться, а сложность упражнений должна возрастать от урока к уроку, от класса к классу. Это позволит детям мыслить более напряженно, сосредоточенно,

самостоятельно, а значит, повысит уровень активной и осознанной деятельности учащихся на уроке литературного чтения.

Уже с 5 класса  необходимо начинать подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к основам лингвистического комплексного анализа. Например, на основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста( творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

В средних классах (6-8) целенаправленно проводить работу, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станет опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Например:

1. "Диктор". Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. "Редактор". Исправьте речевые ошибки в тексте.

3."Переводчик". Замени заимствованное  слово  бурятским словом.

4. "Перевертыши". Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора, эпитет.

 Лучше использовать на уроках разные виды с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текстов из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов (картинного, словесного), наложение готового плана на текст, определение темы текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), озаглавливание, анализ авторского заголовка, собирание текста на кубиках, сравнение разных планов к одному тексту, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Способы создания экспериментальных текстов разные: устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста), замена языкового элемента синонимичным или однофункциональным, развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста), свертывание текста (выявление образных средств), перестановка слов и других языковых единиц (единственное верное расположение слов, предложенное автором) Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Ещё один вид работы – это сочинения. И очень интересно работать, когда мы пишем сочинения в нетрадиционных жанрах. при прохождении произведения Сочинения в нетрадиционном жанре заставляет учащихся выражать свое отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить пересказ учебника или заученные фразы.

» предлагаю учащимся написать письмо главных героев друг другу. Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написания сочинений в жанре письма, необходим предварительный анализ. Для этого я предлагаю карточки с отрывками из трех писем и план написания письма. Сочинение в жанре рекламы является одним из любимых видов письменной работы учащихся. Вместо традиционных сочинений данный жанр развивает самостоятельность, индивидуальное видение , творчество ученика. Например, в  6 классе, после изучения   повести «Будамшуугай орно нютагаар Серёжын аяншалга»  учащиеся продемонстрировали свое творчество через рекламу данного произведения. По моему мнению, данный принцип работы дает школьникам чувство уверенности в своих силах, желание создать самостоятельную творческую работу.

Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...

методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.

В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории....

тест "технология работы с текстовой информацией"

Попова Татьяна ВасильевнаМОУ СОШ №1 , г. Бийск«Технология работы с текстовой информацией»8 класс, общеобразовательныйВ тесте содержится 20 вопросов разного уровня сложности, 4 варианта ответа к ...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Основные методики работы с текстовой информацией на базе рекламы "Рlayloft Gaga" .

Слово, как известно, является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который создаёт условия и для развития пис...