Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов обучения на уроках литературы в среднем и старшем звене.
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Формирование читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления с помощью игровых методов обучения на уроках литературы в среднем и старшем звене.
Какие игровые методы можно использовать в работу учителя -словесника для формирования читательской, естественно-научной грамотности, креативного мышления на уроках литература.
Даны примеры /структура уроков, где применяются методы для формирования грамотностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selina_ne_metody_formirovaniya_estestvenno-nauchnoy_gramotnosti_na_urokah_literatury.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Селина Наталья Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы, ВКК
МАОУ СОШ №30
г. Екатеринбург
Методы формирования естественно-научной грамотности на уроках литературы.
Естественно-научная грамотность - это умение обосновывать свои взгляды и выводы, используя логику и знания фактов из разных областей науки, в том числе естественных наук. Это очень важный навык, который необходим для критического мышления и развития научной грамотности. Формирование естественно-научной грамотности является важной задачей, учитывая быстрое развитие науки и технологий в современном мире.
Эффективным методом является использование игровых технологий на уроках литературы. Игровой процесс может создать дополнительную мотивацию для учащихся, привлечь их к учебному материалу, помочь им более полно осознать тему, и, что особенно важно, дать возможность самостоятельно творчески применять знания и навыки, полученные на уроке
Одним из методов формирования естественно-научной грамотности на уроках литературы является использование интерактивных технологий. Так, ученики могут закреплять новые знания через различные игры и задания, связанные с темой урока. Например, учитель может предложить викторину по истории науки, связанной с книгами/произведениями или использовать планшеты и компьютеры для проведения интерактивных экскурсий.
Связь с игровыми технологиями на уроках литературы будет полезна для формирования естественно-научной грамотности. Игры, которые помогают ученикам изучать науку и технологии, могут использоваться на уроке литературы. Это может быть игра, состоящая из вопросов на тему науки и технологий, или такая игра, в которой дети исследуют научный контекст в одном из произведений.
В формате ФГОС уроки литературы должны включать в себя все возможности для формирования естественно-научной грамотности. Литературные произведения, которые обсуждаются на занятиях, могут быть использованы для изучения научных фактов, учащиеся обращают внимание на научный контекст в произведениях и используют это знание для решения задач и творческой деятельности.
Другим методом формирования естественно-научной грамотности является использование кросс-куррикулярных связей между литературой и наукой. Например, учитель может показать, как научное знание отражено в конкретном произведении литературы, или провести занятие, во время которого ученики будут исследовать научный контекст, связанный с темой рассказа, повести или романа.
Результативность таких методов формирования естественно-научной грамотности на уроках литературы подтверждается научными исследованиями, показывающими, что использование интерактивных, игровых технологий и кросс-куррикулярных связей с положительной стороны влияет на успеваемость школьников.
Таким образом, формирование естественно-научной грамотности на уроках литературы имеет большое значение. Использование интерактивных, игровых технологий, кросс-куррикулярных связей и игровых элементов в учебном процессе может сделать изучение науки и технологий более увлекательным и интересным для учеников.
Следует выделить некоторые способы формирования естественно-научной грамотности на уроках литературы:
1. Интеграция курса литературы с науками. Учитель литературы может интегрировать свой предмет с науками, например, с физикой, биологией, химией. Это поможет ученикам лучше понимать и анализировать произведения литературы, а также развивать их естественно-научную грамотность.
2. Организация дискуссий. Дискуссии, в которых ученики должны будут аргументировать свои взгляды на произведения, используя знания из разных областей науки. Такие дискуссии помогут обучающимся развить свою логику и речь.
3. Использование научных статей. Научные статьи для анализа произведений литературы (рассматриваются произведения с разных сторон: как разные критики, писатели воспринимали/принимали данное произведение). Это поможет ученикам понимать связь между наукой и литературой, а также развивать умение анализировать источники.
4. Организация проектов. Проекты, которые будут требовать от учеников использования знаний из разных областей науки для анализа произведений литературы с разных сторон. Такие проекты могут включать написание научной статьи о произведении или постройку модели, которая демонстрирует научные принципы, используемые в литературном произведении.
5. Обсуждение научных этических проблем в произведении литературы. Учитель может обсуждать с учениками различные научные этические проблемы, которые затрагиваются в произведениях литературы. Это поможет ученикам осознать значение научной грамотности и развить умение анализировать и критически мыслить.
Естественно-научная грамотность является одним из важных навыков, которые должны формироваться на уроках литературы. Чтобы помочь ученикам развить этот навык, учителя могут использовать различные методы, подходы, техники и приемы:
1. Литературный анализ научных произведений.
2. Обсуждение и анализ научных и литературных понятий.
3. Исследовательская деятельность (эксперименты, наблюдения, анализ данных).
4. Использование мультимедийных средств для визуализации научных явлений.
Это поможет ученикам стать успешными в жизни и, возможно, в будущей научной карьере.
Уроки литературы могут стать хорошей площадкой для данного процесса, так как литература содержит множество научных фактов и идей.
При формировании естественно-научной грамотности на уроках литературы выделяю следующие задачи, которые в значительной мере помогут добиться желаемого результата:
1. Формирование интереса к естественно-научным явлениям через литературные произведения.
2. Развитие понимания взаимосвязи между литературой и наукой.
3. Развитие познавательной активности учащихся.
4. Формирование умения анализировать научную составляющую в литературных произведениях.
Чтобы сформировать естественно-научную грамотность, ставлю перед собой цели:
1. Повышение уровня естественно-научной грамотности учащихся.
2. Развитие умения применять научные знания в реальной жизни.
3. Формирование умения анализировать научное содержание в литературных произведениях.
4. Укрепление связи между литературой и наукой.
Результаты, которые должны быть у учеников по завершению освоения учебной программы:
1. Развитие умения видеть связь между литературой и наукой.
2. Формирование понимания естественных явлений через литературу.
3. Укрепление интереса к науке и исследовательской деятельности.
4. Развитие научной грамотности учащихся.
На внеклассном чтении можно взять в качестве примеров несколько произведений, которые помогут в формировании естественно-научной грамотности:
1. Анализ произведения «Франкенштейн» Мери Шелли, который позволяет изучить основы биологии и создания жизни.
2. Изучение научного содержания в произведении «Юность Максима» Горького, которое включает в себя описание природных явлений и животных.
3. Исследование научных открытий и изобретений, описанных в произведении «20 000 лье под водой» Жюля Верна.
4. Обсуждение научной составляющей в произведении «Сокровища острова Маврикий» А. Кречета, где много говорится об ископаемых растениях и животных.
Одним из примеров может являться урок (структура урока) литературы по теме «Сказы П. Бажова» (Влияние природных явлений на героев сказа).
Цель урока: развитие естественно-научной грамотности учащихся через изучение сказов П. Бажова.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с природными явлениями, описанными в сказах П. Бажова.
2. Развивать умение находить связь между природными явлениями и поведением персонажей.
3. Развивать умение применять полученные знания о природе в повседневной жизни.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты).
1. Приветствие учащихся.
II. Актуализация знаний учащихся (5 минут).
1. Беседа о природных явлениях, которые бывают зимой.
2. Уточнение знаний об этих явлениях: Как они происходят? Какие проблемы могут возникнуть из-за них?
III. Основная часть урока (25 минут).
1. Работа с текстом сказа "Серебряное копытце".
- Чтение отрывка сказа.
- Обсуждение учащимися содержания отрывка: что описывал автор, какие события происходили.
- Выделение из текста природных явлений: сильный мороз, снегопад, ледяной ветер.
- Работа в группах: составление схемы, на которой будут показаны связи между природными явлениями и поведением героев сказа.
IV. Заключительный этап урока (5 минут).
1. Подведение итогов урока: что нового узнали учащиеся?
2. Беседа о том, как можно применить полученные знания о природе в повседневной жизни.
3. Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание (3 минуты).
1. Какие природные явления встречаются в нашем регионе? Как бы вы рекомендовали вашим одноклассникам описать их. Составить рекомендацию.
2. Заполнить таблицу «Природные явления и их влияние на человека», опираясь на верования людей того времени.
Еще один пример структуры урока:
Тема урока: "Загадки в мире сказов П.П. Бажова".
Цели урока:
-познакомить учащихся с произведениями П.П. Бажова,
-развивать интерес к чтению и анализу литературных произведений,
-формировать естественно-научную грамотность,
-развивать умения логически мыслить и решать загадки.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и целей.
2. Введение (5 минут).
Учитель в краткой форме рассказывает о П.П. Бажове и его сказах, объясняет связь между фольклором и естественно-научными знаниями.
3. Основная часть. Игры и загадки (25 минут).
Учитель предлагает детям играть в «Что-где-когда». Он задает вопросы о географических объектах, связанных со сказами П. Бажова (например, «Этот горный массив расположен в Уральских горах и служит ЧЕМ? для сказов Бажова»). Кто первый даст правильный ответ, становится ведущим. Также учитель предлагает загадки, связанные с животными из сказов П. Бажова, и объясняет связь с естественно-научными знаниями.
5. Рефлексия (5 минут).
Учитель задает вопросы:
- что нового узнали на уроке?
- какие игры и методы показались вам наиболее интересными и эффективными, и почему?
- затруднялись ли вы в анализе текста? Расскажите кратко.
6. Закрепление материала (3 минуты).
Учитель предлагает домашнее задание – прочитать следующий сказ П.П. Бажова, обращая внимание на географическое расположение деревни, в которой живут главные герои.
7. Заключительный момент (2 мин.).
Подведение итогов урока, оценка работы учеников.
Таким образом, использование игровых методов на уроке литературы в 5 классе позволит заинтересовать учеников в изучении произведений П.П. Бажова, а также продемонстрировать связь фольклора с естественно-научными знаниями.
Подводя итог, можно сказать, что в процессе изучения курса литературы, естественно-научная грамотность является одним из важнейших факторов, которые необходимы для понимания и анализа произведений. На уроках литературы, грамотность в области естественных наук может выражаться в следующих аспектах:
1. Умение анализировать данные: Следует уметь собирать и анализировать данные из источников, чтобы принимать обоснованные выводы и интерпретировать произведения.
2. Научный подход к анализу: Одна из основных характеристик естественно-научной грамотности является системный анализ и логическое мышление. Это также применимо к литературным произведениям.
3. Понимание технических терминов: Следует уметь владеть терминологией естественных наук, чтобы понимать характеристики героев или событий в литературном произведении.
В целом, естественно-научная грамотность является важным аспектом при изучении и анализе литературных произведений, и позволяет учащимся глубже понимать и выявлять их особенности; а методы, способствующие естественно-научной грамотности – помогают ученикам самостоятельно применять полученные знания в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...
Анкеты для среднего и старшего звена, позволяющие определить отношение обучающихся к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль жизни.
Анкеты предназначены для учащихся, участников воспитательного процесса, медицинского работника, родителей. Проводятся при наличии согласия респондентов на анкетирование, соблюдении конфиденциальности....
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЕМЫХ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обобщение педагогического опыта...
Применение технологии креативного мышления в малых группах на уроке литературы
По итогам конференции....
ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)
ТРИЗ–педагогика и ее роль в формировании функциональной грамотности (креативного мышления)...
Формирование функциональной грамотности. Креативное мышление на уроках ИЗО.
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд....
Педагогические технологии развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций школьников на уроках физики
Развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления школьников – это основная задача современного образования. Формирование функциональной гра...