Статья "Ключ к решению тестового задания- дистракторы"
статья

Тарасова Ольга Константиновна

В данной статье проведен небольшой анализ дистракторов, используемых в математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klyuch_k_resheniyu_testovogo_zadaniya-distraktory.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова О.К.

Статья «Ключ к решению тестового задания- дистракторы»

Дистрактор -это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос тестового задания.

Дестракторы могут нести некоторую обучающую нагрузку и, при правильном выборе (а при неправильном- тем более), являться «ключом» к ответу на задание. Варианты ответов сразу доступны тестируемому и понижают «степень неопределенности» ответа на задание.

Анализ тестовых заданий закрытого типа наводит на мысль о том, что в идеале процесс тестирования необходимо построить так, чтобы варианты ответов были недоступны тестируемому в процессе решения заданий. Тестируемый должен сначала решить задание, затем сравнить найденный ответ с предложенными вариантами, которые должны быть предъявлены ему только в этот момент, и отметить среди них правильный. Но такой подход невозможно реализовать даже при тестировании на компьютере.

Часто простой анализ предложенных вариантов сразу позволяет найти решение задания.

Например, задание: Составьте уравнение касательной к графику функции

у= -3х³ + 4х²+ 5х – 22 в точке с абсциссой х=2.

Предлагаемые варианты ответов:

  1. У= 10х – 15; 2) у= 10х + 15; 3) у = 15х +10; 4) у= - 15х + 10; 5) у= 15х- 10.

Ответ : 4

Дистракторы в данном задании получены простым варьированием положения чисел 15 и 10 из верного ответа и знаков при них. Этот обычный подход к «составлению» дистракторов в данном случае привел к тому, что значение функции в точке с абсциссой х=2 и значение ординаты касательной в этой точке совпадают только для правильного ответа. Поэтому все дистракторы являются не рабочими, и тестируемому, для выборки верного ответа, не нужно знать ни как записывается уравнение касательной, ни чему равен тангенс угла её наклона. Не каждый способен заметить, что можно попытаться найти верный ответ этим путем, но тот, кто заметит, может выбрать верный ответ, не решая задание.

Более приемлем, например, такой набор ответов:

  1. У= 5х – 30; 2) у= -5х - 10; 3) у = -16х +12; 4) у= - 15х + 10; 5) у= -15х- 10.

Невнимательное отношение к подбору дистракторов может свести на нет цель задания.

Рассмотрим ещё пример:

Если х-корень уравнения  2,   то  значение выражения    равно

  1. ̶   2) ;       3)  3;        4)  ̶   ;        5)  .  

Ответ: 2

Область допустимых значений переменной х есть промежуток [ 1; + ∞ ), среди предложенных вариантов ответов в принципе возможен только один верный ответ -2.

Подбор дистракторов в данном примере «оставляет желать лучшего».

Но даже если подбор дистракторов сделан без явных промахов, при решении некоторых заданий закрытого типа, ко всем прямым методам решения можно добавить, основанный на знаниях и подкрепленный математической интуицией, целенаправленный перебор ответов и выделение из них правильного, после отсечения всех дистракторов.

В этом случае «процесс решения тестового задания сводится не просто к выбору правильного ответа, а скорее к последовательному отбрасыванию неверных ответов, причем, чем сложнее задание, тем скорее работает такой механизм. Даже в наиболее «продвинутых» моделях рассматривается очень простой механизм выбора правильного ответа, когда полагается, что испытуемый его просто «знает».

Рассмотрим задание по тригонометрии.

Вычислите   5 ·< α <

  1.  2) ;       3) ̶    ;        4)  ̶   ;        5)  .  

Ответ: 4

Приведем решение этого задания как задания открытого типа (т. е. не обращая внимания на предложенные варианты ответов).

Разделим обе части уравнения на  ≠ 0, выразим  через

Найдем   =  и определим   =  ̶     из условия, что угол α  принадлежит III четверти. С этих позиций  закономерен выбор  дроби    в  качестве дистрактора, надеясь, что тестируемый не обратит внимания на то, в какой четверти задан угол.

С другой стороны, дистракторы 1), 2), и 5), сразу оказываются нерабочими, так как   в III четверти отрицателен и решением будет либо третий, либо четвертый варианты ответа.

Задачу можно «решить» подстановкой этих обоих вариантов в исходное уравнение, определением значения  из получаемого квадратного уравнения и проверкой выполнения основного тригонометрического тождества.

В разобранной задаче дистракторы органично вписываются в условие, более того помогают найти решение.

Способом, описанным выше, выбрать верный ответ будет значительно труднее, если, например, три варианта ответа будут иметь знак минус. Если же все пять вариантов будут иметь знак минус, то перебор потеряет смысл, но и подобрать равноценные рабочие дистракторы становится невозможно.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый дистрактор был одинаково привлекательным и равномерно использовался испытуемым, выбирающим ответ.

Если дистрактор неправдоподобен, то он перестает выполнять свою функцию. Увеличение числа ответов, даже если дистракторы правдоподобны, ведет также к перегруженности тестовых заданий и всего теста, соответственно испытуемому потребуется намного больше времени для его выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Решение тестовых заданий", 10 класс

Данное элективный курс позволяет начать планомерную подготовку к ЭГЕ. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)....

Повторение. Решение тестовых заданий.

План-конспект открытого урока математики в 9-ом классе на тему: "Повторение. Решение тестовых заданий"....

Повторение. Решение тестовых заданий.

Презентация к открытому уроку математии в 9-ом классе на тему: "Повторение. Решение тестовых заданий"....

Презентация "Решение тестовых заданий. Частьа. 10 класс"

Презентация помогает на уроке проводить комлексную подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Позволяет анализировать ошибки, допущенные учащимися. Выявить самые трудные для ребят задания. Такая презентация ...