Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования
методическая разработка по теме

Белячкова Наталья Алексеевна

Методические материалы для рассмотрения на заседаниях УС, ПС, ШМО. МС по вопросам формирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО):

- информация с Коллегии Минобрнауки России от 25.10.2016г.;

- международные исследования (характристика);

- НИКО (национальные исследования качества образования);

- ВПР (Всероссийские проверочные работы);

- система независимых диагностик МЦКО (Московский центр качества образования);

- промежуточная аттестация обучающихся (деятельность ОО)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования в России Коллегия Минобрнауки России 25.10.2016г. Государственная итоговая аттестация (ГИА) - Международные исследования Всероссийские проверочные работы (ВПР) - Национальные исследования качества образования (НИКО)

Слайд 2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PIRLS - исследование качества чтения и понимания текста (4 класс начальной школы) PISA – функциональная грамотность 15-летних учащихся TIMSS - исследование качества школьного матема-тического и естественнонаучного образования (4,8 класс) ICILS - исследование компьютерной и информационной грамотности (8 класс ) ICCS – исследование качества граждановедческого образования (8 класс) PIAAC – компетентность взрослого населения (16-65 лет) TEDS-M – компетентность будущих учителей начальной школы и математики (4-5 курс ВУЗа) AHELO - оценка результатов обучения в высшем образовании TALIS - международное исследование по вопросам преподавания и обучения

Слайд 3

НИКО

Слайд 4

https://vpr.statgrad.org

Слайд 5

Система независимых диагностик МЦКО 2017 – 2018 учебный год Обязательные диагностики: - диагностика надежности внутренней системы качества образования - корректирующие диагностики - диагностики в предпрофессиональных профильных классах

Слайд 6

Промежуточная аттестация обучающихся Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Промежуточная (переводная) аттестация представляет собой тестирования, экзамены, контрольные работы, собеседования и иные формы, которые проводятся по итогам учебного года Информация о перечне предметов, о формах экзаменов, выносимых на промежуточную (переводную) аттестацию, принимается Педагогическим советом Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА УПРАВЛЯЮЩЕМ СОВЕТЕ, МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Организация и проведение независимой оценки качества знаний обучающихся.

Слайд №1

-  25 октября 2016 г. при участии Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой состоялось заседание Коллегии Минобрнауки России, на котором были рассмотрены подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования.

- Всероссийские проверочные работы (ВПР)

- Национальные исследования качества образования (НИКО)

- Государственная итоговая аттестация (ГИА)

- Международные исследования

- Компетентность учителя

Т.о. формируется и функционирует ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования). Материалы доступны на информационных порталах

Глава Рособрнадзора Кравцов С.С. обратил особое внимание на корректное применение результатов оценки качества образования. Они должны использоваться для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей.

Слайд №2

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS 

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений, которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится среди 15-летних школьников из разных стран: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения.

Основной целью международного исследования TIMSS является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Каждые четыре года оцениваются образовательные достижения учащихся 4 и 8 классов, включающие не только их знания и умения, но и отношения к предметам, интересы и мотивации к обучению. Исследование спланировано таким образом, что его результаты позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу.

Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS  Данное исследование позволяет сравнить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование предполагается проводить периодически. К настоящему времени проведено один раз — в 2013 году. Россия – 13 место. Оценивает поиск информации в закрытой  системе.

 Международное исследование гражданского образования ICCS изучало способы подготовки молодежи к роли граждан в обществе. Также исследовались знания учащихся и понимание ими гражданственности и гражданства, а также отношения и восприятие учащихся и деятельность, связанная с гражданственностью и гражданством. В исследовании также рассматривались различия между гражданским образованием в разных странах и различия между странами, связанные с характеристиками учащихся, контекстом школы и сообществ. (готов ли ребенок стать гражданином своей страны?)

РIAAC представляет собой программу многоэтапной оценки навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста, заинтересованность и умение людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе, цифровыми технологиями и средствами коммуникации, для работы с информацией, формирования новых знаний и общения.

     Организаторы исследования TEDS-M в России поставили перед собой задачу получить достоверную информацию о качестве педагогического образования в стране с точки зрения международных стандартов качества.

     AHELO является одним из приоритетных и инновационных проектов оценки общих знаний и компетенций, а также специальных знаний и компетенций дисциплин – Экономика и Инженерные науки.

    Международное исследование по вопросам преподавания и обучения  TALIS — является наиболее масштабным и авторитетным международным исследованием учителей. Оно проводится Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) для сбора и сравнения информации об учителях и директорах в разных странах в таких ключевых областях как: подготовка и профессиональное развитие учителей, оценка качества работы, руководство школой, установки и приемы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях. Первое исследования TALIS проведено в 2008 г., следующее состоялось в 2014 г. Россия в первом исследовании принимала участие лишь частично, а в 2014 г. стала его полноправным участником.

Слайд №3

    Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.  

     Напомним, что Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества российского образования. Проводится  Рособрнадзором  с 2014 года.
    В НИКО участвуют школы из большинства регионов страны. Федеральные координаторы исследования отбирают от 5 до 15 школ в каждом из регионов по специально разработанной методике. В каждом  исследовании принимает участие около 50 тысяч школьников.
В процессе исследования ученики выполняют диагностическую работу (один-два урока) и заполняют специальную анкету (около 10 минут). При выполнении диагностической работы в аудитории должны присутствовать организаторы и независимые (от школы, в которой проводится исследование) наблюдатели. В процедурах НИКО могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ, вестись видеонаблюдение. 

В рамках НИКО предусмотрено проведение мониторинговых исследований (по выборке субъекта):

-  качества математического образования в 5-7 классах (28 октября 2014 г.);

-  качества начального образования (14 апреля 2015 г.);

-  качества образования в области информационных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.).

- качества образования по истории и обществознанию в 6,8 классах (апрель 2016г.)

- качества образования по иностранным языкам в 5,8 классах (октябрь 2016г.)

- качества образования по биологии и химии в 10 классах (октябрь 2017г.)

- качества образования по литературе и МХК в 6 и 8 классах (апрель 2018г.)

Слайд №4

Немаловажными элементами единой системы оценки качества образования являются Национальные исследования качества образования и Всероссийские проверочные работы, которые позволяют своевременно выявить пробелы в знаниях школьников и проводить  работу по их устранению.

ВПР – не являются ГИА ,проводятся на уровне региона и ОО

ВПР – итоговые контрольные работы в рамках промежуточного контроля

Т.о. проведение ВПР организовано с целью формирования единого образовательного пространства в РФ. Варианты контрольных работ и система оценивания разрабатываются на федеральном уровне и дают возможность оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям.

Слайд №5

Ассоциация по управлению качеством образования г. Москвы  и МЦКО предложили в 2017/2018 учебном году оставить три вида обязательных диагностик:

- диагностика надежности внутренней системы качества образования

- корректирующие диагностики для ОО, имеющих определенные затруднения

- диагностики в предпрофессиональных профильных классах

Цель диагностической работы не в оценке конкретного ребенка, а в том, чтобы посмотреть, насколько объективно внутреннее оценивание в школе.

Диагностики в 4-8,10 классах планируется проводить 2 раза в год ,в ноябре и марте, для случайной выборке из 100 школ, которая публично и открыто проводится за один день до проведения  диагностики. После выбора 100 школ для каждой параллели публично выбирается тот предмет ,по которому на следующий день эти классы в этих 100 школах напишут диагностические работы.

Выбор предмета диагностики за один день требует изменений в процедуре проведения. В связи с этим будет развиваться технология печати материалов в аудитории.

Слайд №6

  ФЗ «Об образовании» регламентирует, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»

В работе представлен теоретический и практический материал об участии общественности в оценке и контроле качества образования. ФГОС направлен на обеспечение демократизации образования,  в то...

Формирование школьной системы оценки качества образования.

Одним  из  приоритетных  направлений  развития  системы  образования  Российской Федер...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Система оценки качества математического образования в школе

Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе...

Сообщение "Единая система оценки качества образования"

Сообщение "Единая система оценки качества образования"...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

104 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по формированию объективной системы оценки качества образования

104 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по формированию объективной системы оценки качества образования...