Образовательная мотивация в новых практиках воспитания
статья

Формирование мотивации учения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследования за последние годы показывают тенденцию снижения образовательной мотивации  обучающихся, проблемы в культурно-нравственном воспитании, исчезновение ценностей.

Актуальность  проблемы формирования мотивации учения в школьном возрасте является делом общественной важности. Это отражено в современном национальном проекте «Образование», задача которого направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышению их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Каким же образом пробудить интерес и желание к самостоятельному приобретению знаний?

Василий Александрович Сухомлинский считал, что   интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.  Ребенок, как и любой взрослый человек, гармоничен,  только когда он успешен. Успех вызывает положительные эмоции, что благоприятно влияет на усвоение любого учебного предмета у обучающихся.

С точки зрения психологии, мотивация это сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека- его поведения и деятельности в целом. Высшим уровнем называют именно волевой компонент.  Воля к победе, другими словами успешности в своем деле,  вызывает потребность к дальнейшему развитию ценностных ориентаций  личности, ее конкурентоспособности в современном мире.

В наши дни  педагог должен быть своего рода дирижером для  подрастающего поколения. 

Исходя из этого, результат и анализ совместных действий способствуют развитию полноценной   личности обучающегося. Существует целый спектр универсальных воспитательных практик. Хотелось бы привести примеры особо значимых.

Метод кейсов. Метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа, основанный на решении конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

Использование метода проектов. Метод проекта - это одна из личностно - ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Формирование мотивации младших школьников к обучению в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Учебная деятельность ребёнка формируется под влиянием потребностей, которые находят отражение в  мотивах. Поэтому формирование мотивов учебной деятельности учеников...

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание - основа национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Выступление на районной научно-практической конференции "Миссия педагога дополнительного образования в условиях реализации национальной инициативы "Наша новая школа".  В данной работе освящаются ...

Практика «Становление укладов жизни школ как факторов духовно-нравственного развития обучающихся и обновление практик воспитания»

Педагогическая практика – часть образовательной практики, включающая в себя систему действий педагога (педагогической команды), направленная на достижение запланированного образовательного резул...