Здоровьесберегающая среда на уроках технологии
учебно-методический материал

Формирование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая среда на уроках технологии

Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения страны в ближайшие годы.

Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, создаются условия для здорового развития детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

– время трудоспособности, утомляемости учащихся;
– учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
– физкультминутки.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

– воздушно-тепловой режим;
– световой режим;
– режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3. Формируется здоровый образ жизни.

На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Разработан комплекс упражнений, который использую на уроках: это гимнастика для глаз, укрепление вестибулярного аппарата, а также комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и профилактики нарушения осанки. Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития обучающихся, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. В кабинете трудового обучения  воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается и своевременно делается генеральная уборка.

Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков.

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому рациональному питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В ходе изучения тем «Комнатные растения в интерьере» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На подоконниках выращиваем растения-фитонциды: лук, герань, а так же лечебные растения: алоэ, золотой ус, живое дерево, коланхое. На уроках технологии с детьми можно изготовить  амулеты, в которые помещать дольки чеснока или пихтовое масло. Это даст ощутимый результат проведенной работы во время вспышки заболеваний гриппом.

При изучении тем по материаловедению и раздела «Технология изготовление швейных изделий» обучающиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. На уроках технологии в 5-7 классах обучающиеся изготавливают изделия (комплект из фартука и косынки, коническую юбку, ночную сорочку) из натурального волокна-хлопка.

Работая на пришкольном участке, обучающиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.

При этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую нагрузку, более эмоциональную.

Доброжелательная обстановка на уроке, тихая музыка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Всё это способствует нормальному  психическому здоровью детей.

Большое значение на уроках технологии имеют безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, соблюдение правил  техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Разработаны  специальные инструкции,  которые обязательно соблюдаются.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  • «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  •  Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое, должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителям эффективно проводить профилактику асоциального поведения. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии»

Предлагаются основные направления формирования здоровьесберегающей среды на уроках при изучении химии....

Презентация по теме"Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физики"

Данная  презентация является методической разработкой. Она может быть использована  для выступления на методическом объединении учителей физики....

Создание здоровьесберегающей среды на уроках

Предлагаю презентацию по теме "Создание здоровьесберегающей среды на уроках"...

Здоровьесберегающая среда на уроках английского языка. Урок без стресса.

«Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие,а не только отсутствие болезней, т.е. это физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательное отношени...

Здоровьесберегающая среда на уроках технологии

Дети значительную часть времени проводят в школе. Школа призвана растить здоровое поколение.Необходимо делать все,чтобы обеспечить визическое развитиеи психическое здоровье обучающихся....

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды на уроках технологии

Культура здоровья как фактор формированияздоровьесберегающей среды на уроках технологии...