Формы получения образования в современной школе России
статья

Андреева Мария Павловна

Каждый ребенок в современной российской школе должен получить основное общее образование. При этом родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбрать форму получения образования. На выбор формы получения образования для конкретного обучающегося может влиять состояние его здоровья, одаренность или иные факторы. Данная статья раскрывает понятия форм получения образования в современной школе России.  Дает подробное описание и разъяснение о том, кто и каким образом может выбирать формы получения образования в нашей стране в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А также, в статье описан опыт применения обучения по индивидуальному учебному плану в сочетании с очно-заочным обучением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формы получения образования в современной школе России

Мария Павловна Андреева

МБОУ «СШ №17», город Иваново, РФ, улица Маршала Василевского, д. 6, 153038, school17@ivedu.ru

Аннотация. Каждый ребенок в современной российской школе должен получить основное общее образование. При этом родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбрать форму получения образования. На выбор формы получения образования для конкретного обучающегося может влиять состояние его здоровья, одаренность или иные факторы. Данная статья раскрывает понятия форм получения образования в современной школе России.  Дает подробное описание и разъяснение о том, кто и каким образом может выбирать формы получения образования в нашей стране в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А также, в статье описан опыт применения обучения по индивидуальному учебному плану в сочетании с очно-заочным обучением.

Ключевые слова: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, семейная форма, самообразование, индивидуальный учебный план, обучение на дому или в медицинских организациях.

Forms of education in a modern school in Russia

Maria P. Andreeva

MBEО "School No. 17", Ivanovo, Russia, Marshal Vasilevsky Street, 6, 153038, school17@ivedu.ru

Annotation. Every child in a modern Russian school should receive a basic general education. At the same time, the parents (legal representatives) of a minor student have the right to choose the form of education. The choice of the form of education for a particular student may be influenced by his state of health, giftedness or other factors. This article reveals the concepts of forms of education in a modern school in Russia. Provides a detailed description and explanation of who and how can choose the forms of education in our country in accordance with Federal Law No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation". And also, the article describes the experience of using individual curriculum training in combination with full-time and part-time training.

Актуальность. Каждый ребенок в современной российской школе должен получить основное общее образование. При этом родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбрать форму получения образования. На выбор формы получения образования для конкретного обучающегося может влиять состояние его здоровья, одаренность или иные факторы. Вариативность форм получения образования позволяет учесть особенности каждого ребенка, дает возможность ускорить или замедлить прохождение того или иного предмета, курса (модуля) при необходимости. Важно знать о том, как можно получить образование в соответствии с особенностями ребенка.

Закон об образовании в Российской Федерации определяет, что образование может быть получено в организации, а также вне организаций - в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. В отдельных случаях может быть обучение по индивидуальному учебному плану, обучение на дому или в медицинских организациях.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Обучающиеся, получившие основное общее образование или достигшие восемнадцати лет, имеют право на выбор организации, формы получения образования и формы обучения.

Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы. Был проведен анализ современных нормативных документов по проблеме форм получения образования, выполнено обобщение имеющегося опыта в МБОУ «СШ «17» г. Иваново по предоставлению различных форм получения образования.

Анализ результатов исследования. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование. При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования в семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере образования, либо вправе сочетать формы получения образования и обучения. Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Самообразование - самостоятельное освоение образовательных программ среднего общего образования. Допускается получение гражданами среднего общего образования в форме самообразования не по годам обучения, а по уровню образования (среднее общее образование). Основой объективной оценки освоения общеобразовательных программ среднего общего образования является федеральный государственный образовательный стандарт. Для прохождении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации подается заявление в образовательную организацию гражданином, достигшим возраста 18 лет, самостоятельно или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно. Несовершеннолетние граждане, получающие среднее общее образование в форме самообразования, в праве, по заявлению родителей (законных представителей), продолжить обучение в любой образовательной организации.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

- с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;

- с высокой степенью успешности в освоении программ;

- с ограниченными возможностями здоровья;

- по иным основаниям.

На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей).

В МБОУ «СШ №17» г.Иваново в настоящей практике используется обучение по индивидуальному учебному плану в очно-заочной форме для обучающейся 5-го класса по состоянию здоровья. Девочка учится в такой форме со 2-го класса. Она успешно проходит текущую и промежуточную аттестацию. Ежегодно до 1го сентября родители (законные представители) предоставляют документ из медицинской организации, на основании которого ребенку и предоставляется обучение по индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план составляется на учебный год с учетом возможностей и потребностей конкретного ребенка. К индивидуальному учебному плану прилагается индивидуальное расписание очных занятий. Несмотря на такую форму получения образования девочка успешно проходит социализацию, посещая классные часы и общеклассные мероприятия досугового характера.

Выводы. Таким образом, современная российская школа предлагает различные формы получения образования и формы обучения с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Школам необходимо вести просветительскую деятельность с родителями (законными представителями) для того, чтобы последние могли выбрать для своего ребенка оптимальную форму получения образования. Применение различных форм обучения, их сочетание позволит в полном объеме освоить образовательные программы любого уровня обучения.

Список источников

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”.  
  2. Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении".
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я выбираю заочную форму получения образования

Плюсы и минусы заочной формы получения среднего образования...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

«Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»

laquo;Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»(из опыта создания электронных ресурсов в СДО  Moodle)...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Презентация "Использование инновационных технологии, приемов и форм для повышения качества образования в современной школе"

Использование инновационных технологии, приемов и форм для повышения качества образования в современной школе...

Приказ Отдела по образованию 99-1 Об утверждении порядка учета форм получения образования

Приказ Отдела по образованию 99-1 Об утверждении порядка учета форм получения образования...