Статья в научном журнале "Вестник ТвГУ", №2, 2021 г. "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья

Марченко Наталья Михайловна

В статье рассматривается европейская практика внедрения и совершенствования современных механизмов оценки качества профессионального образования и обучения. Анализ проведен с позиций менеджмента качества в контексте интеграционных процессов, происходящих в мире, что и определяет новизну проведенного исследования. В соответствии с поставленной целью в работе отражены наиболее актуальные модели оценки качества, принятые в странах ЕС, обобщен передовой опыт реализации этих моделей на национальном уровне, а также предлагаются рекомендации по практическому использованию зарубежных подходов в российской системе профессионального образования и обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marchenko_ispravlennyy.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

УДК 377.5        

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.М. Марченко

преподаватель ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1», г. Москва,

аспирант кафедры Педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

В статье рассматривается европейская практика внедрения и совершенствования современных механизмов оценки качества профессионального образования и обучения. Анализ проведен с позиций менеджмента качества в контексте интеграционных процессов, происходящих в мире, что и определяет новизну проведенного исследования. В соответствии с поставленной целью в работе отражены наиболее актуальные модели оценки качества, принятые в странах ЕС, обобщен передовой опыт реализации этих моделей на национальном уровне, а также предлагаются рекомендации по практическому использованию зарубежных подходов в российской системе профессионального образования и обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование и обучение (ПОО), международный опыт, обеспечение качества, менеджмент качества, система оценки качества.

Актуальность данного исследования обусловлена двумя основными факторами: с одной стороны, пониманием особой роли образования в формировании современной экономики, а с другой – интеграционными процессами, происходящими в странах Евросоюза. В этих условиях подготовка квалифицированных специалистов, способных реализовать свой потенциал, обеспечить достойное качество жизни и быть востребованным на международном рынке труда требует постоянного совершенствования механизмов, гарантирующих получение будущими работниками профессиональных компетенций, соответствующих международным требованиям. Инициированная Копенгагенским соглашением стратегия обеспечения качества профобразования с акцентом на обмен моделями и методами последовательно реализовывалась в странах ЕС течение последних десятилетий и на сегодняшний день дала ряд наработок, внедренных на национальном уровне в странах-участницах. Продолжением этой работы стали сформулированные в Рижских соглашениях 2015 года среднесрочные цели до 2020 года. Полученные последние результаты представляют большой практический интерес, поскольку отражают практический опыт реализации современных моделей и механизмов обеспечения качества и позволяют определить новые ориентиры для совершенствования всех ее компонентов, включая систему оценки качества.  Изучение и анализ данного опыта, составляющие цель исследования, могут быть полезны в совершенствовании механизмов российской системы оценки качества, что особенно важно в контексте вхождения России в международное экономическое пространство.

К изучению механизмов оценки качества профессионального образования обращались многие исследователи. Так, например, А.А. Муравьева и О.Н. Олейникова дают обзор международных трендов в области управления качеством профобразования, рассматривая «вопросы оценки в качестве одного из основных элементов управления качеством» [3, с.51]. С.И. Назарова рассматривает «качество образования и контроль качества как важнейшие элементы функционирования и управления образовательными системами» [4, с.55]. «Попытка выявления вектора развития европейского ПОО для постановки новых акцентов международного взаимодействия и развития отечественного ПОО, его интеграции в европейское профессиональное пространство и рынок труда» предпринята О.Н. Олейниковой, Ю.Н. Рединой и Ю.В. Маркеловой [6, с.113]. Г.В. Можаева описала опыт адаптации Европейских моделей для сферы ПО [2]. С различных позиций рассматривается международная практика в статьях Т.В. Третьяковой, С.А. Орлова, С.Ю. Трапицына и др. Однако постоянное совершенствование моделей и механизмов обеспечения качества, а также результаты их внедрения на национальном уровне странами ЕС говорит о необходимости проведения данного исследования и его научной новизне.

Методологическую основу исследования составляет общенаучный принцип объективности; метод контент-анализа; сравнительно-аналитический метод, системный и контекстуальный подход; изучение международных докладов и публикаций. Отбор материалов осуществлялся в соответствии с целью и задачами исследования. Критериями отбора материала выступали степень их актуальности, надежности и достоверности.

Теоретической основой исследования являются общенаучные и профильные исследования: основные подходы к управлению качеством описаны в работах таких авторов, как С.Л. Данильченко, А.Н.Лейбович и др.; принципы менеджмента и стандартизации в системе образования изложены в работах Н.Н. Аниськиной, Е.Н.Слесарева и др.; международный опыт представлен в исследованиях Ю.В.Маркеловой, А.А.Муравьевой, О.Н.Олейниковой, Ю.Н.Рединой и др.; актуальные Европейские тенденции отражены в материалах международных организаций, таких как Европейский центр по развитию профессионального образования (СEDEFOP), Европейский Фонд образования (ETF), Европейская сеть по обеспечению качества профессионального образования и обучения (EQAVET) и пр.

Изучение материалов последних международных соглашений в области ПО (Маастрихт (2004 год), Хельсинки (2006 год), Бордо (2008 год), Турин (2009), Брюгге (2010 год), Рига (2015 год)) показало устойчивую тенденцию совершенствования механизмов обеспечения качества. Наиболее перспективными разработками ЕС в области профессионального образования и обучения можно считать создание Общей рамки обеспечения качества (CQAF), Европейской рамки квалификаций (EQF), Европейской системы зачетных единиц профессионального образования и обучения (ECVET), Европейской сети обеспечения качества ПОО (EQAVET), а также разработку Рекомендаций Совета по Европейской рамочной программе качества.

В настоящее время для эффективного управления качеством в сфере образования принято использовать системы менеджмента качества (СМК), центральным элементом которых является оценка качества. Сегодня в странах ЕС реализуются три основных модели: Модель системы качества, основанная на стандарте ISO 9001, Модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и Модель Европейской сети обеспечения качества в профессиональном образовании (EQAVET). Сравнение этих моделей показывает, что все они базируются на процессном подходе, в каждой заложено стремление к улучшению качества, удовлетворение потребности заинтересованных сторон, а в качестве методологии применен цикл PDCA. Несмотря на то, что все эти модели хорошо зарекомендовали себя в сфере образовательных услуг, для сферы ПО наиболее перспективной является разработанная в 2009 году модель EQAVET, поскольку только одна изначально ориентирована на образование и предлагает практические методы и инструменты измерения и обеспечения качества.

Анализ практического применения этих моделей был проведен на примере ряда европейских стран (Финляндии, Швеции, Дании, Австрии и др.), демонстрирующих, по данным международных организаций (CEDEFOP, EQAVET, Финского национального агентства по образованию и др.), устойчивый прогресс в сфере профессионального образования и обучения.  Были рассмотрены такие аспекты управления качеством ПО, как проблемы внедрения систем обеспечения качества на национальном уровне, процедуры проведения внутренней и внешней оценки, а также важность систематического и всестороннего подхода к качеству.

Ставший показательным финский опыт демонстрирует, как возведенное в ранг государственных приоритетов совершенствование образовательной системы превратило Финляндию «в современное государство всеобщего благосостояния с динамичной экономикой за сравнительно небольшой промежуток времени» [7, с.177]. Комплексный подход к реформированию системы профобразования привел к тому, что за последние десятилетия в этой стране была сформирована качественная сеть ПОО, приняты рекомендации по управлению качеством и стратегия в области качества для ПОО; внедрен комплексный национальный подход к обеспечению качества для всех уровней ПОО и обучения на рабочем месте; требования, связанные с качеством, стали частью законодательства ПОО; руководящие принципы и национальные цели на уровне провайдеров способствовали формированию культуры постоянного совершенствования.

Законодательство обязало образовательные учреждения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и участвовать во внешней оценке. Оценка на местах способствует демократическому и осознанному принятию решений, а также поддерживает развитие ориентированных на клиента услуг профессионального обучения, отвечающих потребностям в профессиональных умениях. Национальная внешняя оценка проводится независимым оценочным органом при Министерстве образования и культуры предоставляет информацию для принятия парламентских решений на национальном уровне и для разработки национальных руководящих принципов политики в области образования и обучения; проводить отмечаемые наградами демонстрации умений, составляющие основу национальной оценки и мониторинга результатов обучения; осуществлять постоянное отслеживание индивидуальных путей обучения и карьеры выпускников на рынке труда на основе соглашения с органами образования и труда с целью получения обратной связи; налаживать систему прогнозирования умений - предоставление государственным органам рекомендаций по новым потребностям развития и сотрудничеству между миром труда и образования [8].

Для обеспечения качества в Финляндии используются механизмы модели EQAVET. В период 2017-19 годов использовалось финансирование Erasmus+ для обеспечения соответствия реформ ПОО новым элементам EQAVET+, таким как: «обеспечение качества квалификационного проектирования, оценки и сертификации в IVET; обновление критериев экспертных оценок в финском ПОО; распространение результатов Erasmus+ среди поставщиков ПОО; организация ознакомительных поездок по различным темам» [8, с.16].

В Швеции национальный подход к обеспечению качества был разработан и представлен в Законе об образовании 2010 года. По данным отчета CEDEFOP [9, с 14], для повышения качества разработаны процедуры внутренней и внешней оценки провайдеров ПОО; Национальным агентством по образованию для провайдеров разработаны руководящие принципы проведения внутренней оценки и поддержка систематической качественной работы; анализ качества основан на достижениях учащихся; внедрена первая действующая версия шведской национальной системы квалификаций; статистическим управлением Швеции и Национальным агентством по образованию организована система сбора информации о переходе студентов на рынок труда для лучшего планирования стратегии развития ПОО; регулярно проводится оценка спроса и предложения на рынке труда в области профессиональной подготовки (EEPO, 2015); для мониторинга качества используются индикаторы EQAVET.

В Дании национальный подход к обеспечению качества был сформирован независимо от европейской системы обеспечения качества (EQAVET), хотя датская система совместима с EQAVET. Официально национальный подход был согласован и завершен к 2008 году. Самооценка считается основой датского подхода к обеспечению качества. Национальный инструмент самооценки под названием vis kvalitet был разработан в конце 1990-х годов и вступил в действие в 2000 году. Он является обязательным элементом самооценки и измеряет удовлетворенность участников предоставленным обучением [10].

Законодательство в области ПОО требует от всех провайдеров создать систему обеспечения качества для обеспечения постоянного развития. Провайдеры могут выбрать свою собственную концепцию качества, однако они также должны представлять отчет о самооценке и ежегодный план действий по улучшению качества.

Кроме этого проводится систематическое отслеживание выпускников ПОО. На основе мониторинга уровня занятости студентов по завершении обучения публикуются прогнозы потребностей рынка труда в отношении квалификаций ПОО (EEPO, 2014).

Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах ЕС (в Австрии, Италии, Эстонии и пр.). Отчеты CEDEFOP по реализации странами ЕС Рижских заключений позволяют говорить об успешности данных методов.

Проведение данного анализа представляет интерес в контексте ситуации, сложившейся в системе российского профессионального образования. Как и в странах Европы, в РФ особое внимание уделяется созданию и внедрению на национальном уровне систем обеспечения качества образования. Для осуществления оценки качества разработана общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), в целом отражающая европейский подход к данной процедуре. В ее основу «были положены модели систем качества, разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) на основе Стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000: 2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), а также модели самооценки «Совершенства деятельности ОУ», гармонизированной с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)» [1, с. 11].

Очевидно, что для успешного функционирования подобной системы должны быть разработаны как внешние, так и внутренние механизмы обеспечения качества образования, а также «единая многоуровневая рамка квалификаций, отраслевые профессиональные и квалификационные стандарты, единые требования к качеству процесса обучения, единые требования к качеству процесса аккредитации, общегосударственная организация, направляющая и координирующая деятельность организационных структур различных уровней управления, ответственных за вопросы качества профессионального образования и многое другое» [5, с.28]. Также очевидно, что работа над повышением качества образования должна носить системный и глубокий характер.  Однако на практике в большинстве случаев преобладает формальный подход, отмечается низкий уровень вовлеченности российских образовательных организаций в данный процесс, что, по мнению Г.В. Можаевой, может быть связано с «отсутствием четко выраженной позиции российских образовательных ведомств к европейским моделям качества и участию в процессе адаптации европейской модели под российскую действительность» [2, с.30].

Примером системного и глубокого подхода к изменениям системы профобразования может служить описанный выше опыт европейских государств, заложивших в основу реформирования переход от понимания качества образования как «способности выпускника внедриться на рынок занятости» к оценке качества на основе понятия «польза для общества».

На основании проведенного анализа европейского опыта оценки качества профобразования можно сделать следующие выводы:

  • цель оценки качества профессионального образования заключается в стимулировании развития и повышении надежности профессионального образования;
  • большинство провайдеров ПОО рассматривают систему менеджмента качества как ключ к успеху. Наиболее перспективной и адаптированной для сферы ПОО можно считать модель сети EQAVET, содержащую критерии и индикаторы для постоянного совершенствования;
  • жизненно важной частью обеспечения качества является сотрудничество между провайдерами образовательных услуг и рынком труда. Наряду с отслеживанием выпускников и прогнозированием потребностей государства в рабочей силе, оно позволяет осуществлять обратную связь и корректировать деятельность образовательных организаций;
  • наиболее эффективным механизмом контроля качества признано проведение внутренней и внешней оценки. Оценка проводится с целью выявления слабых мест образовательного заведения, ее результаты публикуются и используются для дальнейшего совершенствования.

Изучение и анализ международного опыта и разумное внедрение эффективных механизмов обеспечения и оценки качества ПОО, разработанных странами ЕС, на российской почве также может способствовать существенному улучшению качества отечественного образования, более активному участию российских учебных заведений в общеевропейских образовательных программах и адекватному переносу положительного зарубежного опыта на российские реалии при обязательном сохранении уникальности и ценности отечественной системы профессионального образования. В связи с этим для отечественного профессионального образования можно рекомендовать:

  • осуществлять выбор модели системы качества на основе анализа передового опыта с позиции наибольшей эффективности для каждого конкретного профессионального образовательного учреждения в части повышения качества ведения образовательной деятельности и подготовки востребованного и конкурентоспособного выпускника;
  • учитывать национальные особенности направлений и этапов оценки качества образования (приоритетные региональные показатели качества образования, субъекты, объекты, основные потребители и т.п.) при внедрении наиболее эффективных моделей управления качеством;
  • совершенствовать внешнюю оценку качества профессионального образования на основе более широкого участия в ней общественных и профессиональных организаций, формируя критерии объективной внешней оценки на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования, а также добиться прозрачности ее результатов;
  • совершенствовать внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими профессиональными образовательными учреждениями;
  • использовать результаты внутренней и внешней оценки как механизмы постоянного совершенствования качества образования.

Список литературы

  1. Болотов В.А., Круглов В.И., Шаулин В.Н., Трифонова О.Д., Соловьев Б.Б. Развитие системы оценки качества образования//Сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования». М: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. -  2007. – С. 3-11.
  2. Можаева Г. В. Об адаптации европейской модели качества в образовании CQAF для сферы ДПО // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2014. - № 1 – С. 28 - 30  
  3. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Международные подходы к оценке качества профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета.  — 2013. — №3. — С. 51 – 60.
  4. Назарова С. И. Тенденции развития европейского образования: структура, стандарты, оценка качества [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 55-61. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38434 (дата обращения: 02.03.2021)
  5. Олейникова О. Н. Модернизация СПО: европейская версия [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. – 2011. - № 7 (51). – С. 25-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19415679 (дата обращения: 21.05.2021).
  6. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н., Маркелова Ю.В. Тенденции развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – C. 113-121.
  7. Cальберг П. Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М.: Издательский дом "Классика XXI", 2015. 240 с.
  8. Cedefop. Developments in vocational education and training policy in 2015-19: Finland. Cedefop monitoring and analysis of VET policies. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. – 39 p. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/developments-vocational-education-and-training-policy-2015-19-finland (дата обращения: 20.02.2021). 
  9. Cedefop. Developments in vocational education and training policy in 2015-19: Sweden. Cedefop monitoring and analysis of VET policies. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. – 40 p. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/developments-vocational-education-and-training-policy-2015-19-sweden (дата обращения: 20.02.2021).  
  10. Cedefop. Developments in vocational education and training policy in 2015-19: Denmark. Cedefop monitoring and analysis of VET policies. Luxembourg: Publications Office of the European, 2020. –41 p. Available from: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/country-reports/developments-vocational-education-and-training-policy-2015-19-denmark (дата обращения: 20.02.2021)

Об авторах:

МАРЧЕНКО Наталья Михайловна - преподаватель, ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» (115230, Москва, Каширское шоссе, д.15. к.2); аспирант кафедры Педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Москва, улица М. Пироговская, дом 1, строение 1); e-mail: m_nm@mail.ru

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF QUALITY ASSESSMENT SYSTEMS IN VET

N.M. Marchenko

Medicine College №1, Moscow

The article identifies the European practice of implementation and improving modern mechanisms of quality assessment in vocational education and training. The analysis was carried out based on the quality management issues in the context of integration processes, which determines the novelty of the study. In accordance with the purpose and objectives of the study, the article provides general approaches to quality assurance and the most relevant models adopted in the EU countries as well as the experience of its practical implementation. Also the article contains recommendations for the practical application of the European experience in Russia.

Keywords: vocational education and training, international experience, quality assurance, quality management, quality assessment system.

About authors:

MARCHENKO Natalia Mikhailovna – teacher, Medicine College №1 (115230, Moscow, Kashirskoe  shosse, 15-2),  Moscow Pedagogical State University, MPGU (119991, Moscow, М. Pirogovskaya str., 1-1), e-mail: m_nm@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....

Современный подход к оценке качества филологического образования в Родионово-Несветайском районе

В докладе дается анализ результатов ЕГЭ и ГИА по русскому языку с наглядным представлением в виде презентации....

Проектная работа Тема: «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»

В работе представлен теоретический и практический материал об участии общественности в оценке и контроле качества образования. ФГОС направлен на обеспечение демократизации образования,  в то...

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников...

Система оценки качества математического образования в школе

Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе...

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...