Формирование функциональной грамотности. Креативное мышление на уроках ИЗО.
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

     В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд.                                                                       Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления.

       На занятиях изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учащихся, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития творческого мышления на занятиях изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование функциональной грамотности.

 Креативное мышление на уроках  ИЗО.                             

                                                                                         Халилова Н.Н.       24.03.22г.

     В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд.                                                                       Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления.

       На занятиях изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учащихся, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития творческого мышления на занятиях изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что мышление на занятиях изобразительного искусства носит активный творческий характер.

Применяемые практические методы, направленные на развитие творческого мышления обучающихся.

Приемы работы:

1. Ассоциативное рисование.                                                                                              2. Релаксация.                                                                                                                               3. Медитация (способ обучения релаксации).                                                         4. Фантазия.

Использование различных психотерапевтических техник                                              

  1. Рисование нитками на бархатной бумаге.                                                                         2. Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен).                                                          3. Рисунки-игры (Стенли Киссель)                                                                                          4. Техника разрывания бумаги (Кети Дейвис)   

Использование нетрадиционных техник рисования (Приложение 3)

1. Рисование мыльными пузырями                                                                                      2. Монотипия                                                                                                                  3. Граттаж                                                                                                                       4. Рисование пластилином                                                                                                  5. Рисование крупами                                                                                                        6. Кляксография и др.                                                                                                    

    Задание: Нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе.

    И они с удовольствием начинают рисовать, погружаясь в светлые воспоминания о самых дорогих, тёплых моментах общения с близкими и родными. Чем необычнее, нестандартнее тема, тем интереснее ребятам работать с ней.

    С оживлением воспринимают дети и задания типа:

   Если б я был птицей то, каким бы я был? Передай свой характер, настроение через образ птицы.

     На белых листах бумаги появляются удивительные портреты. Вот сидит, нахохлившись, синичка (Аня поссорилась сегодня с лучшей подругой); на этом рисунке отчаянно бросается в драку взъерошенный воробей (Рисовал Андрей). У него действительно боевой характер. Хорошо, что сам осознает это.

     И опять юный художник внимательно всматривается в свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопрос: “Кто Я?”. Это так важно научиться слышать и слушать себя, ведь “слушаем себя - слушаем другого человека”.

Задание: древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе. 

    Каждый выбирает дерево с характером, который близок ему и отражает его через призму своего собственного “Я”, а это уже настоящий акт творчества. 

       Уровень сформированности творческого мышления ребенка

                        определяется по следующим критериям:

1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.

2. Гибкость использования идей. В результате ее детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:

· типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);

· рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).

   К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

3. Оригинальность мышления. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций. (Несуществующее животное, Нарисуй настроение)

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующее выводы:

- Предполагаю, что система творческих заданий, игр и упражнений, которые я буду использовать на занятиях изобразительного искусства, и эффективное использование комплекса педагогических условий, увеличат уровень развития креативного мышления и помогут тем самым решить поставленные задачи.

- используемые формы обучения увлекут своей необычностью проведения, принесут радость и удовлетворение педагогу и воспитанникам, расширят кругозор, разовьют творческое мышление, дадут стабильные положительные результаты;

- воспитанники, с более развитым креативным мышлением, смогут занимать призовые места на муниципальном и федеральном уровнях.

Инструменты оценки результатов

- наблюдение                                                                                                                       -тесты                                                                                                                             -опросы                                                                                                                          -творческие задания                                                                                                            -конкурсы                                                                                                                     -фестивали

Заключение.

Творческое мышление является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое мышление на занятиях изобразительного искусства у учащихся.                                                                                                               В условиях личностно- ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие функциональной грамотности (креативного мышления) на уроке информатики "Векторная графика"

Данное задание имеет творческий характер. Ученикам предстоит проявить креативные навыки при составлении законченного изображения в векторном виде. При выполнении задания ученики получат навыки построе...

ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)

ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)...

Семинар по Функциональной грамотности. (Креативное мышление)

Презентация  - Креативное мышление. Автор - Цыбикжапова Э.Н....

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации  ФГОС...

Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности

Презентация выступления по теме "Креативное мышление как направление формирования функциональной грамотности".Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов обучения на уроках литературы в среднем и старшем звене.

Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов  обучения  на уроках литературы в среднем и старшем звене.Какие игровые методы можн...