Система оценки качества математического образования в школе
учебно-методический материал по алгебре на тему

Чупикова Раиса Ивановна

Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_kachestva_obrazovatelnogo_rezultata.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Ржавская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Приложение к педагогическому совету

«Система оценки качества образовательного результата»

Тема выступления: «Система оценки качества математического образования в школе»

Подготовила:

учитель математики

Чупикова Р.И.

09.11.2016г.

Под качеством образования понимается  комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

      Оценка качества образования подразумевает определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия достигаемых образовательных результатов, характеристик обеспечивающих их процессов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Исходя из требований ФГОС понятие результаты образовательной деятельности обучающихся предполагает предметные, метапредметые и личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающихся. Предполагается, что качество результатов деятельности образовательного учреждения обеспечивается качеством процессов, протекающих в нем, и качеством управления ими.

28 октября 2014 года впервые в 70 субъектах  Российской Федерации  было  проведено национальное исследование качества математического образования в  5-7 классах, в котором приняло  участие 49 тыс. обучающихся. Главная цель исследования – определение наиболее острых проблем преподавания математики.

Результаты национального  исследования качества математического образования в  5-7 классах были  обнародованы на Всероссийской конференции по математическому образованию директором Московского центра непрерывного математического образования Иваном Ященко, одним из ведущих разработчиков новой Концепции математического образования.

Они  показали, что в  зависимости от региона от 10% до 25% учащихся имеют неплохой потенциал и уровень подготовки, достаточные для продолжения образования в классах с углубленным изучением математики.

Было также отмечено, что имеется четко выраженная тенденция ухудшения математической подготовки от 5 к 7 классам, в первую очередь, в снижении уровня подготовки тех обучающихся, которым была выставлена за прошлый год «тройка».

Уровень подготовки существенной доли учащихся 7-х классов — от 20 до 50% в зависимости от региона — недостаточен для успешного продолжения образования по математике и естественнонаучным предметам.

У значительной доли 7-классников  слабо развиты математические навыки — умение считать, решать текстовые, геометрические и другие задачи, работать с информацией. Эти ученики имеют высокий риск неуспешности на экзаменах за курс основной школы и средней школы. Для таких обучающихся существенная часть уроков, проводимых по традиционной программе, будет неэффективной без неотложной ликвидации пробелов в их знаниях.

Так же было отмечено, что «общая проблема состоит в провале, который появляется, когда ребята переходят из начальной школы в основную».

Что делать?

По оценке экспертов, проблема может быть решена в течение полутора-двух лет при условии принятия экстренных мер и новых программ обучения.

Так,  для решения проблемы математической подготовки слабых обучающихся  5-7 классов необходимо  неотложное проведение корректирующего курса математики сроком 1-1,5 года, что позволит преодолеть комплекс неуспешности и обеспечить эффективное дальнейшее освоение предмета.

Для учащихся 5-7 классов, которые  имеют неплохой потенциал и уровень подготовки для продолжения образования в классах с углубленным изучением математики,   необходимо повышать мотивацию и создавать условия для их обучения независимо от места жительства.

Также необходима работа по повышению интереса к математике, организации кружков и других мероприятий для учащихся 2-6 классов.

Ректор  МГУ им. Ломоносова  Виктор Садовничий считает, что  настало время перестройки всей системы математического образования в стране.

На данный момент я стараюсь  придерживаться  следующей системы оценки результатов по ФГОС второго поколения, выстроенной в соответствии с правилами:

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия

Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний

Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный)- решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания

Качественная оценка - «превосходно».

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

 Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике в средней школе являются устный опрос и письменная контрольная работа, наряду с которыми применяются и другие формы проверки. При этом учитывается, что в некоторых случаях только устный опрос может дать более полные представления о знаниях и умениях учащихся; в тоже время письменная контрольная работа позволяет оценить умение учащихся излагать свои мысли на бумаге; навыки грамотного и фактически грамотного оформления выполняемых ими заданий.

 При оценке устных ответов и письменных контрольных работ в первую очередь учитываю имеющиеся у учащегося фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях. Результат оценки зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или письменной контрольной работе.

В соответствии с особенностями математики как учебного предмета оценки за письменные работы имеют большее значение, чем оценки за устные ответы и другие виды работ.

        Поэтому при выведении итоговой оценки за четверть «среднеарифметический подход» недопустим - такая оценка не отражает достаточно объективно уровень подготовки и математического развития ученика.

Итоговую оценку определяют, в  первую очередь, оценки за контрольные работы, затем – принимаются во внимание оценки за другие письменные и практические работы,

и лишь в последнюю очередь - все прочие оценки (за устные ответы, устный счет и т.д.). При этом учитель должен учитывать и фактический уровень знаний и умений ученика на конец четверти .

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных оценок, но также с обязательным учетом фактического уровня знаний ученика на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Программа "Повышение качества математического образования в школе"

Цель программы: разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзаменам по математике -ГИА-9 и ЕГЭ....

Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования

Методические материалы для рассмотрения на заседаниях УС, ПС, ШМО. МС по вопросам формирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО):- информация с Коллегии Минобрнауки России от 25.1...