«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии»
статья по химии по теме

Предлагаются основные направления формирования здоровьесберегающей среды на уроках при изучении химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 28 г. Белгорода

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 35 г. Белгорода

Тема

«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии»

Авторы:

Артеменко Вера Павловна – учитель биологии и химии

МОУ СОШ № 28 г. Белгорода

Черных Вера Николаевна - учитель химии

МОУ СОШ № 35 г. Белгорода

Белгород, 2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

Основная часть

Глава 1. Здоровьесбережение и факторы влияющие на него………………….3

1.1. Понятие о здоровьесберегающей среде в образовательном учреждении………………………………………………………………………..3

1.2. Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся……………………4

Глава 2. Педтехнологии, как средство формирования здоровьесберегающей среды……………………………………………………………………………….4

1. Пути разрешения противоречий между традиционным и здоровьесберегающим образованием……………………………………………4

2. Основные показатели здоровьесберегающей среды. ………………………..5

3. Деятельность педагога по формированию здоровьесберегающей среды…..6

3.1 Модульное обучение………………………………………………………….7

3.2 Элементы технологий обучения здоровью………………………………….7

3.3 Технология развивающего обучения………………………………………..9

Глава 3. Значение релаксации в формировании здоровьесберегающей среды……………………………………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………………12

Список  литературы

Здоровье – не отсутствие болезни,

     а физическая, социальная,

психологическая гармония человека.

И.Т. Фролов, академик РАН, профессор

Введение

  Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.

Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье. Здоровье ребенка напрямую влияет на возможность  усваивать им образовательную программу, комфортно чувствовать себя в коллективе, реально оценивать свои возможности и стремиться к развитию. Социальное и душевное состояния ребенка во многом зависят от правильно организованного учебного процесса.

Основная часть.

   Возникновение опыта связано с анализом состояния здоровья современных учащихся среднего звена и старшеклассников. Данный анализ показал наличие серьезных отклонений в состоянии здоровья у школьников, которое усиливается  при переходе детей из младшего звена в среднее и далее старшее. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

Почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся.  На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.  Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Такую среду принято называть  здоровьесберегающей.

Глава 1. Здорповьесбережение и факторы влияющие на него.

1.1. Понятие о здоровьесберегающей среде в образовательном учреждении.

Здоровьесберегающая среда школы - это совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников; факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья.  

          Возникло убеждение, что современная школа должна не только обучать, но как минимум сохранить здоровье ребенка и укрепить его. Учащиеся нуждаются в педагогической поддержке, в создании условий социальной и духовной комфортности в образовательном учреждении, когда ученик осознает, что он личность, его состоянием интересуются, о нем постоянно заботятся на каждом уроке и во внеурочной деятельности.

   Актуальность данной проблемы бесспорна.   Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель жизни общества и государства, который отражает не только настоящую ситуацию, но и формирует прогноз на ее развитие в будущем. Одной из главных составляющих национального проекта «Наша новая школа» является здоровье школьников. В документе отмечено: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги». [1]  

1. 2. Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся.

Анализируя современную педагогическую литературу и руководствуясь личным опытом можно выделить следующие факторы  традиционного образовательного процесса, негативно влияющие на здоровье учащихся:

  1. длительное искусственное сокращение объема произвольной двигательной активности учащихся;
  2. недостаточная освещенность рабочих мест учащихся; недостаточный воздухообмен в классном помещении;
  3. чрезмерная интенсивность умственного труда и утомительность учебной нагрузки;
  4. стрессирующая среда (из-за страха получить плохую отметку, отвечать у доски, быть наказанным и т.д.);
  5. авторитаризм педагога;
  6. неспособность учащегося справиться   с   учебной   нагрузкой, вследствие игнорирования педагогом его индивидуальных особенностей и механизмов развития психики (несоответствие предъявляемых требований возможностям учащегося, состояние здоровья учащихся; неготовность к усвоению учебной программы; медлительность, низкий уровень работоспособности и т.д.);
  7. дидактогения, т.е. негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны преподавателя. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником со стороны педагога;
  8. неприятие учащегося коллективом;
  9. чрезмерная длительность учебного занятия и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и   т.п.).

Глава 2. Педтехнологии, как средство формирования здоровьесберегающей среды.

1. Пути разрешения противоречий между традиционным и здоровьесберегающим образованием.

   Возникает противоречие между потребностью общества в здоровых гражданах и неспособствующей здоровьесозиданию традиционной образовательной политики. Средством  формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы являются   педагогические технологии сохранения и развития здоровья школьников. 

     «Здоровьесберегающий подход к процессу образования связан с такой организацией учебного процесса, которая позволяет соблюсти соответствие

содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся; сохраняет их умственную и физическую работоспособность; формирует культуру здоровья; способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности». [10]

Немаловажную роль в этом играет комфортная здоровьесозидающая обстановка на уроке. Новизна, предлагаемого нами опыта в комбинировании элементов разных известных образовательных технологий, в подтверждении их положительного влияния на создание здоровьесберегающей среды на уроках химии.  На своих уроках мы отдаем предпочтение элементам технологии проблемного обучения, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проектного обучения, модульного обучения. Для работы над данной проблемой особое внимание необходимо уделять процессу рефлексии, для того, чтобы постоянно отслеживать эмоциональное состояние учащихся, способствовать снятию напряжения, устранению дискомфорта, развитию коммуникативных качеств личности. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаем обеспечение оптимальных условий на уроках химии для процесса формирования здоровьесберегающей среды.

2. Основные показатели здоровьесберегающей среды.

К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести:

  1. гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;
  2. учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;
  3. всемерное развитие творческой личности;
  4. организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;
  5. содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;
  6. соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  7. коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;
  8. оздоровительная система физического воспитания;
  9. разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

   Для осуществления поставленных целей   руководствуемся следующими правилами:

  1. общение на уроках проводить на фоне положительных эмоций, предупреждая психотравмирующие ситуации;
  2. активно поощрять на уроках инициативу и успех;
  3. для предупреждения чрезмерной умственной и статической напряженности использовать нестандартные формы проведения уроков и соблюдать гигиенические критерии рационального проведения урока (таблица 1)
  4. учитывать в работе с детьми их половые и индивидуальные различия;
  5. способствовать формированию у учащихся необходимых понятий, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  6. сформировать потребность в применении полученных знаний в повседневной жизни.(Приложение 1)

3. Деятельность педагога по формированию здоровьесберегающей среды.

По степени сложности среди школьных предметов химия занимает одно из ведущих мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. На уроках химии значительная часть учебной деятельности связана с классной доской. Очень важно, чтобы на доске были план работы на уроке и список заданий с указанием степени сложности. Тогда ученик сможет распределить свои силы, выбрать задания соответствующей степени сложности. Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. 

У здоровья человека есть несколько важных составляющих, одна из них – здоровье психическое. Оно напрямую зависит от микроклимата на уроках. На своих уроках стараемся выстраивать отношения уважения к личности, сотрудничества между учениками и учителем,  исключить или свести к минимуму стрессовые ситуации. Для этого с первых уроков по предмету внимательно следим за учениками, выявляем ситуации, приводящие к дискомфорту и при индивидуальном подходе к процессу обучения, учитывая личностные возможности учеников, стараемся их исключить. Чтобы избежать перегрузки учеников во время урока, организуем учебный процесс так, чтобы неоднократно менять во время урока виды деятельности, используем на уроках разнообразные образовательные технологии, которые способствуют развитию памяти, мышления, коммуникативных качеств ребенка, включаю технологические приемы, такие как самопознание, самооценка и самоанализ. Продуманно необходимо относится и к домашнему заданию. Оно не должно перегружать ребенка, должно быть доступным по сложности. Сложные задания разбираем на уроках сообща, применяя технологии проблемного обучения или критического мышления.

Роль оценивания в здоровьесбережении.

Большое внимание, я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Я разработала систему рейтингового оценивания, которая, на мой взгляд, также относится к «сохраняющей здоровье среде». Рейтинговая оценка включает в себя:

- самооценку;

- оценку товарища, друга по парте;

- коррекционную оценку;

- совместную оценку учителя и ученика;

«Таким образом,  исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывается различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в ситуации традиционного оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине». [9]

Одним из важных средств оценивания является похвала ученика. Она может быть вербальной : «Молодец!», «У тебя отлично получается!», «Я знала, что ты сможешь это сделать!» и т . д .

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.  Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».         

3.1 Модульное обучение.

Модульное обучение позволяет каждому обучающемуся достигать запланированных результатов за счет: организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; индивидуального темпа продвижения и саморегуляции учебных результатов; изменения формы общения обучающего и обучающегося; оценки по конечному результату, безоценочного контроля внутри учебного модуля, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой. Модульная технология оказывает позитивное влияние и на педагога (преподавателя, воспитателя), позволяя преодолеть неудовлетворенность своим трудом, снять психологическую усталость.

3.2 Элементы технологий обучения здоровью.

Через уроки химии стараемся культивировать потребность в здоровом образе жизни, в котором немаловажную роль играет правильное рациональное питание, легкоусвояемыми, богатыми ценными питательными компонентами продуктами.  Например, при изучении темы «Полисахариды» в 10 классе заостряем внимание на трудном усвоении организмом человека пищи богатой крахмалом. Показываем, что процесс расщепления крахмала начинается уже при тепловой обработке крахмалсодержащих продуктов и затем еще не одна стадия расщепления протекает непосредственно в организме человека, пока не образуется глюкоза. На эти процессы человеческий организм затрачивает жизненную энергию и быстро изнашивается. Поэтому куда полезнее употреблять в пищу овощи и фрукты, содержащие глюкозу, фруктозу и другие моносахариды, которые в организме легко окисляются, питают его и служат источником энергии.

 В последнее время многие люди становятся вегетарианцами, отказываясь от мяса животных. Ходит много споров по этому поводу. Однако  растущему организму использование в питании разнообразных белков очень важно. Поэтому при изучении темы «Белки» указываем на важную роль белковой пищи в организме. Нужны белки самые разнообразные и растительные, и животные. Они являются источником аминокислот, из которых организм человека синтезирует необходимые ему белковые структуры. Белки мяса животных содержат и такие аминокислоты, которые не содержатся в растительных белках, но необходимы организму человека. Наш белковый запас постоянно надо возобновлять, поэтому без белковой пищи не обойтись. Напоминаем, что «Жизнь есть способ существования белковых тел». Мясо животных является также важным источником необходимых организму жирорастворимых витаминов. Поэтому оно обязательно должно входить в питательный рацион школьника.

Для здоровья человека важным является дыхание, которое отвечают за окислительные процессы в организме. При изучении в курсе 8 класса процессов окисления указываем на большое значение кислорода в этом процессе. Поэтому окружающий воздух всегда должен содержать необходимое количество кислорода. В закрытых помещения, где прибывают люди, очень важно соблюдать режим проветривания. Напоминаем о немаловажной роли зеленых растений в поддержании баланса между кислородом и углекислым газом. Поэтому озеленение школьных кабинетов, уход за растениями не только эстетически развивает детей, но и способствует оздоровлению окружающей их среды. Нельзя недооценивать роль загородных прогулок на природе на улучшение общего состояния организма.

 «Здоровый образ жизни предусматривает отказ от вредных привычек. Употребление спиртного, наркотических средств, табакокурение недопустимо как для взрослых, так и для детей.  Однако в реальной жизни мы наблюдаем часто негативный пример взрослых. Поэтому школе приходится переубеждать детей, доказывать, что вредные привычки губят здоровье, укорачивают жизнь». [3]

 Через свои уроки мы тоже проводим пропаганду жизни без вредных привычек. Например, при изучении темы «Спирты» в курсе органической химии неустанно подчеркиваем, что спирт – это яд, это наркотическое средство,  вызывающее зависимость. Спирт -  сильнейшее водоотнимающее средство, приводящее к обезвоживанию организма. При систематическом употреблении его  происходит денатурации белков, а  поэтому  нарушение многих физиологических процессов и в конечном итоге  гибель организма. 

3.3 Технология развивающего обучения

Хорошую эмоциональную разрядку учащиеся могут получить при использовании на уроках стихов, хорошо вплетающихся в канву урока и несущих в себе информацию по изучаемому материалу.[6] На уроке – обобщении знаний об основных классах неорганических соединений в 8 классе можно вовлечь учащихся в путешествие по химическому лабиринту. Четыре основных типа неорганических соединений представляют в качестве жителей разных государств. Название каждого государства учащиеся угадывают. Целесообразно использовать следующие строчки:

Мы – жители непростые,

Нас очень много на Земле!

Особым даром обладая,

Мы растворяемся в воде.

А как на кожу попадём,

Мы тут же сильно обожжем.

Окрасим лакмус в синий цвет,

Без нас нейтрализации нет.

Без нас не обойдётесь тут!

Скажите, как же нас зовут?

При изучении элементов четвёртой группы главной подгруппы периодической системы необходимо познакомить учащихся с двумя основными аллотропными видоизменениями углерода. Это легко можно сделать в стихотворной форме:

Я на бумаге оставляю,

Конечно, очень жирный след.

И рисовать вам помогаю

Уже я много-много лет!

Не прочен я, не как гранит!

А называюсь я ... (графит)

Горжусь своим я блеском

И тем, что очень твёрд.

Разрежу я железку

На тысячи кусков.

Я – камень драгоценный,

Чужих боюсь я глаз!

Надеюсь, догадались:

Меня зовут... (алмаз)

Элемент я очень важный

На земле меня не счесть:

Мрамор, мел, карбид возьмите,

В соде пищевой я есть.

Знает весь меня народ

Ведь зовусь я … (углерод)

Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах учащихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Детское воображение можно разбудить, если поставить перед школьником определенную цель, познакомить его с одной из форм работы.
         Сотворчество учителя и учащихся начинается уже на первом уроке в 8 классе – «Соблюдение техники безопасности на уроке химии». Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Педагогический опыт подсказывает, что наилучшего взаимопонимания можно достичь, когда перед учениками ставятся задачи из другой, известной им области.  
Например, школьникам предлагается разгадать ребус.


Рис. 1. Ребус «Техника безопасности»

Учащиеся разгадывают фразу:  «Содержи рабочий стол в чистоте».
Задание: пройди по лабиринту.  


Рис. 2. Задание-лабиринт
«Инструкция по технике безопасности»

«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус» – такой ответ находят дети.

На своих уроках необходимо максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.

Среди форм проведения уроков часто используем такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее.

Глава 3. Значение релаксации в формировании здоровьесберегающей среды.

Учителя всегда чувствуют, когда дети устали, пропадает интерес, внимание становится рассеянным и предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физминутки.

 «Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Например, потягивания, прогибания, полунаклоны, различные движения рук. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения органически вплетаются в канву урока». [5]  Так, например, при изучении темы «Воздух» в 8 классе мы с ребятами выполняли такие упражнения:

Очень химию мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Есть в нем углекислый газ,

 Шагом марш на месте, класс!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

         В физкультминутку также обязательно нужно включать простейшие упражнения для глаз, неплохо проводить массаж биологически активных точек на теле. Тренировка дыхания, в свою очередь, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Грамотное использование аудио и видеоаппаратуры способствует поднятию тонуса при физическом переутомлении и расслаблению при нервном перевозбуждении.

 Нужно отметить, что на психическое здоровье детей можно повлиять и атмосферой класса. Кабинет химии нужно озеленять, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д. Не только цветы, но и запахи приходят на помощь. Ароматерапия также может служить эффективным средством для повышения работоспособности, улучшения внимания и памяти.

В конце рабочего дня дети, занимавшиеся в  помещении, где проводилась аромотерапия, вместо обычной утомляемости и стресса испытывали чувство покоя и уравновешенности.

Заключение.

Таким образом формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии зависит от грамотно организованной педагогической деятельности учителя. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.

 Но не следует забывать, что значимое место придается и здоровью самого педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления школькника, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Вынужденное превышение нормативных нагрузок, специфика содержания и характера труда, отличающегося повышенной напряженностью и большой ответственностью, является одной из причин неблагополучия физического и психического состояния учителя. Постоянное переутомление, невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к инфекциям, хронические заболевания создают постоянную угрозу здоровья учителя. Личный пример педагога является важным фактором воспитания культуры здоровья у учащихся.

Список  литературы

  1. Айзман Р.И. Здоровье ребенка – эпицентр современного образования / Р.И. Айзман // Валеологические аспекты образования. – Барнаул, 1996. – С. 12.
  2. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. – №1. – С.48 – 59
  3. Вульфов Б.З., Синягина Н.Ю. - Мир образования.- К проблеме сохранения и укрепления здоровья  школьников.- №3.-2007.-С.4-12.
  1. Здоровьесберегающее образование / научно-практический журнал. – М., 2009. - № 2. – 128 с.
  2. Здоровьеформирующее физическое развитие. – М.: ГИЦ «Владос», 2001. – 236 с.
  3. Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребенка. - Спб.:Дельта, 2000 -336
  4. Педагогика и психология здоровья: сб. тр. каф. психолого-педаг. технологий охраны и укрепления здоровья. – М.: АПК иПРО, 2003. – 128 с.
  5. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: автореф. дис…канд.пед.наук / О.Е. Подгорная. – Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.
  6. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье ученика: психологические установки и упражнения (книга).-М.: Владос, 2004.-161с.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

Приложение 1.

 Таблица 1

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КОМФОРТНОСТИ СРЕДЫ  НА УРОКЕ
(Смирнов Н.К., к.м.н., профессор)

Факторы урока 

Уровни комфортности среды на уроке 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

85-90%

Виды учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Продолжительность видов учебной деятельности

Не более

10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

Частота чередования видов уч. деятельности

Не позже чем через 7-10 мин

Через 11-15 мин.

Через 15-20 мин.

Число видов преподавания

Не менее 3

2

2

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин.

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

2-3

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....

Презентация по теме"Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физики"

Данная  презентация является методической разработкой. Она может быть использована  для выступления на методическом объединении учителей физики....

Формирование здоровьесберегающей среды на уроках русского языка и литературы

Одной из главных целей в школе на сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни....

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды на уроках технологии

Культура здоровья как фактор формированияздоровьесберегающей среды на уроках технологии...