Проектная работа Тема: «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»
проект по теме

 Кузнецова Людмила Михайловна

В работе представлен теоретический и практический материал об участии общественности в оценке и контроле качества образования. ФГОС направлен на обеспечение демократизации образования,  в том числе через развитие форм государственно-общественного управления. Разработана Программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

 Предназначена для педагогических и управленческих кадров для оказания им помощи в овладении современными инновационными программами управления школы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buinsk-6_nn_na_sayt.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» Структурное подразделение

Проектная работа

Тема: «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»

 Выполнила Кузнецова Л.М.- учитель истории и   обществознания

  Слушатель курсов повышения  квалификации учителей по проблеме:

«Модели государственно-общественного управления образованием и условия их реализации»

Место работы: МОУ «Богдашкинская СОШ» МО «Цильнинский район»

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

_______________________________

«______»  2013 г.

г. Казань – 2013 г.

Введение

         В декабре 2012 года президент РФ подписал закон «Об образовании», который предусматривает участие общественных институтов в управлении и оценке качества школьного образования. В Национальной доктрине образования  в РФ на период до 2025 года подчеркивается, что одной из основных задач государства в области образования является расширение участия общества в управлении образованием.

       Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» закладывает современную основу для формирования государственно-общественной системы управления образованием и его публичной отчетности.
       ФГОС предполагают общественное участие в управлении качеством образования:
- через оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

- посредством обновления содержания основных образовательных программ общего образования, а также методик и технологий их реализации в соответствии с запросами детей и их родителей, с учетом особенностей субъекта

Актуальность вопроса об участии общественности в оценке и контроле качества образования обусловлена следующими факторами:

- Модернизация системы финансирования образовательных учреждений, включающая:

  • рост автономии школы в вопросах финансово-хозяйственной деятельности: введение нормативного подушевого финансирования (а норматив, по мнению экспертов в перспективе может и должен зависеть от качества деятельности школы), переход на финансовую самостоятельность, законодательно закрепленная возможность перехода в статус автономного учреждения
  • внедрение в общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, установление зависимости оплаты труда от результатов педагогической деятельности, что предполагает рост требований к прозрачности, надежности и содержательности процедуры аттестации руководителей школ и педагогических кадров

- Модернизация системы управления образованием, предполагающая:

  • расширение общественного участия в управлении, практическую реализацию принципа государственно-общественного характера управления;
  • требование к повышению информационной открытости, прозрачности, процесса управления, полученных результатов; введение публичной отчетности о состоянии и результатах деятельности систем образования всех уровней;
    -
    Реализации национального проекта «Образование», предусматри-вающая предоставление права органам государственно-общественного управления на выдвижение школ и учителей на президентские гранты в рамках национального проекта «Образование», привлечение гражданских институтов к экспертизе конкурсных материалов;
    - Создание новой системы оценки качества образования, включающее:
  • изменение представлений о результативности и качестве образования, более широкое понимание образовательных достижений,  в т.ч. ориентация на требования потребителей (внутренние потребители – ученики и их родители, внешние потребители – образовательные организации и учреждения, в которые поступают для продолжения образования или трудовой деятельности выпускники школы);
  • изменение системы показателей оценки качества, введение таких показателей образовательных достижений как: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника.
  • развитие представления об оценочной деятельности как средстве оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.;
  • разработка новых моделей аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров,
  • создание системы надзора в образовании, в т.ч. модернизацию системы инспекции,
  • повышенное внимание к организации самооценки школ (self-evaluation), в том числе с участием родителей и учащихся и использование результатов самооценки при проведении государственной оценки качества,
  • введение систем менеджмента качества в образовании

- Вопрос участия общественности в оценке качества является приоритетным для нескольких направлений комплексного проекта модернизации образования: «Расширение общественного участия в управлении образованием», «Введение новой модели оплаты труда», «Развитие региональных систем оценки качества образования». При этом существенно выдержать комплексный характер вопроса об участии общественности в оценке и контроле качества образования. Так, механизмы участия общественности в оценке качества должны быть институционализированы в СОКО. Если к результатам общественной оценки не будут относиться с доверием, они не займут достойное место в общей системе оценки качества, следовательно,  политика расширения общественного участия не будет иметь перспектив. С другой стороны, должны быть построены механизмы влияния результатов оценки качества на финансирование школы и педагогов. На данный момент эта задача решается при делегировании Советам права участвовать в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в рамках новой системы оплаты труда педагогов. В перспективе сходные механизмы должны возникнуть в направлении «Введение нормативного подушевого финансирования», поскольку норматив, по мнению экспертов, может и должен зависеть от качества деятельности школы.

Проблемой общеобразовательных учреждений в РФ, в том числе и в Ульяновской области, на данном этапе является односторонность механизмов оценки качества образования школ – государственная, которая не всегда объективна. Эта оценка устарела и не отвечает интересам и потребностям общественности (родителей, учащихся). Поэтому назрела необходимость, а заодно, и возможность участия общественных институтов в оценке качества школьного образования. Демократическое государство по определению предполагает участие заинтересованных сторон в управлении, в т.ч. и  в управлении образованием. Российское государство идет по пути создания гражданского общества, т.е. участия общества в контроле над чиновниками, что в конечном итоге должно привести к позитивным результатам.


                       

1. Цель проекта

    Целью данного проекта является освоение управленческими и педагогическими работниками системы общего, дошкольного и дополнительного образования  необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и участию общественных институтов в оценке качества школьного образования как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения.

2.Задачи проекта:

  • Обеспечить общее ознакомление управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования с историческим и современным опытом участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
  • Способствовать формирования методологической культуры управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в вопросах участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
  • Заложить основы правовых знаний управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в области участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
  • Обеспечить общее понимание управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования структуры, функции и задач участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
  • Способствовать формированию компетенций управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в реализации задач участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.
  • Заложить основы технологических знаний управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в области создания и внедрения различных форм участия общественных институтов в оценке качества школьного образования.  

3.Ожидаемые результаты

  • привлечения общественных институтов к оценке качества школьного образования:
  • повышение информированности общественности о деятельности школы;
    оформление общественного заказа к образованию;
  • повышение мотивации общественности к деятельности по улучшению школы;
  • создание условий для участия общественности в принятии решений по ключевым вопросам развития школы;
  • становление партнерских отношений с администрацией и педагогами;
    повышение инвестиционной привлекательности школы;
  • осознание и повышение ответственности общественности за результаты образования;
  • стимулирование всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учащихся) на конкретные действия, направленные на повышение качества образования;
  • повышение объективности оценивания школы;
  • возможность применения результатов проекта на других целевых группах (или территориальных), распространение  информации о результате;
  • существенное обогащение образовательной теории и практики по вопросу участия общественных институтов в оценке качества образования;
  • кардинальные преобразования образовательной ситуации

4.Сроки разработки  и этапы  реализации проекта

Подготовительный этап. Январь 2013 – август 2013г. (определение концептуальных ориентиров развития школы, миссии учреждения и стратегии образовательной деятельности, разработка и утверждение Программы развития школы).

Диагностико-моделирующий этап. Сентябрь 2013-сентябрь 2014 (определение критериев и показателей качества образовательного процесса в школе, проведение диагностики, построение и апробация концептуальной модели развития школы, моделирование и реализация инновационных направлений развития школы, обеспечение необходимых условий для их реализации).

Формирующий этап. Сентябрь 2014 –сентябрь 2015(внедрение инновационных образовательных программ, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества школьного образования и коррекция модели развития школы).

Итогово - обобщающий этап. Сентябрь 2015–сентябрь 2016  (проведение итоговой диагностики эффективности реализации Программы; обобщение опыта  деятельности школы, оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации Программы развития. Определение дальнейших перспектив развития школы.

  • Ресурсы и риски проекта

       5.1. Ресурсное обеспечение образовательного процесса:

–способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;

– способность к профессионально-личностному саморазвитию;

– количественный и качественный состав педагогических работников;

– профессиональная компетентность персонала;

– качество образовательных программ по учебным предметам;

– качество содержания программ воспитания;

– качество учебных занятий;

– создание личностно-ориентированной развивающей образовательной среды и др.;

– качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.

         5.2 Риски проекта

1.          Психологическая неготовность субъектов к каким-либо кардинальным изменениям - проведение диагностики стартовой готовности различных категорий участников проекта.

2.          В условиях групповой работы трудно обеспечить внутреннюю включенность каждого участника в проектные действия - продумать индивидуальную ответственность каждого.

3.          При длительной работе в режиме инноваций в пространстве действия проекта могут формироваться разрушительные социально-психологические процессы: организация тренингового обучения навыкам общения, информационного обмена, работы в команде; использование релаксационных процедур.

4.          Несоответствие между уровнем профессионального состояния корпоративного субъекта в целом и развитием (опережающим или запаздывающим) отдельных лиц -  постоянное  наращивание степени сложности проектных задач, что стимулирует выход за пределы существующего профессионально-личностного опыта через необходимость обучения.

5.          Повышение степени субъектности у большинства членов коллектива может провоцировать его распад как единого целого, возникновение конкурентной борьбы, межличностных напряжений - использование системы делегирования руководителями образовательного учреждения реальной ответственности за конкретные участки работы педагогам, достигшим высокого уровня профессиональной компетентности, а также родителям и учащимся.

                              6. Календарный план

Мероприятия

  2013

2014

2015

2016

Изучение нормативно-правовых документов ФГОС

    +

Создание условий для перехода на ФГОС

   +

Создание Управляющего совета по проблеме перехода на новый государственно-образовательный стандарт

   +

Составление учебного плана школы на

   +

  +

   +

Разработка нормативных документов и методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам

   +

   +

   +

   +

Участие в тематических и обучающих семинарах администрации школы, учителей и родителей

   +

    +

    +

    +

Проведение родительских собраний по проблемам введения ФГОС

   +

    +

   +

    +

Разработка системы оценки достижений планируемых результатов

   +

7.Технологическая (практическая часть)

7.1. Качество результатов образовательной деятельности.

1. Блок показателей внутренней оценки результата образования

  • Количество обучающихся.
  • Качество обучения (доля учащихся, имеющих оценки «4» и «5» по русскому языку и математике) по ступеням обучения.
  • Уровень успеваемости (%).
  • Доля второгодников (%).
  • Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании (%).
  • Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).
  • Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании (%).
  • Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).
  • Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе (%).
  • Результативность учебных занятий и внеклассных дел.
  • Уровень воспитанности обучающихся.
  • Личностные достижения обучающихся и педагогов.

2. Блок показателей внешней оценки результата образования

  • Конкурентоспособность
  • Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по русскому языку и математике)
  • Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты новой формы аттестации за курс основной школы по русскому языку и математике)
  • Результаты независимого тестирования выпускников начальной школы.
  • Уровень учебных достижений (отношение среднего балла ЕГЭ по русскому языку и математике к среднему по школе).
  • Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике менее чем на 30 баллов).
  • Доля выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.
  • Доля выпускников, подтвердивших или повысивших оценки «4» и «5»  по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.
  • Доля обучающихся, участвующих в районных предметных олимпиадах (%).
  • Доля обучающихся, победивших в районных предметных олимпиадах (%).
  • Доля обучающихся, принимавших участие в районных мероприятиях (%).
  • Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения (%).
  • Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе (%).
  • Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе (%).

Пути реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

7.2.Параметры оценки качества образовательного процесса включают в себя:

  • результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
  • оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКП, муниципальных конкурсах;
  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, методической, административной и хозяйственной деятельности;
  • принятия стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.

7.3.Параметры оценки образования включают в себя:

– анализ и оценку системы приема обучающихся в школе;

– анализ индивидуальных особенностей учащихся и их интересов, мотивов, склонностей и уровня мотивации учения;

– оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);

– конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих  в микрорайоне школы, но обучающихся других школ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в школе);

– оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.

– оценка системы обеспечения образовательной программы ресурсами:

  • правовыми
  • кадровыми
  • финансовыми
  • научно-методическими

7.4.Параметры оценки качества индивидуальных образовательных достижений включают в себя:

– единый государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

– государственную (итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;

–промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

– мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;

– участие и результативность работы в ученическом научно-исследовательском обществе, школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;

– мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;

– мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

– уровень сформированности  общеучебных умений и навыков;

– уровень познавательной активности;

– образовательные достижения по отдельным предметам;

– динамика образовательных достижений;

– отношение к учебным предметам;

– внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);

– удовлетворенность образованием;

– степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);  

– уровень социализации учащихся;

– участие в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях;

– дальнейшее образование и карьера выпускника.

Программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»

МО «Цильнинский район»

Ульяновской области

  • Общие положения

Настоящий Проект «Муниципальная программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования с привлечением общественных институтов (СОКО) МО «Цильнинский район», ее организационную и функциональную структуру.

1.Деятельность системы оценки качества образования МОУ строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Ульяновской области и  Цильнинского муниципального района, регламентирующими реализацию процедуру  оценки качества образования с привлечением общественных институтов.

2.Система оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов Цильнинского муниципального района представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности,  качества образовательной программы с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования Цильнинского муниципального района и Ульяновской области.

3.Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Цильнинского муниципального района и Ульяновской области являются:

  • обучающиеся и их родители;
  • педагогический коллектив, администрация,  Управляющий совет, Управление образования Администрации Цильнинского муниципального района;
  • Общественные институты, организации, заинтересованные в оценке качества образования.

4.Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования МО «Цильнинский район» могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.

5.В Положении используются следующие термины:

  • Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
  • Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
  • Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования МО «Цильнинский район»

 Целями системы оценки качества образования МО «Цильнинский район» являются:

  • Участие в создании единой системы диагностики и контроля состояния образования в Цильнинском муниципальном районе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МО «Цильнинский район» получение объективной информации о состоянии качества образования в, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
  • принятие обоснованных управленческих решений администрацией Задачами системы оценки качества образования в МО являются:
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • оценка состояния и эффективности деятельности образовательного учреждения, муниципальных и областной образовательных систем;
  • оценка качества образовательной программы учреждения с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • содействие повышению квалификации работников школы, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
  • содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

В основу системы оценки качества образования МО «Цильнинский район» положены принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • минимизации системы показателей;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными и международными аналогами;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
  • Организационная структура системы оценки качества образования МО «Цильнинский район»  

3.1Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования МО

3.2.В структуре СОКО МО выделяются следующие элементы:

  • Администрация школы;
  • Школьные методические объединения учителей;
  • Педагогический совет школы;
  • Управляющий совет. 

4.Функциональная характеристика системы оценки качества образования МО.

4.1..Администрация МО «Цильнинский район»  

  • осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую с учетом муниципальных и региональных особенностей Цильнинского муниципального района и Ульяновской области сохранение и развитие единого образовательного пространства на территории Цильнинского муниципального района; необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования; государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • разрабатывает и реализует Образовательную Программу МО «Цильнинский район» (программу развития), включая развитие школьной системы оценки качества образования;
  • осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов в МО Цильнинский район»;
  • участвует в разработке методики оценки качества образования;
  • участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школьной системы образования;
  • организует систему мониторинга качества образования в МО «Цильнинский район», осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • организует участие МО «Цильнинский район» в мониторинге качества образования на территории  Цильнинского  муниципального района, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития школьной системы образования, анализирует результаты оценки качества образования в МО «Цильнинский район» в составе муниципального образования;
  • обеспечивает информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования;
  • содействует проведению подготовки специалистов, работников МО и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование школьной системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
  • формирует школьную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
  • обеспечивает информационную поддержку работы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) Ульяновскойобласти, Управления образования  Цильнинского  муниципального района, образовательного учреждения в части подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ;
  • обеспечивает организационное сопровождение проведения ЕГЭ для МО «Цильнинский район»;
  • готовит аналитическую информацию об итогах организации и проведения единого государственного экзамена в МО «Цильнинский район»;      
  • содействует проведению экспертизы организации, содержания и результатов аттестации учащихся в МО «Цильнинский район»;
  • принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне МО «Цильнинский район».  

4.2.Школьные методические объединения учителей:

  • осуществляют внутреннюю экспертизу материалов государственной итоговой аттестации выпускников (экзамены по выбору), промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством. В случае необходимости отправляют материалы для согласования в Учебно-методический центр Ульяновской области;  
  • отслеживают уровни квалификации, сроки переподготовки, повышения квалификации педагогических работников,  входящих в конкретное методическое объединение, дают рекомендации по аттестации работников;
  • осуществляют внутреннюю экспертизу рабочих учебных программ по предметам, отправляют при необходимости программы на согласование в Учебно-методический центр Цильнинского  муниципального района;
  • содействуют обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей школы на уровне районных методических объединений и на уровне школы.

4.3.Педагогический совет МО :

  • Участвует в разработке образовательной программы (или программы развития)  МО «Цильнинский район» включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
  • участвует в разработке методики оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
  • участвуют в разработке методики рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования МО «Цильнинский район» и муниципальной системы образования, участвует в этих мероприятиях;
  • участвует в формировании нормативной базы документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
  • принимает участие в обобщении и распространении передового опыта построения, функционирования и развития системы оценки качества образования МО «Цильнинский район»;
    8.проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;

Общественные институты (Управляющий совет МО «Цильнинский район»):

  • содействуют определению стратегических направлений развития системы образования в МО «Цильнинский район»  с учётом тенденций развития СОКО в Ульяновской области ;
  • содействуют реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
  • содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием в МО «Цильнинский район» Ульяновской области; готовят  предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования в МО «Цильнинский район»;
  • осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью  МО «Цильнинский район» в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
  • инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
  • принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Цильнинского района Ульяновской области принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Цильнинского муниципального района Ульяновской области;
  • принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации МО «Цильнинский район», аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
  • принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Цильнинского муниципального района.

5. Процедура системы оценки качества образования.

5.1. Предусматриваются четыре уровня организации процедуры системы оценки качества образования в МО «Цильнинский район»:

  • индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, динамика показателей их здоровья, портфолио);
  • уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио);
  • уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
  • муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития сети образовательных учреждений);

5.2.Оценка качества образования осуществляется в процессах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации, итоговой аттестации выпускников, аттестации педагогических работников, общественной экспертизы, мониторинга качества надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования МО «Цильнинский район».

Все вышеперечисленные процедуры являются инвариантными для образовательного пространства Цильнинского муниципального района и определяются в соответствующих регламентах и нормативных документах.

Также к инвариантным для МО процедурам оценки качества относятся муниципальное тестирование уровня учебных достижений учащихся на разных ступенях образования, профессиональные конкурсы, социологические и психологические исследования.

К вариативным процедурам оценки качества образования для МО  «Цильнинский район» относятся муниципальные  мониторинги обученности (диагностики), промежуточная аттестация обучающихся, а также школьные социологические и психологические исследования.

5.2.1. Лицензирование определяет соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны обучающихся, воспитанников и работников МО «Цильнинский район», оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается лицензионным органом на основании заключения экспертной комиссии.

5.2.2. Итоговая аттестация выпускников устанавливает уровень подготовки выпускников (каждого в отдельности) МО «Цильнинский район» в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников

  • начальной ступени проводится в форме итоговых контрольных работ или тестирования,
  • основной ступени - в традиционной форме и с участием территориальной экзаменационной комиссии,
  • старшей ступени - в форме Единого государственного экзамена.

Выпускникам 9-х и 11-х классов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные программы, выдает документ государственного образца об уровне образования.

5.2.3. Государственная аккредитация представляет собой процедуру признания государством государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

5.2.4. Аттестация руководителей и педагогов образовательных учреждений -определение уровня соответствия педагогического работника требованиям, предъявляемым к соответствующей должности и квалификационной категории. Ее порядок и регламент определяется соответствующими нормативными документами.

5.2.5. Общественная экспертиза качества образования проводится в соответствии с нормами и правилами, установленными в документах муниципального, регионального, федерального уровней.

5.2.6.. Муниципальное тестирование уровня образовательных достижений учащихся Цильнинского муниципального района расширяет возможности осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основе единых контрольно-измерительных материалов, позволяющих получить объективную информацию о качестве образовательной деятельности и своевременно принять управленческие решения по повышению качества образования. Данная процедура обеспечивает сопоставимость образовательных достижений учащихся в зависимости от условий образовательного процесса, а также позволяет определить эффективность организации процесса образования в учреждении.

Муниципальное тестирование может осуществляться как по заказу образовательных учреждений, так и Управления образования с целью получения объективной статистики о качестве результативности организации общедоступного образования на территории Цильнинского муниципального района.

5.2.7.. Профессиональные конкурсы стимулируют творческую активность педагогических кадров, выявляют, с широким участием общественности, лучшие «образцы» профессиональной педагогической деятельности.

5.2.8. Социологические и психологические исследования способствуют выявлению затруднений школьников, уровня адаптации и степени психологической комфортности детей в образовательных учреждениях, а также конкретизируют социальный заказ на результаты и условия образовательного процесса различных социальных групп Цильнинского муниципального района.

5.2.9. Школьные мониторинги обученности (диагностики), промежуточная аттестация обучающихся позволяют своевременно выявлять уровень усвоения программ обучения учащимися, а также выявить проблемы преподавания, своевременно принимать управленческие решения по организации процесса обучения. Подобные мониторинги проводятся по инициативе как администрации школы в соответствии с планом внутришкольного контроля, так и по инициативе школьных методических объединений с целью коррекции методик и программ обучения, выявления проблем и результатов обучения.

5.2.10. Школьные социологические и психологические исследования способствуют выявлению затруднений школьников, уровня адаптации и степени психологической комфортности детей в МО «Цильнинский район», а также конкретизируют социальный заказ на результаты и условия образовательного процесса различных социальных групп микрорайона школы.

5.3. Оценка качества образования осуществляется на основе утверждённой системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество условий, качество процесса и качество результата).

5.4. Виды избранных контрольных измерительных материалов, способы их применения, процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в МО «Цильнинский район», формы ее представления, а также исполнители работ определяются в соответствующем Регламенте.

5.5.. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

5.6. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

5.7. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

6. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования.

6.1. СОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

6.2. СОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.

6.3 Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:

  • соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в МО «Цильнинский район», социальным ожиданиям и интересам личности, общества;
  • формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;
  • развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

7. Финансовое обеспечение оценки качества образования.

Выполнение функций и полномочий по оценке качества образования финансируется из различных источников:

7.1. Выполнение функции государственной оценки качества образования осуществляется за счет бюджетных средств. Основой для формирования бюджета является расчет трудозатрат на реализуемые действия, устанавливаемые учредителем.

7.2. Целевые программы, реализуемые по инициативе Министерства образования Ульяновской  области и Управления образования Цильнинского муниципального района, федеральных служб, в том числе и исследовательские проекты как муниципального и областного, так и федерального уровней, финансируются за счет целевых вложений.

7.3. Мероприятия СОКО муниципального уровня (исследовательские проекты муниципального уровня) могут выполняться за счёт основного бюджетного финансирования, а также за счёт целевых вложений Попечительского совета школы, сделанных на основании решения Управляющего совета МО «Цильнинский район». Работники МО «Цильнинский район», осуществляющие реализацию таких проектов поощряются за счёт средств стимулирующего фонда по оплате труда работников МО «Цильнинский район».

                                         

                                              Заключение

В результате осуществления Национальной доктрины РФ на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, закона  «Об образовании» расширится практика общественного влияния и контроля на всех уровнях образования, включая оценку качества школьного образования с привлечением общественных институтов.

  ФГОС направлены на обеспечение демократизации образования,  в том числе через развитие форм государственно-общественного управления. Стандарты определяют, что школа должна обеспечить включение учащихся  в преобразование населенного пункта для приобретения опыта реального управления. С учетом этих требований написана данная авторская программа «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов». Эта программа предназначена для педагогических и управленческих кадров для оказания им помощи в овладении современными инновационными программами управления школы.

Список литературы

  • Варфоломеева, Т.И. Государственно-общественное управление в ДОУ/ Т.И. Варфоломеева// Управление ДОУ. - 2009. - №4. - С.45-51.
  • Гончарова, Л.В. Публичный доклад как средство обеспечения информационной открытости школы/ Л.В.Гончарова, Е.Н.Пугачева, Л.В.Морозова//Национальный проект «Образование».-2009.-№4.-С.35-38.
  • Государственно-общественная система управления образованием//Хадиуллин, И.Г. Управленческие аспекты образования. Личностно ориентированный подход, инновации и профессиональная компетентность учителя: курс лекций/ И.Г. Хадиуллин, В.Ф. Габдулхаков, Р.Х. Гильмеева. - Казань: Изд-во Казанского университета,2006. - С.31-41.
  • Грибцова, А.В.  Публичный доклад "О состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"/А.В. Грибцова // Журнал руководителя управления образованием. - 2008. -Пилотный выпуск. - С.23-29.
  • Груздев, М.В. Государственно-общественное управление образованием: может ли миф стать реальностью?/ М.В. Груздев // Управление качеством образования. - 2007. - №1. - С. 9-13.
  • Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8. - С. 126-134.
  • Дик, Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: Книга  руководителя / Н.Ф. Дик. - Ростов н / Д.: Феникс,2006.-320с.
  • Ельцина, Ж.А. Модель общественно-активной школы как фактор реализации гражданского образования / Ж.А. Ельцина // Управление качеством образования. – 2008. - №6. - С.16-28.
  • Каменский, А.М. Государственно-общественный характер управления школой / А.М. Каменский, А.М. Прокофьева, М.В. Небучинов // Завуч.- 2007.-№1. - С.10-24.
  • Лизинский, В.М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе: пособие для директоров школ/В.М. Лизинский.-М.: Центр «Педагогический поиск»,2004.-160с.
  • Майер, А.А. Публичный доклад о жизнедеятельности ДОУ/ А.А. Майр // Управление ДОУ.-2009.-№3.-С.110-. - 116.
  • Методические рекомендации по внесению изменений в уставы ОУ в связи с созданием управляющих советов и организацией их деятельности // Практика административной работы в школе. – 2008. - №2. - С.12-14.
  • Моисеев, А. Национальный проект стимулирует государственно-общественное управление образованием / А. Моисеев, С. Косарецкий //Народное образование. - 2007. - №4. - С.25-29.
  • Мудрова, Н.А. Государственно-общественное управление сельской школой / Н.А. Мудрова // Директор сельской школы. – 2008. - №4. - С.42-51.
  • Муравьев, Е. Государственно-общественное управление образованием в регионе: (из опыта Тверск. обл.)/ Е. Муравьев// Управление образованием. – 2008. - №1. - С.47-57.
  • Низиенко, Е.Л. Механизм государственно-общественного управления профильным обучением на территории муниципального образования/ Е.Л. Низиенко //Педагогическая диагностика. - 2009. - №2. - С.121-126.
  • О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа: Закон // Вестник образования.- 2006. - №24. - С.21-33.
  • Павленко, С. Управляющий совет – новое слово в школьной жизни/ С. Павленко // Вести образования.- 2007. - 1-15 авг. (№15). - С. 23.
  • Парахневич, В. Управляющий совет – единомышленник и помощник школьной администрации// Директор школы.-2009.-№2.-С.42-44.
  • Пугачева, Н.Б. Государственно-общественные механизмы управления мониторингом и развитием регионального рынка образовательных услуг/ Н.Б. Пугачева // PR  в образовании. - 2008. - №3. - С.34-50.
  • Совершенствование механизмов школьной системы управления через организацию и деятельность управляющего совета школы: Из опыта работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Котовска Тамбовской области/ авт.: Н.В. Аверин, Г.А. Мамонтова, О.В. Куклова.   - М.: АПКиПРО,2009. - 48с. – (Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№1).

       22  http://kurbsosh.ucoz.ru/publ/1-1-0-1

kazanobr.ru sites/default/files/programma12-14.doc 

            eurekanet.ru res_ru/0_hfile_1832_1.pdf 
             
gouo.ru inform/practice1/book02.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....

Современный подход к оценке качества филологического образования в Родионово-Несветайском районе

В докладе дается анализ результатов ЕГЭ и ГИА по русскому языку с наглядным представлением в виде презентации....

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников...

Система оценки качества математического образования в школе

Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе...

Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования

Методические материалы для рассмотрения на заседаниях УС, ПС, ШМО. МС по вопросам формирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО):- информация с Коллегии Минобрнауки России от 25.1...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММАМЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВАОБРАЗОВАНИЯ»...