Мемо
статья

Баранова Юлия Петровна

 Механизм игры мемо очень эффективен при работе при работе с иллюстративным материалом. Причём это может быть иллюстративный материал любого плана. Можно сделать мемо на материале одной темы, можно сделать мемо на основе иллюстративного материала учебника или учебного пособия (например, по истории своего края). Можно взять за основу историко-культурный стандарт по истории России или всеобщей истории и отобрать из него понятия, персоналии, к которым легко подобрать соответствующую иллюстрацию (или она уже есть в учебнике). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл memo.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мемо.

 Механизм игры мемо очень эффективен при работе при работе с иллюстративным материалом. Причём это может быть иллюстративный материал любого плана. Можно сделать мемо на материале одной темы, можно сделать мемо на основе иллюстративного материала учебника или учебного пособия (например, по истории своего края). Можно взять за основу историко-культурный стандарт по истории России или всеобщей истории и отобрать из него понятия, персоналии, к которым легко подобрать соответствующую иллюстрацию (или она уже есть в учебнике). Нами разработаны игры мемо краеведческого характера: «Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова», «Усадьбы Подмосковья», «Гербы Московской области». У каждой из этих игр есть свои методические особенности, определяющие область применения этих игр. Так, игра мемо «Гербы Московской области» может использоваться на внеурочных занятиях по краеведению, начиная с 1 класса. Красочность гербов районов и городов Подмосковья вызывает интерес у детей, они с интересом изучают их символику, даже запоминают районы «на слух» в процессе объяснения и очень радуются, если в процессе игры им удаётся «опознать» герб. Особую радость вызывают факты знакомства с гербами городов или районов, в которых они были с поездками к родственникам или во время экскурсий. Игра, посвящённая Сергею Столярову,  более применима в старших классах, при изучении истории России ХХ века. Она позволяет разнообразить деятельность на уроке, увидеть преломление истории России в судьбе одного человека. В целом у игр мемо очень широкий методический диапазон.  Возможности для него заложены в самом механизме игры: участник может заработать карточку-очко за разный объём выполненной работы – в зависимости от заранее обговоренных игроками общих правил (или задач, поставленных перед ними учителем). Самое простое – назвать объект, изображённый на карточке. В нашем варианте – это фильм, из которого взят кадр для карточки мемо, название усадьбы, район или город Подмосковья, герб которого изображён. Можно усложнить задачу: назвать ещё и режиссёра фильма, время его создания, назвать владельца усадьбы, раскрыть смысл символики герба. Можно пойти ещё дальше по пути усложнения: рассказать о характере роли Столярова в фильме, об интересных фактах, связанных с этой ролью, рассказать историю усадьбы, каково её состояние в наше время, рассказать о районе или городе, который представлен на гербе, и его основных исторических достопримечательностях. Таким образом, вы можете варьировать методические варианты работы с игрой в зависимости от возраста, способностей учащихся, целей, которые вы ставите на внеурочном занятии или на уроке перед собой и обучающимися. Гибкость этого инструмента доказана на практике.  Она также может быть использована при составлении циклов работы с той или иной игрой и стать основой для составления небольшого учебного модуля с этапами изучения той или иной краеведческой темы. Как и в ситуации с пазлами, игра может быть основой работы в парах, в группах, а может быть использована и для работы с целым классом, в ходе которой будет выявлен наиболее потрудившийся над запоминанием учебного материала игры (работа может быть организована в форме фронтального опроса, если класс не очень сильный, или классической викторины). Очень интересен учащимся вариант командной игры с карточками мемо. Он хорошо «работает» в 5-7 классах. Его правила просты. Класс делится на две команды. Каждая команда получает набор карточек (обычно равное количеству игроков в команде) и их описания. Внутри команды идёт распределение этих карточек между всеми членами команды для запоминания. При этом, как правило, каждому игроку в команде достаётся одна карточка, за которую он «отвечает» (если позволяет время – можно раздать по 2-3 карточки на участника). Задача команды – обеспечить запоминание всех объектов, доставшихся команде, чтобы они могли дать ответ на втором этапе игры (когда описания карточек у них уже не будет). Здесь есть большие воспитательные ресурсы: как правило, учащиеся с хорошей памятью стараются взять на себя самую трудную работу и запоминают сложные, объёмные описания, более слабые учащиеся проверяют, «тренируют» друг друга перед вторым этапом игры. На втором этапе учитель (в игре ему отводится роль эксперта) забирает карточки у команд и обменивает их. Таким образом, карточки, по которым готовились команды, становятся материалом для их опроса соперниками. По очереди команды задают вопросы по карточкам. Соперники должны дать описание показанной им карточки в полном объёме и заработать очки. Игроки тщательно следят за тем, чтобы все факты, связанные с изображением, были названы. В случае спорных вопросов ситуацию разрешает эксперт: за ним остаётся последнее слово в присуждении или неприсуждении очков команде. В роли эксперта может выступать также учащийся, принимавший участие в создании игры,  или просто хорошо освоивший её содержание ранее. Если карточка имеет «цену вопроса», то из максимального количества баллов при частично правильном ответе за неё может быть присуждён хотя бы один балл. Так или иначе, но в ходе игры правильный ответ на вопрос каждой карточки проговаривается при самом внимательном отношении детей к этому процессу (в случае отсутствия у команды ответа на вопрос по изображению правильный ответ зачитывается вслух тем, кто его задавал). В результате процесс запоминания происходит на фоне всеобщей заинтересованности, что способствует быстрому запоминанию материалов игры. При выборе игр на внеурочных занятиях дети охотнее выбирают для игры в парах те мемо, которые уже были проиграны в ходе командных игр.

Методика работы с карточками мемо намного проще, чем методика отбора материала для этих карточек и их изготовление. На этом стоит остановиться поподробнее.

При составлении набора карточек для игры мемо следует руководствоваться несколькими критериями отбора иллюстративного материала для них и текстового материала для буклета игры. Во-первых, если игра посвящена биографии какого-либо деятеля, то она должна отражать основные вехи его биографии или какую-то существенную её сторону. В наших примерах – это кинематографическая биография известного актёра Сергея Столярова, увековечение его памяти и его связь с нашим краем (это отражено в карточках «Крест на месте храма, в котором крестили Сергея Столярова» и «Столяровские встречи»[1]). Во-вторых, если игра посвящена объектам культурного наследия, достопримечательностям, то эти объекты должны быть объединены каким-то признаком, например, общим местонахождением – в Подмосковье, как в нашем примере[2] (причём, игра охватывает усадьбы, которые были подмосковными на момент возникновения, сейчас многие из них территориально принадлежат Москве). Наши игры, как правило, разрабатывались в дополнение к какой-либо виртуальной экскурсии, имеющей свой сюжет. Это делает игру более весомой, цельной, придаёт внутреннюю гармонию содержанию и служит эстетическому воспитанию. Оформление коробочки с помощью коллажа из карточек также способствует этому. Презентация с виртуальной экскурсией позволяет работать с картой Подмосковья, на которой отражены все остановки экскурсии.

Более просты в плане отбора иллюстративного материала игры, создаваемые на основе уже имеющегося какого-либо учебного или краеведческого материала. Игра мемо «Гербы Московской области» относится к такому типу игр.  Она сделана по материалам сайта Геральдика.ру, роль составителя игры заключалась лишь в том, чтобы отобрать гербы с прозрачной символикой, описание которой не содержит ссылок на более ранние версии герба, т. к. буклет не должен быть перегружен информацией. Для использования игры в начальной школе буклет может быть ещё более адаптирован. Игры мемо такого типа могут быть использованы на уроках истории, в том числе региональной. Иногда краеведческий материал сам диктует целесообразность того или иного вида мемо (тематического или из готового перечня иллюстраций). Но бывают случаи, когда эти два вида необходимо объединить. Так например нами давно задумана игра мемо на краеведческом материале, посвящённом творчеству нашего земляка А.Д.Кившенко. Репродукции его картин – готовые карточки мемо[3]. Однако образы русской истории, к которым он обращался, безусловно, диктуют массу сюжетов исторического характера, которые можно сопроводить виртуальным экскурсом, многочисленными перекличками с русской литературой, т. е. игра мемо должна стать дополнением к какому-то исследованию краеведческого характера, в контексте которого она обретёт другое «звучание» (например, тема единства русских князей в борьбе с кочевниками в картине А.Д.Кившенко «Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком» и в «Слове о полку Игореве»). В качестве примера буклета игры мемо можно привести пример буклета авторской игры  мемо «Сталинградская битва»[4].

В целом игры мемо – универсальный механизм для тренинга памяти, если объект имеет визуальное воплощение, которое может послужить основой для создания карточки мемо. На уроках истории и во внеурочной деятельности по краеведению это более чем востребовано, т.к. работа с иллюстративным материалом является неотъемлемой частью занятий. Благодаря игровому механизму запоминание происходит в лёгкой форме, сопровождается важным для учащихся 5–7 классов элементом соревновательности.


[1] Баранова Ю.П. Краеведческая настольная игра мемо «Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова». «Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова». [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/19/doklad-na-rayonnoy-kraevedcheskoy-konferentsii-pyatnadtsat-kadrov-iz (дата обращения: 27.05.2018).

[2] Баранова Ю.П. Краеведческая настольно-печатная игра мемо «Усадьбы Подмосковья» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/kraevedcheskaya-nastolno-pechatnaya-igra-memo-usadby-podmoskovya (дата обращения: 27.05.2018).

[3] Сайт о художниках «Масловка» [Электронный ресурс] URL: http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2838 (дата обращения: 07.06.2018)

[4] Баранова Ю.П.  Мемо "Сталинградская битва" (настольно-печатная игра) [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/05/25/memo-stalingradskaya-bitva-nastolno-pechatnaya-igra (дата обращения: 27.05.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развивающая игра мемо «Гербы городов и муниципальных районов Московской области»

Игра сделана на основе материалов сайта Геральдика.ру (http://geraldika.ru). Для игры были отобраны гербы, созданные по всем требованиям Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Не ...

"Неологизмы и мемы, рождённые революцией на Украине"

Материал можно использовать при изучении раздела "Лексика" в 6 классе или на повторительных уроках в 9 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конкурс интернет-мемов «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» ( мероприятие в рамках «ВСЕ ON-LINE» )

Открытое мероприятие подготовлено в рамках 2-го этапа Смотра-конкурса  «Лучшая организация летней оздоровительной кампании 2019 года   на базе стационарного лагеря»...

Набор мемов про революции

Набор интернет-мемов по темам русских революций для усиления мотивации учащихся...

Представление популярных настольных карточных игр "Дуббль и "Мемо"

Эти две популярные развивающие игры нравятся не только детям, но и взрослым. Я использую их в своей коррекционно-развивающей работе с детьми, но также рекомендую воспитателям и родителям, так как они ...

Алгоритм для составления игры мемо "История в лицах"

(по иллюстрациям учебников истории России (6 класс), соответствующих Историк-культурному стандарту)...

Игра "МЕМО-ПЕСНИ"

Игра "МЕМО-ПЕСНИ"  позволяет интересно, в игровой форме изучить речевые, грамматические ошибки, которые мы встречаем в текстах современных песен российской эстрады....