ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)
статья

Евстифеева Вероника Вадимовна

ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ –педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Что такое функциональная грамотность?  Это готовность и способность действовать с опорой на жизненный опыт и полученные знания по разным предметам. Это способность к синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Адекватный способ формирования функциональной грамотности – выполнение обучающимися учебных заданий, отвечающих этим требованиям. Задания должны быть построены по принципу «от задачи – к способу», проблема должна быть реальная, явно выражена, а контекст внеучебный.

Одним из компонентов развития функциональной грамотности является  креативное мышление. Что же это такое? И зачем оно нашим детям?

Исследование PISA даёт следующее определение креативного мышления: это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

Рассмотрим следующую ситуацию: «Вася читает книгу». Поставим к ней три задачи.

  1. Учебная задача.

Васе осталось прочитать 30 страниц. В среднем одну страницу он читает за 1 мин 27 сек. За сколько минут Вася дочитает книгу?

  1. Задача, направленная на развитие математической грамотности.

Вася пришёл из школы в 15:10. Он очень хочет дочитать свою книгу. Осталось ещё 30 страниц. Но Васе скоро на тренировку. Выходить из дома в 16:30. Еще надо оставить 20 минут на перекус. Успеет ли Вася дочитать книгу, если среднее время чтения одной страницы 1 мин 27 сек?

  1. Задача, направленная на развитие креативного мышления.

Вася пришёл из школы и очень хочет дочитать свою книгу. Осталось ещё 30 страниц. Но Васе скоро бежать на тренировку, а вечером некогда, надо делать домашнее задание. Что придумать Васе, чтобы и на тренировку не опоздать и успеть книгу дочитать?

Придумайте 2-3 разных способа. Сделайте допущения, составьте математическую задачу.

Как видим, последнее задание отличается от первых двух тем, что вариантов решения может быть несколько, что и бывает обычно в жизни. Мальчик Вася, обладая креативным мышлением, возможно, возьмет книгу с собой в трамвай и дочитает по дороге на тренировку. Или скачает аудиоверсию на телефон и дослушает любимую книгу. В жизни нет готовых алгоритмов.  

  Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, конвертировать их в задачи и уметь их решать. Именно это будет отличать высококлассного специалиста от рядового сотрудника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение. 

Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт вызовам, не боится выражать свое мнение.

   В своей педагогической практике с целью развития креативного мышления у обучающихся применяю ТРИЗ- педагогику.

 Какова же история ТРИЗ?

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских задач. Основоположник ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер, советский писатель и изобретатель. С малых лет Генрих Саулович занимался изобретательством. Уже во взрослом возрасте он заметил, что основной метод для придумывания нового, который используют ученые и изобретатели, это метод проб и ошибок. Генрих Саулович пошел с конца, стал исследовать уже существующие патенты на изобретения. Таким образом он выявил основные методы и инструменты для решения изобретательских задач. Так появилась ТРИЗ, а следом ТРИЗ-педагогика.

ТРИЗ- педагогика – то, что учит думать и мыслить, развивает творчество и креативность, помогает в любой профессии и вообще в жизни.

Чем же отличается ТРИЗ-педагогика от других методик?

Принципы ТРИЗ-педагогики:

  • Принцип целостности знаний
  • Приоритет методов мышления
  • Принцип «знания через творчество»
  • Ученик – субъект обучения
  • Развитие креативного мышления.

Как видим, многие принципы перекликаются с теми аспектами, которые нам диктует функциональная грамотность.

Пятиклассники, у которых провожу занятия на основе ТРИЗ-педагогики,  учатся строить ассоциативные связи, учатся фантазировать, используя специальные приемы.   В течение этого учебного года мы с детьми в ходе проведения курса внеурочной деятельности решили много задач, развивающих вербальные навыки, пространственное воображение, ресурсное мышление.  Например, на одном из занятий, к задаче «как определить, в какую сторону течет вода в трубе?» дети выдвинули более около 15 идей, отстаивали свою позицию, спорили, договаривались, убеждали друг друга, критически оценили все идеи и выбрали лучшие из них. Отмечаю, что обучающиеся, которые стеснялись отвечать у доски, становятся смелее, раскованнее. И в этом несомненная заслуга ТРИЗ-педагогики, ведь в ней нет неверных решений, а у детей - страха ошибиться, как это бывает на учебных предметах. Зачастую «троешник» высказывает более оригинальные идеи, чем отличник. Созданная ситуация успеха повышает мотивацию у обучающихся, они чувствуют уверенность, проявляют активность в изучении математических дисциплин. А разве не этого мы хотим от наших воспитанников?

Хочется дополнить, что ТРИЗ-педагогика применима в любой области знаний и в любом учебном предмете. Нужно учить креативному мышлению наших детей не только в рамках внеурочной деятельности, но и включать задания на развитие данного аспекта на уроках.

Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие функциональной грамотности (креативного мышления) на уроке информатики "Векторная графика"

Данное задание имеет творческий характер. Ученикам предстоит проявить креативные навыки при составлении законченного изображения в векторном виде. При выполнении задания ученики получат навыки построе...

Семинар по Функциональной грамотности. (Креативное мышление)

Презентация  - Креативное мышление. Автор - Цыбикжапова Э.Н....

Формирование функциональной грамотности. Креативное мышление на уроках ИЗО.

   В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд....

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации  ФГОС...

Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности

Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов обучения на уроках литературы в среднем и старшем звене.

Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов  обучения  на уроках литературы в среднем и старшем звене.Какие игровые методы можн...