Статья "Наставничество в современной системе образования"
статья

В помощь молодому специалисту. Наставничество как помощь для мотивации работы учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_v_sovremennom_obrazovanii.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в современном образовании

За последнее время в образовании произошли колоссальные изменения.
Стандартизация общего образования и введение профессионального стандарта предполагают системное переосмысление существующей практики деятельности педагогических работников. Профессиональный стандарт [2] выступает в условиях профессионального развития молодого педагога нормой, образцом (мерилом) современных требований к педагогу, своего рода эталоном его профессионально-педагогической компетентности [4; 5].
        Молодые педагоги испытывают затруднения на начальном этапе педагогической деятельности. Во-первых, процесс их адаптации сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других трудностей в силу отсутствия опыта работы, незнания специфики образовательной организации, школьного коллектива, родительского социума. Во-вторых, молодой педагог, осуществляя профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога, должен знать основные закономерности возрастного развития обучающихся, способы социализации личности и «индикаторы индивидуальных особенностей траекторий
жизни». Необходимо его активное включение в педагогическое творчество, исследовательскую и проектную деятельность, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий; использование и апробация специальных подходов в обучении в целях включения в образовательную деятельность всех обучающихся; освоение способов формирования у обучающихся универсальных учебных действий, высокой мотивации к обучению и многое другое. Без соответствующей квалифицированной профессиональной поддержки с таким объемом педагогической деятельности начинающему учителю справиться сложно.    

Своевременная поддержка молодого педагога и грамотно спланированная система информационно-методического сопровождения создают условия для успешного вхождения в избранную профессию.
Возникла потребность в создании условий для формирования компетенций молодого учителя, среды, способной обеспечить его становление и профессиональный рост. Актуальной становится задача, направленная на изменение подходов к организации методической работы, поиск новых точек профессионального роста учителя. Таким образом, назрела необходимость решения противоречий между: требованиями законодательства к определенному уровню владения педагогами современными профессиональными компетентностями и их неготовностью к работе в новых условиях в силу недостаточной практической, методической готовности молодых специалистов к деятельности в новых условиях;
требованиями профессионального стандарта педагога к определенному уровню владения педагогами соответствующими компетентностями и снижением мотивации молодых педагогов к самообразованию в условиях профессиональной деятельности. Наличие и анализ указанных противоречий определили проблему: неготовность молодых специалистов, пришедших в образовательную организацию, работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Наряду с другими организациями, образовательная организация – центральное звено, в котором обеспечивается профессиональная адаптация молодых специалистов. Задача образовательной организации – помочь начинающему педагогу осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества [2].Для осуществления системности в работе с молодыми педагогами целесообразно выделить основные взаимосвязанные направления этого вида деятельности: повышение научной, теоретической, практической, психолого-педагоги-ческой, методической подготовки молодого специалиста; изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку/занятию;
изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста

Обучение на рабочем месте создает условия для более благоприятной будущей адаптации учителя в школьном сообществе Можно выделить основные компетенции, которые молодой педагог может приобрести только на рабочем месте:
1. Более глубокое понимание личности обучающегося.
2. Перенос внимания от себя к проблемам и результатам обучения и воспитания.
3. Умения и компетенции в области управления образовательным процессом.
4. Владение современными технологиями обучения и воспитания, оценочной деятельностью.
5. Компетенция решения педагогических проблем.
       К основным направлениям деятельности педагога-наставника                   с молодым специалистом относятся:
подготовка современного урока;
консультирование молодых учителей по использованию новых педагогических технологий в образовательном процессе;
анализ и планирование учебного процесса; разработка рабочих программ;
дидактическая и методическая помощь молодым учителям;
оценка процессов обучения;
сотрудничество с коллегами, администрацией, учениками;
организация самообразования по методической теме.


В этих направлениях деятельности внимание сосредоточено на четко определенных функциях педагога-наставника, ориентированных на развитие педагогических компетенций молодого педагога, поэтому наставники должны быть хорошими специалистами по планированию учебного процесса, реализации, оценке процесса обучения, консультированию, мотивации, выбору и применению дидактических технологий.
Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами: участие в методических мероприятиях образовательной организации (методических днях, методических неделях, профессиональных конкурсах, школьных семинарах, конференциях, открытых уроках опытных учителей). Это далеко не полный перечень методических мероприятий, которые проходят в образовательной организации по повышению педагогического мастерства педагогов [6].Как правило, организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической, предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
- мотивационно-целевой, когда наставник совместно с молодым специалистом изучает нормативные документы в области образования, определяет обязанности и полномочия молодого педагога в соответствии с современными требованиями, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации;
- основной этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования;
- итоговый; на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учи-теля к выполнению своих функциональных обязанностей.
Таким образом, грамотное управление становлением профессиональной адаптации молодого педагога помогает профессиональному росту молодого специалиста. Грамотно построенная работа с молодыми специалистами – один из факторов успешного овладения профессиональными компетентностями и вхождения в профессиональную среду.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ


1. Дюжева, М. Б. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов вуза / М. Б. Дюжева // Сибирский торгово-экономический
журнал. – 2013. – No1 (17). – С. 67-73.
2. Методические рекомендации по работе с молодыми педагогами (в помощь администрации общеобразовательной организации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavg-lyceum17.ucoz.ru/school-okrug/Metodicheskie-
rekomendacii-po-rabote-s-molodymi-pe.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. No544н «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 01.07.2013 г. No499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
5. Файн, Т. А. Компетентностная парадигма в профессиональной пере-
подготовке и повышении квалификации педагогических кадров [Текст] : монография / Т. А. Файн. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 97 с.
6. Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс] / Н. Н. Щипунова // Молодой ученый. – 2016. –No6. – С. 845-847. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 18.11.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Воспитание патриотизма - основа современной системы образования

          1.1. Патриотизм – высшая ценность                                   ...

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

Дополнительное образование детей в современной системе образования

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в ра...