«Литература как нравственная опора в воспитании подрастающего поколения: взгляд из неоднозначности»
статья

Заблоцкая Анна Борисовна

Современная молодёжь, как и молодёжь предыдущих поколений не может быть равнодушна к живому слову, студент, слушающий монолог или играющий роль– невольно проникается чувствами и характером героя, начинает по-другому понимать эпоху того времени. Знакомство с литературными произведениями ни в какой век не утрачивает своего благотворного воспитательного влияния на подрастающие поколения, даёт возможность глубже почувствовать нравственные качества людей: трудолюбие, доброту, тактичность, взаимопонимание, уважение к старшим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodyozh._tsennosti.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Международной научно-практической конференции: Национальная безопасность и молодёжная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUСA-МИРЕ.

Выделяю мысль Андрея Платонова из рассказа «Песчаная учительница»: …юность – это когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной.

Молодость -  именно этот возраст в жизни человека самый сложный, полный противоречий, вызывающий сопротивление со стороны окружающих.И именно в литературных произведения читатель видит как молодые люди преодолевают свои страхи, и, невзирая на догмы общества, проявляя бунтарский характер, отстаивают свои интересы. Ромео и Джульетта борются за свою любовь и многие столетия учат доброте и всепрощению,  бедная Лиза и  религиозная Катерина выказывают протест против лжи и гнетущей атмосферы общества, а  великий А.С.Пушкин, в повести «Барышня-Крестьянка», показывает героев, которые смогли противостоять предрассудкам общества и отстояли своё право на счастье.  В советский период  Рыбаков, в романе«Дети Арбата», показывает Сашу Панкратова. Благородство Саши можно назвать подвигом того времени. Двадцать первый век –порой, узнаём в героях себя или своих знакомых. Неказистый и смешной Геня из рассказа Улицкой не вписывается в мир уличной детворы…Герои литературных произведений ещё раз доказывают нам, что проблемы молодёжи в обществе были во все столетия, а решение этих задач кроется в участии и неравнодушии взрослых. Главное: сделать это незаметно, аккуратно, не поучая и морализируя.

        Сегодня мы говорим об особом поколении молодёжи, так называемое - «Поколение Z», привязаны к большому количеству устройств, доверяют информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров мнений.

        Свободу, самовыражение, эгоцентризм часто называют ценностями нового поколения. Но ведь это классические ключевые характеристики развития подростков! Для этого возраста вообще типична ориентация на самопознание и на формирование собственного «я», поэтому нет ничего удивительного, что подростки думают о себе и о том, как показать свою уникальность и индивидуальность. Это не поколенческая, а возрастная специфика.

Современные подростки с раннего детства растут в цифровом окружении, недаром их назыают — «цифровые аборигены». Да, друзьям в сети меньше доверяют, но  сетевое общениеможет стать источником поддержки и реализации связей.

Дети 21 века владеют современными информационными технологиями лучше взрослых, но это умение очень  важно в современном мире.

С древних времен старшие поколения переживают паранойю по отношению к молодому поколению. Это недоверие связано с ощущением, что «они не такие как мы». Причины мифов о поколении Z как раз и кроются чаще всего в этих страхах старших поколений.А пока  поколение Z не перешло в категорию молодых взрослых, родители и педагоги  должны приложить максимум усилий и внимания их образованию, воспитанию, впрочем, как и во все времена.        

Моя миссия, как учителя русского языка и литературы, не только передать и закрепить знания предмета, но иразвить у ребят духовные качества личности: доброту, толерантность, способность принимать решения и нести ответственность за них,  научить воспринимать художественное произведение как вид искусства.

        На примере жизни и поступков литературных героев ребята учатся видеть за частным — общее.    Литература нас учит отличать важное от неважного, ценное — от мусора,  воспитывает в нас свободных людей, совершающих самостоятельный выбор. Литературное произведение  представляет читателю не как готовые сведения, а как процесс; читая, подросток переживает сюжет, а затем понимает – сопереживает герою или осуждает его, делает выводы, задумывается: «А как бы я поступил на их месте?».

        Опираясь на свой многолетний опыт я, для закрепления прочитанного или для знакомства с литературным произведением, для углубленного понимания сюжета и эмоционального восприятия  провожу большую работу по театрализации фрагментов литературных произведений. Когда ребёнок проникся обстановкой сцены, характером героя и сыграл свою роль, то этот опыт останется в его памяти на всю жизнь, такое творчество не оставит равнодушным ни зрителей-сверстников, ни оппонентов по «сцене». В этой деятельности я не ограничиваю студентов в выборе сюжета, написании  сценария, подбору костюмов, аудио и видео файлов, декораций и т.д.Театрализация даёт возможностьтворческим подросткам раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения,но еще и способствует более глубокому восприятию и пониманию героя студентам, которые пассивно участвуют или не хотят участвовать в постановке, но признаются, что очень любят смотреть и анализировать выступления сверстников.

Театрализацию я применяю на уроках литературы, в бинарных уроках, во внеурочной деятельности, в неделе гуманитарных наук. В театрализации ребята показывают некоторые элементы: это и персонификация, итеатр одного актера, и выступление исторического лица,  иисторическая сценка, и выразительное чтение, и чтение по ролям, инсценирование. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти подростков яркие и глубокие впечатления, так как развивает не только память, образное мышление и речь, но и обращается к чувствамподростков.

Современная молодёжь, как и молодёжь предыдущих поколений не может быть равнодушна к живому слову, студент, слушающий монолог или играющий роль– невольно проникается чувствами и характером героя, начинает по-другому понимать эпоху того времени. Знакомство с литературными произведениями ни в какой век не утрачивает своего благотворного воспитательного влияния на подрастающие поколения, даёт возможность глубже почувствовать нравственные качества людей: трудолюбие, доброту, тактичность, взаимопонимание, уважение к старшим.

Преподаватель литературы имеет уникальную возможность участвовать во всех направлениях воспитательной работы в нашем учреждении:

Классные часы, круглые столы, акции, конкурсы, посещение учреждений культуры, творческие тематические мероприятия, приуроченные к знаменательным датам– духовно сплачивают студентов, ребята учатся работать в коллективе, слушать и слышать ближнего, реализовывают творческий потенциал.

Ежегодно наши студенты участвуют в областных конкурсах: «Я вхожу в мир искусств», «Кулинарная звезда»,   «МастерОк», пишутэссе, участвуют в конкурсах чтецов, написанию сочинений…;Создают ролики: «Защитим экологию вместе», «Мы против наркотиков», «У нас не курят!»«ПДД»,.;

Научно-исследовательская работа позволяет ребятам быть более самоорганизованными, ответственными, учиться отстаивать и формировать позицию, мыслить творчески и неординарно а также расширять кругозор.

Широкая воспитательная работа в учреждении даёт мне огромное поле деятельности для воплощения педагогических задач: воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека, а метод театрализации давно уже вышел за рамки моих уроков и способствует формированию у подростков новой психологии – творца, созидателя, а значит помогает молодёжи становиться взрослыми и самостоятельными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)

В данном сборнике представлены  наработки  Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....