РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЮСШ У БЕГУНОВ 14-15 ЛЕТ
консультация

Алексеев Игорь Олегович

Приоритетная задача «ДЮСШ»: образовательная и иная деятельность, направленная на достижение целей «ДЮСШ», формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, а также реализация программ дополнительного образования, организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Под понятие ДЮСШ попадают учреждения дополнительного образования детей в СССР, России, стран СНГ, а также некоторых других стран Азии и Центральной Америки для подготовки юных спортсменов и приобщения к массовой физической культуре детей и молодёжи от 6 до 18 лет.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт — общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура и спорт как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В. К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека, раскрыть потенциальные возможности человека. Более того, как доказывает Н. Н. Визитей, физическая культура является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура и спорт с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

В современной психолого-педагогической литературе достаточное количество информации о роли внеурочной деятельности в становлении личности школьника, ее социализации. Тем не менее, считаем, что вопрос развития потенциала школьников через организацию спортивной деятельности школьников освещен недостаточно полно. Это и определило актуальность нашей курсовой работы «Раскрытие потенциала обучающихся во внеурочной деятельности в области спорта».

Цель исследования – исследовать особенности развития творческого потенциала у бегунов 14-15 лет в условиях ДЮСШ.

Объект исследования – потенциал обучающихся.

Предмет исследования – организация спортивной внеурочной деятельности обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseev.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТЕНЦИАЛА У БЕГУНОВ 14-15 ЛЕТ В ДЮСШ

  1. Понятие «детского потенциала»

Общий потенциал жизненной энергии двигает нас по жизни, обеспечивая общее развитие и пассивный личностный рост: естественное чередование этапов развития личности от рождения человека до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, подготовка к старости. Потенциал к уникальному развитию и активному личностному росту проявляет себя чаще всего на этапе юности, молодости и зрелости, способствуя более успешному решению жизненных задач и открывая большее богатство жизненных перспектив.[1]

В личностный потенциал входит:

То или иное сочетание этих внутренних составляющие дают такие внешние показатели, как внутренняя культура, внутренняя свобода, добровольная ответственностьлюбовь к людям, миру и себеэнергетика, навыки и жизненные стратегии, видение перспектив.

Детский потенциал - способность ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.[2]

Само понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается в разных областях знаний. Нами принято определение потенциала человека как совокупности возобновляемых ресурсов, которые могут быть использованы им для достижения определенной цели или результата.[3]

         Анализ научных публикаций и психолого-педагогической литературы показал, что понятие «творческий потенциал школьника» характеризует сложное и многогранное явление, и вполне закономерно существование множества различных его толкований. «Творческий потенциал является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости». «Творческий потенциал - основа способности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно». [4]

В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. Важную роль в этом развитии играет начальная школа: у младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.[5]

        Потенциал отражает некую меру единства достигнутого и возможного, реализованного и нереализованного. Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней развития личности: актуального (имеющегося в наличии) и потенциального (которого можно достичь при определенных условиях). Расхождение между ними он назвал «зоной ближайшего развития». Опираясь на работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др. мы рассматриваем творческий потенциал личности младшего школьника как единство его реализованного и нереализованного субпотенциалов. Такое взаимодействие носит противоречивый характер, т.е. реализованный и нереализованный субпотенциалы находятся в диалектическом противоречии. Это позволяет говорить о развитии творческого потенциала младшего школьника.[6]

Таким образом, изучив представления ученых о творческом потенциале школьника, основываясь на характеристике творческого потенциала младшего школьника, мы сформулировали определение интересующего нас понятия. Творческий потенциал младшего школьника – это характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности, в том числе и спортивной. [7]Наше понимание сущности и структуры понятия «Творческий потенциал личности школьника» представлено в следующей таблице 1

Таблица 1

Характеристика сущности творческого потенциала личности школьника

Критерии сформированности творческого потенциала

Мотивация

Ценностно-смысловое отношение школьника к деятельности (познавательной, спортивно-оздоровительной).

Самостоятельность в деятельности, поступках, принимаемых решениях, в выборе

Проявление творческой активности в конкретной деятельности (трудовой, познавательной, спортивно-оздоровительной, коммуникативной).

Удовлетворенность самореализацией

Психологическое, физическое, социальное состояние на уровне мотивации и на уровне деятельности.

Проявление критериев

Мотивация (личностно-мотивационный блок)

Ценности деятельности

Ценности познания

Ценности отношений

  • Активность в деятельности трудовой, спортивно- оздоровительной;
  • творческое отношение к деятельности;
  • физическое здоровье;
  • участие в школьном и классном самоуправлении.
  • потребность в новых знаниях;
  • умение работать со справочной литературой, поиск других форм работы (мультимедиа);
  • умение обобщать полученные знания (строить сообщения выступлений);
  • озвучивать добытые знания.
  • гармонизация личностных и общественных отношений;
  • умение строить продуктивно-уважительные отношения с младшими, сверстниками, взрослыми;
  • здоровый образ жизни (рациональное использование времени);
  • чувство защищенности.

Самостоятельность (личностно-технологический блок)

Самомоделирование

Самоутверждение

  • умение ставить цели;
  • делать выбор;
  • принимать решение;
  • планирование жизнедеятельности (создание условий работы);
  • организованность (выполнение плана);
  • интерес к процессу деятельности.

  • достижение признания среди одноклассников, педагогов, товарищей по творческому объединению, младших школьников;
  • самооценка результатов (рефлексия)

Удовлетворенность самореализацией

Психологическое состояние

Физическое состояние

Социальное состояние

Мотивация

  • психическое здоровье;
  • доброжелательность;
  • адекватная Я-концепция.

адекватное самочувствие (получение результатов, соответствующих приложенным усилиям).

  • социальная активность;
  • поддержка;
  • групповая защищенность

Деятельность

творческая активность (в деятельности, в познании);

здоровый образ жизни как показатель.

общественное признание (получение дипломов, грамот, разрядов)

Следует отметить, что хорошим подспорьем в постоянном развитии и обогащении опыта ребёнка могут стать спортивные секции, где есть преодоление трудностей, регулярные занятия, новые навыки, развитие крупной моторики, постоянное движение и возможность дать растущему человеку попробовать разные сферы деятельности. Желательно, чтобы ребенок постоянно ходил хотя бы в 2 секции, поскольку разные виды спорта способствуют разностороннему развитию ребёнка (к примеру, плаванье и шахматы; восточные единоборства и настольный теннис).[8]

  1. Педагогические условия раскрытия потенциала бегунов 14-15 лет

Как правило, отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Одной из целей ФГОС ОО является развитие личности школьника и его творческих способностей. Добиваться этих целей помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения, занятия в спортивных школах. Основная цель деятельности детско-юношеской спортивной школы-организация учебно- воспитательного процесса, стимулирующая развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечение самопознания, самообразования и самореализации личности. Дети обладают разнообразными способностями. Задача педагога – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развить способности – это значит вооружить детей способами деятельности, создать условия для выявления и развития их одаренности. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.[9]

Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству. Решение этой задачи можно достичь, используя в работе с детьми игры: игры – драматизации, творческие или настольные игры. Творчество детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.[10]

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься изобразительным искусством или выполнять аппликации. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Благодаря коллективным творческим работам, происходит не только формирование и развитие творческих способностей, но и реализуются воспитательные задачи по сплочению коллектива, умению ставить и выполнять общую задачу, внося в эту работу индивидуальность, решения и творчество каждого участника.[11]

Таким образом, творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.[12]

Младшие школьники часто обращаются к учителю с разными вопросами, и случается так, что педагог отрицательно оценивать ребенка по его вопросам. Проявление познавательной активности ребенка не должны оцениваться отрицательно. По словам советского психолога А.М. Матюшкина, основу развития продуктивной (творческой) познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека.[13]

Помимо создания условий для проявления и развития творческой активности ребенка, необходимо предоставить ему и некоторые ее средства. Применительно к познавательной активности в проблемной ситуации такими средствами могут выступать вопросы разных типов, позволяющие разносторонне исследовать ситуацию.

Хорошим средством поддержания и развития исследовательской и творческой активности младшего школьника может служить игра «Вопрошайка». В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание – неизвестную для ребенка ситуацию, событие. Такие игры – занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, используя для этого занятия по прикладному искусству. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставляет ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.[14]

Повышение активности учащихся достигается разными средствами. Это может быть введение диалогических или коллективных форм деятельности, которые вовлекают в работу каждого ученика. Совместная работа группы детей от двух человек и больше полезна не только при решении разного вида учебных и познавательных задач. Любой материал считается понятным, когда можно изложить его другому так, чтобы он тоже понял. Работая в группе или парах, дети учатся осознавать свое понимание, выяснять неизвестное, оценивать свои и чужие ответы. Педагог в конце занятия может специально дать небольшое задание каждому ученику: изложить кратко о чем шла речь на занятии и что теперь стало об этом известно. Такие задания можно варьировать: что было нового, что кажется непонятным и почему, что осталось неизвестным и т.п.

Существенным условием активизации познавательной деятельности обучающихся, в том числе и в процессе понимания, является создание обстановки доверительного общения, в которой поощряются вопросы учащихся, выдвижение ими гипотез и предсказаний по поводу свойств изучаемого предмета, явления, хода процесса и т.д. Спокойные доброжелательные отношения в группе освобождают детей от боязни ошибок и, придания уверенность в своих силах, стимулируют творческую активность.

Желание понять возникает тогда, когда ученик сталкивается с проблемой, не решаемой задачей с чем-то непонятным и интересным. Специальная организация учебного материала позволяет привлечь интерес учащихся путем создания проблемной ситуации, в которой учащиеся сталкиваются с противоречием новых знаний и своего прошлого опыта или с противоречащими на первый взгляд друг другу фактами. Возникает задача установить, истинное ли это противоречие, почему оно возникло, как его разрешить. Тем самым дети вовлекаются в поисково – исследовательскую деятельность, связанную с активным преобразованием материала, привлечением имеющихся знаний и поиском новых, необходимых для решения проблем. Примером могут служить задания на поиск неизвестного в известном: «Объясните, почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?»

Для развития продуктивных форм творческой активности необходима такая организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска. Отметьте наиболее оригинальные (редко встречающиеся), многочисленные и разнообразные ответы. Такие развивающие творческие задания можно использовать на занятиях внеурочной деятельности и спортивных школах, поощряя и стимулируя интерес учащихся. Эти задания можно использовать как для групповой работы учащихся, так и для работы в парах. Сначала дети высказываются свои предложения без их критики, и лишь когда все ответы иссякнут, можно начать общую дискуссию об их правильности. Если работа проводится по группам, различные группы могут выполнять разные роли: одни выдвигают идеи, другие оценивают их правильность. Для стимуляции активности детей педагогу необходимо пользоваться вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если это соединить с чем – либо? и т.д.

Развитие творческих способностей обучающихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Педагог во внеурочной деятельности и спортивных школах предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.

Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.[15]

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, и обрести, а не потерять возможность для самореализации.[16]

1.3. Понятие ДЮСШ и особенности ее организации

Детско-юношеская спортивная школа (в дальнейшем - ДЮСШ) является государственным специализированным учебно-спортивным заведением, на которое возложены функции спортивной подготовки детей, подростков и юношества.

ДЮСШ является юридическим лицом, финансируется из республиканского и местных бюджетов и других источников, не противоречащих законам РФ, владеет имуществом и правами, предусмотренными законодательством РФ, может иметь самостоятельный баланс, текущий и другие счета в учреждениях банка, печать и бланк установленного образца.[17]

Право создания ДЮСШ принадлежит органам государственного управления физической культурой и спортом, образования, профсоюзным и физкультурно-спортивным организациям, федерациям, спортивным комитетам, клубам и частным лицам, организующим их деятельность в соответствии с законодательством РФ.

ДЮСШ открываются при наличии квалифицированных кадров, необходимой материально-спортивной базы, финансовых средств, в том числе фонда оплаты труда в объеме не менее 8 ставок тренеров-преподавателей по спорту. Для ДЮСШ при профкомах и расположенных в сельской местности количество ставок тренеров-преподавателей по спорту устанавливается не менее четырех.

ДЮСШ в своем составе может иметь структурные подразделения, работающие на условиях хозрасчета и самофинансирования.

Государственное признание статуса ДЮСШ (аккредитацию) осуществляет Министерство спорта и туризма.

- детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП);

- детско-юношеские спортивные школы с отделениями по видам спорта (ДЮСШ);

- специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

Детско-юношеская спортивная школа общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП).

ДЮСШ ОФП формируется из групп общей и специальной физической подготовки.

Основными задачами ДЮСШ ОФП являются укрепление здоровья детей, их физическая подготовка, передача воспитанников в другие специализированные учебно-спортивные заведения.

Основными критериями деятельности на этапе общей физической подготовки являются:

- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;

- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля; на этапе специальной физической подготовки:

- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;

- количество воспитанников, переданных в учебно-спортивные заведения и училища олимпийского резерва.

Оптимальным показателем стабильности состава занимающихся является сохранность не менее 70 процентов контингента за каждые 2 года обучения в группах ОФП и 60 процентов - в группах СФП.

Аттестация ДЮСШ ОФП проводится один раз в 4 года.

ДЮСШ ОФП, имеющая квалифицированные кадры, спортивную базу, определенные достижения в работе, может иметь в своей структуре отделения по видам спорта и открывать в них учебно-тренировочные группы с письменного согласия соответствующего областного, городского управления по физической культуре, спорту и туризму или по итогам аттестации быть переведена в установленном порядке в разряд ДЮСШ решением учредителя и соответствующего областного, городского управления по физической культуре, спорту и туризму.[18]

Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ). ДЮСШ в своей структуре имеют отделения по видам спорта.

Отделения формируются из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Соотношение количества групп начальной подготовки к учебно-тренировочным при комплектовании за счет бюджетных средств должно быть не менее 2:1.

Основной задачей ДЮСШ является подготовка спортивного резерва и передача спортсменов в высшее звено.

Основными критериями деятельности на этапе начальной подготовки являются:

- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;

- число занимающихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы; на учебно-тренировочном этапе:

- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;

- динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;

- число учащихся, переданных в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.

По согласованию с соответствующим областным, городским управлением по физической культуре, спорту и туризму, в отделениях по видам спорта ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования, которые подлежат переутверждению ежегодно.

Минимальным показателем для сохранения статуса детско-юношеской спортивной школы является передача не менее 2 учащихся в высшее звено подготовки в течение аттестуемого (четырехлетнего) периода для районных (сельских) ДЮСШ и 4 учащихся для городских ДЮСШ.

Аттестация ДЮСШ проводится один раз в четыре года, как правило, по окончании зимнего или летнего олимпийского цикла.

ДЮСШ, не располагающие квалифицированными кадрами, соответствующими материальными и финансовыми условиями и, в силу этого, не решающие задачи подготовки спортивного резерва, могут быть реорганизованы на основании заключения соответствующей областной, городской квалификационной комиссии:

- в детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП) решением рай (гор)отдела образования и соответствующего областного, городского управления по физической культуре, спорту и туризму;

- в детско-юношескую спортивную школу общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП) решением учредителя и соответствующего областного, городского управления по физической культуре, спорту и туризму.

Деятельность ДЮСШ органов образования должна строиться в тесном организационно-методическом единстве с работой по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. При этом может использоваться материальная база общеобразовательных школ для проведения занятий учебных групп ДЮСШ.[19]

Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР).

СДЮШОР создается на базе существующей ДЮСШ, обеспеченной спортивной базой, квалифицированными тренерскими кадрами и достигшей высокого уровня работы по подготовке спортсменов высокого класса.

Наряду с задачами детско-юношеской спортивной школы, перед ней ставится главная цель - готовить резерв для национальных (сборных) команд и спортивных клубов (команд) по игровым видам спорта.

Одним из главных периодов работы со спортсменами является этап спортивного совершенствования.

Основными критериями деятельности групп спортивного совершенствования являются:

- уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;

- выполнение спортсменами объемов тренировочных, соревновательных нагрузок и плановых заданий, предусмотренных индивидуальными планами подготовки;

- динамика спортивно-технических показателей;

- результаты выступления в республиканских соревнованиях;

- число спортсменов, зачисленных в резервные и стажерские составы национальных команд по видам спорта.

Статус специализированной школы олимпийского резерва присваивается Министерством спорта и туризма по представлению управлений по физической культуре, спорту и туризму областных, городского исполнительных комитетов за подготовку спортсменов - участников Олимпийских игр, победителей и участников чемпионатов и финальных соревнований на Кубки мира и Европы (1-6 места), чемпионатов, первенств мира и Европы среди молодежи, юниоров и юношей (1-3 места); в игровых командных видах спорта - за подготовку не менее двух спортсменов, участвовавших в финальных турнирах чемпионатов мира, Европы, чемпионатов (первенств) мира и Европы среди молодежи, юниоров, юношей, или не менее трех спортсменов, подготовленных в основной состав национальной команды РФ. Для детско-юношеских спортивных школ, культивирующих неолимпийские виды спорта, число подготовленных спортсменов, дающих право на присвоение школе статуса специализированной, удваивается. В зачет школе идут результаты, показанные в прошедшем четырехлетнем периоде учащимися или воспитанниками, переданными в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки и спортивные клубы (команды) по игровым видам спорта, но при условии, если они проходили подготовку непосредственно в школе не менее двух лет, начиная с учебно-тренировочного этапа.

Комплексные ДЮСШ наделяются статусом специализированных олимпийского резерва в случае достижения одним из отделений по виду спорта вышеуказанных результатов (без применения повышений за специализацию тренерам-преподавателям других отделений).

На отдельные СДЮШОР по решению органов государственного управления по физической культуре и спорту, образования, профсоюзных органов могут быть возложены дополнительные функции организационно-методического руководства деятельностью ДЮСШ ОФП и ДЮСШ и проведения ведомственных спортивно-массовых мероприятий с присвоением им статуса республиканской, областной, городской.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ, ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Психофизиологические особенности развития детей подросткового возраста

Период полового созревания.

Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.

Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за ним развивается деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Ha первом этапе (пятые-шестые классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.

В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики, и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.

На втором этапе полового созревания (седьмые-восьмые классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение.

Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому. Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «Я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны лица (прыщи, угри).

Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым (одежда, прическа, косметика, курение, вечеринки с танцами и выпивкой и другое). Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.

Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростков более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно на этапе полового созревания некоторые подростки начинают курить, употреблять наркотики, совершать противоправные действия, хулиганить, дерзить учителям.

Характер протекания этого процесса во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими. Если дома и в школе понимают сущность тех изменений, которые происходят у подростков, разумно реагируют на них, этот трудный период детства может пройти безболезненно и благополучно. В школе необходимо создать условия, чтобы подростки могли удовлетворить возникающие у них новые потребности, в частности, организовать ученическое и общественное самоуправление, чтобы они могли потратить накапливающуюся у них избыточную энергию на выполнение какой-либо непростой задачи.[20]

Психологические особенности подростка

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» — чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно созревающих мальчиков-подростков: можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и то по, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.[21]

«Подростковый комплекс»

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.[22]

Современный подросток

Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.

На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.[23]

Подростковый кризис

В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.[24]

Формы негативного отношения подростков ко взрослым

В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.

Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов).[25]

2.2 Специфика деятельности спортивных секций, ДЮСШ по развитию потенциала детей.

      Стоит заметить, что спортивные секции и ДЮСШ – это прежде всего учреждения дополнительного образования детей, также как и кружки, например какие как шахматы, кружки художественной направленности (музыка, вокал, театр), кружки туристко-краеведческой направленности (различные виды туризма, наблюдения и исследования природы родного края) и многие другие. После чего встает вопрос, что же такое эти секции, ДЮСШ и кружки, чем их результаты отличаются от урочной деятельности учащихся и педагогов, специфичность данных мест и занятий? А далее обо всем по порядку. Начнём конечно же с определения. Учреждение дополнительного образования детей –особая сфера деятельности ребенка, тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, обществагосударства. Дополнительное образование детей при правильной организации создает неограниченные возможности каждому ребенку реализовать и утвердить себя, уверенность в своих силах, что повышает степень нравственной устойчивости человека, дает возможность полноценного развития личности ребенка. Потенциал дополнительного образования велик.[26]

В социальном плане – это дает усиление стартовых возможностей будущих выпускников на рынке труда и профессионального образования.

В культурном плане – проявляется в то, что дополнительное образование дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством.

В педагогическом плане – предоставляет дополнительное образование, выполняемое двумя основные функциями:

- создает широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон усвоения основного образования;

- предметно ориентирует ребенка в базисных видах деятельности, учитывая при этом его склонности и интересы.

Кроме того дополнительное образование:

  • дает реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, возможность освоения учебного материала в личностно значимом темпе и объеме;
  • увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ей всегда «ситуацию успеха», в отличие от основного образования, где успех сопутствует далеко не каждому;
  • выполняет определенную защитную функцию;
  • компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы, обогащает и расширяет культурный слой общеобразовательного учреждения.

То есть в учреждении дополнительного образования изначально создаются условия доля творческого развития детей, свободы выбора вида занятий, возможности реализации потребностей ребенка в любом возрасте, что делает эти учреждения особенно привлекательными. Дополнительное образование социально востребовано в силу того, что органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.[27]

В «Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы» подчеркивается важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

ДЮСШ представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образовании детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализации дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию в интересах личности, общества, государства.[28]

Основные задачи ДЮСШей состоят в обеспечении условий для:

- организации активного, содержательного досуга;

- самосовершенствования личности;

- формирования здорового образа жизни;

- творческого развития и профессионального самоопределения в выборе профессии;

- развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств;

- достижения спортивных успехов сообразно способностям детей и молодежи.

2.3 Методика работы педагогов-тренеров по раскрытию потенциала детей

Этот пункт моей курсовой работы хотелось бы начать с цитаты историка Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

В апреле 2012 г. была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В ней определено, что «миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи заключается в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения, в которых находятся дети и финансовых возможностей их семей». В Концепции зафиксировано, что «для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов».[29]

Вышеуказанная Концепция дает единую базу для решения базовых проблем одаренности: определения самой одаренности, путей идентификации, развития и сопровождения детей с признаками одаренности. Специалистами признано, что уровень, своеобразие и особенности развития одаренности – это результат интегрированного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, в которой проявляется деятельность ребенка. Для эффективной работы с одаренными детьми должны быть обеспечены специальные организационно-педагогические и материально-технические условия, подготовлены педагогические кадры и внедрены технологии диагностики и обучения одаренных детей, создана информационно-образовательная среда.

Исходя из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, следует, что региональная система выявления и развития молодых талантов формируется как составная часть общенациональной системы, обеспечивающая развитие и реализацию способностей всех детей и молодёжи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни. Региональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах:

а) приоритет интересов личности ребёнка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;

б) доступность и открытость;

в) опора на высококвалифицированные кадры, передовые технологии и методики обучения, лучшие образовательные учреждения;

г) индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;

Основными направлениями функционирования региональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

а) развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:

- учёт результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы «социальных лифтов»;

- формирование базы данных выдающихся педагогических работников, творческих специалистов и мастеров, успешно и активно работающих по развитию задатков и способностей одаренных детей и молодежи;

- повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одарённых детей и молодёжи;

- оптимизацию форм отчётности и порядка регламентации педагогической работы;

- создание и функционирование национального координационного совета по поддержке молодых талантов России;

б) развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений, включая:

- разработку организационно-диагностических методик эффективного поиска, выявления, сопровождения и развития задатков и способностей одаренных детей и молодежи;

- внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях;

- разработка разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебников, учебных и методических пособий.

Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми. Поэтому и настоящая методика разработана в соответствии с Комплексом мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мероприятий включает 40 позиций по 7 основным направлениям. В частности, пунктом 3 Направления II предусматривается «разработка, апробация и внедрение эффективных методик (диагностических и развивающих), технологий и форм работы с одаренными детьми (в том числе, раннего возраста) и молодежью, обеспечивающих их дальнейшее развитие, сохранение и укрепление здоровья и успешную адаптацию в социуме, на основе анализа и обобщения успешного отечественного и зарубежного опыта».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие потенциала у детей является одной из важнейших задач в современной системе образования, которая реализуется во время уроков в школе, во время занятий в спортивных школах во время внеурочных занятий и занятий в секциях. Стоит заметить, что помощь в раскрытии потенциала у ребенка имеет важное значение, это как опора, при помощи которой ребёнок развивается, а это развитие ведёт его к реализации его как личности. Раскрытие своего потенциала- это одна из важных целей в жизни любого человека, которая способствует его счастью по окончанию достижение.

В ходе работы были проанализированы научные работы педагогов, опыт тренеров и специалистов спортивных школ, были проанализированы особенности работы с подростками, специфики спортивных школ и секций, методы и приемы используемые педагогами дополнительного образования, были рассмотрены психофизиологические особенности детей подросткового возраста, были исследованы особенности взаимодействий педагогов и подростков в деятельности ДЮСШ, статьи с интернет ресурсов.

Организация совместных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с родителями способствует улучшению взаимопонимания, сплочению обучающихся, родителей, учителей школы в активной оздоровительной спортивной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод, что раскрытие потенциала у ребенка является актуальной проблемой и имеет очень большее значение для современного общества. Раскрытие потенциала проходит с помощью посещений занятий, заинтересованностью детей в учебном или тренировочном процессе, и с помощью средств и методик, которые используют педагоги, тренера, опираясь на особенности детей подросткового возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абыденова Н.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Н.А. Абыдалова. – Нижний Новгород, 2008. - 251с.
  2. Авдулова Т.: Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. – 330с.
  3. Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. - Учебное пособие. - Челябинск, 2012. – 350с.
  4. Алейников, А.Г. О креативной педагогике / Вестник высшей школы. - №12. – С. Киров. – 2009 г., 294 с.
  5. Веденеева Ю.: «Все о детских увлечениях», Москва, Диля, 2010г. – 178 с.
  6. Дженсен Ф.Э.: «Мозг подростка», Москва, ЭКСМО, 2015 г. – 216с.
  7. Закревский В.М.: «Шьем, дети, сами», Москва, Феникс, 2012. – 150 с.
  8. Зимин В.Н. Подготовка к сдаче легкоатлетических норм ГТО. - Кострома. 2011. – 260с.
  9. Ильин Г.Л.: «Инновации в образовании», Москва, Прометей, 2015. – 300 с.
  10. Крыжанская Л.М. «Методы психологической коррекции личности», Казань, 2015 г. – 180 с.
  11. Кузнецов В.С., Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. ФГОС. Москва.2014 г. – 245с.
  12. Кузьма М.: «30 уроков развития творческих способностей и воображения». Казань, Букмастер, 2015.- 160 с.
  13. Кузьменко Г.А. Психологическое сопровождение тренерской деятельности в ДЮСШ, Москва. 2013 г. – 366с.
  14. Малахов Б.Б. Половое воспитание подростка. Пособие для учителя [Текст], Липецк, Знание. 2009. - 176 с.
  15. Малыхина Л. Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителя. Санкт – Петербург. 2016. – 144 с.
  16. Матюшкин А.М.: «Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций», Саратов, 2009г.  – 230 с.
  17. Никитаева М.: «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся», Москва, Перспектива, 2015г. – 320 с.
  18. Пономаренко А.: «Как наладить отношения с подростком», Санкт- Петербург, 2012 г. – 240 с.
  19. Савенков А.И. «Стань исследователем». Изд. «Дом Федорова», 2015 г. – 42 с.
  20. Савинов М.: «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», Москва, «Просвещение»,2011г – 224 с.
  21. Суслов Ф.: Спорт высших достижений, Издательство. Москва. «Спорт», 2017 г. – 226 с.
  22. Толстова И.: «Большая книга творчества с детьми», Москва, ЭКСМО, 2018. – 180 с.
  23. Шадриков В.: Психология способностей. Хрестоматия. Нижний Новгород. 2010 г – 240с.
  24. Валентик Г.В., Кузьменко Г.А.: Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина "КОБУДО". Примерные программы спортивной подг., Москва, Изд. «Прометей», 2013 г. – 178 с.
  25. Золотарева А.В., Пикина А.Л., Дополнительное образование детей. История и современность. Учебное пособие», Воронеж, Юрайт,2017г. – 344 с.
  26. Кузьменко Г.А., Дубов В.Л.: Рабочая программа учебной дисциплины "Психология физического воспитания и спорта", Москва, Изд. «Прометей», 2014 г. – 188 с.
  27. Паттерсон Д., Теббетс К.: «Средняя школа. Худшие годы моей жизни», Стокгольм, 2017г. – 220 с.
  28. Райс Ф., Долджин К.: «Психология подросткового и юношеского возраста», Питер, 2012 г. – 320 с.
  29. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012г. – 280 с.
  30. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - Москва., 2010 г. – 420с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.

Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятель...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...

Творческий проект "Волшебный мир театра" «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внут...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...