Программа внеурочной деятельности «Основы информационной культуры школьника» 1-4 класс
рабочая программа

Соловьева Ольга Анатольевна

Прогрмма внеурочной деятельности "Основы информационной культуры школьника".1 - 4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_inf.kultura_1-4.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г.Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

                                                                                                                                       

 

 Программа

внеурочной деятельности

«Основы информационной культуры школьника»  

                                                         1-4 класс

                                                         Программу составила:

                                                                                   педагог-библиотекарь

                                               Соловьева О.А.

                                       

2021г

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы Н.И. Гендиной, д-р пед. наук, профессора, Е.В. Косолаповой, канд. пед. наук, научного сотрудника НИИ информационных технологий социальной сферы Кем ГИК.

Модуль курса «Основы информационной культуры школьника» базируется на концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры

общества возможно лишь при организации специального обучения детей и молодёжи.

 «Детские газеты и журналы», «Словари. Справочники. Энциклопедии», «Структура книги. Справочный аппарат», «Дневники. Очерки. Воспоминания»; «Исследовательская практика», «Тренинг», «Мониторинг». Общий объём модуля «Основы информационной культуры школьника» в 1-4 классах рассчитан на 36 часов. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю. В каждом классе по 8-9 часов.

Объём часов и их распределение в тематическом плане носят условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особое значение в формировании информационной культуры личности имеет сохранение преемственности и гармонического сочетания двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной.

Цель курса  «Основы информационной культуры школьника» - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоить рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладеть методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучить и использовать на практике технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка изложений, сочинений, рассказов, презентаций, электронных писем, открыток и т.п.).

4. Способствовать формированию информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации,

развивать критическое мышление и критическое отношение к информации, овладеть навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности её манипулятивного воздействия.

Результаты освоения модуля «Основы информационной культуры школьника»

Личностные результаты

В соответствии с ФГОС, личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений

обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Освоение модуля «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение следующих личностных результатов:

■ формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

■ осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной культуры и успешностью учебной и профессиональной деятельности личности;

■ развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и умений;

■ осознание возможностей самореализации за счёт овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере ИКТ;

■ формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты - это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных

предметов; они применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты выражаются в комплексе познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Познавательные УУД, относятся к категории учебных действий интеллектуального, мыслительного характера, связанные с поиском,

переработкой, критическим анализом и применением информации для решения широкого круга познавательных проблем в учебной

деятельности и повседневной жизни обучаемых.

Информационная культура - это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении умений по поиску, анализу и преобразованию информации на основе информационных технологий и применении этих умений в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

Носит общеучебный, общеинтеллектуальный и метапредметный характер. Именно поэтому формирование информационной культуры личности становится одной из приоритетных задач современного образования.

Направленность модуля на формирование познавательных УУД

В разделе «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» модуля «Основы информационной культуры

школьника» предусмотрено

■ формирование умений определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, осуществлять смысловое чтение, делать

обобщение и выводы.

В разделе «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся» предусмотрены задания, направленные на развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки и символы, модели и схемы; тексты) для решения учебных и познавательных задач.

Направленность модуля на формирование регулятивных УУД

Регулятивные УУД - обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности, включая процессы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции. Изучение учебной дисциплины «Основы информационной культуры

школьника» направлено на:

■ формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

■ осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

■ определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт системы практических заданий творческого характера, использования активных методов обучения, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Направленность модуля на формирование коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиций других людей (партнёров) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, умению участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и со сверстниками.

Во всех разделах модуля «Основы информационной культуры школьника» предусмотрено:

■ формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Особое внимание уделяется развитию способности учащихся формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (разделы «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»).

Предметные результаты

Учебная дисциплина «Основы информационной культуры школьника» носит интегративный характер, она аккумулирует знания из таких наук, как логика, лингвистика, библиотековедение, библиографоведение, информатика и др. Предметные результаты предполагают формирование широкого круга информационных компетенций по следующим предметным областям:

Информация

■ способность воспринимать многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения;

■ владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять её хранение и защиту.

Информационное общество

■ владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество;

■ знать признаки информационного общества.

Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации

■ знать основные виды информационно-библиотечных ресурсов;

■ владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде;

■ уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библиотеками.

Интернет

знать возможности информационного сервиса Интернет;

владеть приёмами безопасного поиска информации в Интернете;

Документы

■ знать классификацию документов по различному целевому назначению;

■ владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения;

■ владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в традиционной, так и в электронной среде.

Способы мыслительной деятельности (логические операции)

■ знать методы анализа и синтеза информации;

■ владеть умениями сравнения различных объектов;

■ быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений;

■ знать логические правила классификации.

Информационные продукты

■ знать отличительные признаки информационных продуктов;

■ знать классификацию информационных продуктов, подготавливаемых школьниками (письмо, рассказ, сообщение, сочинение, проект,

презентация и т.п.);

■ владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов.

Информационная этика

■ иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве;

■ знать правила корректного цитирования разных видов информационных источников;

■ знать различные способы введения в текст библиографических ссылок;

понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.

Отличительные особенности модуля «Основы информационной культуры школьника»

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счёт овладения

более продуктивными приёмами учебного труда.

2. Интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, психологии и др.

3. Ориентация на алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование методов свёртывания даёт возможность повысить оперативность и качество переработки учебной информации, обеспечить полное и точное

понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.

В структуре модуля «Основы информационной культуры школьника» выделяются следующие разделы:

Раздел 1 - «Информационные ресурсы общества и информационная культура».

Цель данного раздела - сформировать у школьников представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учёбы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важных источниках информационных

ресурсов общества.

Раздел 2 - «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения».

Цель этого раздела - формирование умений информационного обслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, её структуре и возможностях

Раздел 3 - «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»

Цель - формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации. Теоретической

основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свёртыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической

переработки.

Особое внимание в разделе уделяется основным приёмам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.

Раздел 4 - «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»

Цель - овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сообщений, отзывов, рассказов, писем, презентаций. В итоге его освоения учащиеся должны демонстрировать на практике использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения модуля «Основы информационной культуры школьника», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

В состав УМК вошли программы внеурочной деятельности модуля «Основы информационной культуры школьника» для 1-2х, 3-4х классов, методические разработки уроков, КИМ, терминологический словарь, электронные презентации уроков, представленные на СД - ROM.

Все материалы комплекса адаптированы к возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников, активно используется наглядный материал, применяются компьютерные мультимедийные технологии.

 Приложение к урокам включает в себя перечни полезных веб-сайтов, фрагменты текстов и медиатекстов, видео- и аудиофайлы, материалы для практических и домашних заданий, алгоритмы выполнения заданий.

При разработке занятий уделяется особое внимание качеству литературного материала, на базе которого строится обучение, ценностному отбору лучших произведений детской русской и зарубежной литературы. В структуре занятий, использующих тексты художественных произведений, приводится их полное библиографическое описание.

В методические разработки занятий введены физкультминутки, практические задания, позволяющие сменить вид деятельности, дидактические игры (познавательные, тренинговые,

обобщающие, сюжетно-ролевые, творческие), проводимые в группах и коллективе в целом.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы модуля предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Содержание модуля внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Модуль «Основы информационной культуры школьника» направлен на формирование познавательных УУД школьников, развитие информационных компетенций, обеспечение взаимосвязи с организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы школьников.

Отбор содержания проводится с учётом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и организации каждого занятия, являются:

1. Упрощение определений понятий курса в соответствии с особенностями возраста.

2. Визуализация учебного материала .

3. Включение медиакомпонента в соответствии с идеей медиа- и информационной грамотности ИФЛА и ЮНЕСКО.

4. Реализация принципа ценностного отбора источников информации для обучения.

5. Реализация принципа «обучение для жизни».

Тематический план модуля «Основы информационной культуры школьника»

для учащихся 1 - 4 классов

Первый класс

Содержание курса название тем

Формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

Информация и её виды:

зрительная

слуховая

- фронтальная работа -дидактическая игра

 - физ.минутка

Формирование мотивации учащихся на освоение курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представления учащихся об информации. Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека. Формирование представления о видах информации по способу восприятия органами чувств.

2

Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая

- фронтальная работа - дидактическая игра

 - физ.минутка

Освоение исходных понятий. Формирование представления о видах информации по способу восприятия органами чувств.

3

Источники информации.

Виды информации

- фронтальная работа - дидактическая игра

- физ.минутка

Ознакомление с понятиями традиционные (бумажные - книги, газеты, журналы) и электронные ресурсы. Формирование представления о видах информации по сферам деятельности: бытовая, учебная, научная,художественная.

4

Книги как основной источник информации

- фронтальная работа - дидактическая игра

- работа в парах

- физ.минутка

Развитие представлений о книге как материальном носителе информации. Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга.

5

Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)

- фронтальная работа - групповая работа

Развитие представлений о библиотеке. Ознакомление с назначением школьной и детской библиотек. Структура школьной и детской библиотек. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотек. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского, книжного формуляра. Назначение книжных выставок, тематических полок. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников.

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

6

Библиографическое описание книги

описание книги

- фронтальная работа - групповая работа

- практическая работа (тренинг)

- физ.минутка

Формирование представления о библиографических элементах обложки книги (автор, название. Город издания, издательство и т.п.). Назначение библиографических элементов обложки книги. Библиографическое описание как «паспорт» книги. Правила составления Б/о книги. Б/о книги как важнейший элемент структуры библиотечных каталогов.

Раздел 3.

 Аналитико-синтетическая переработка источников информации

7

Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

- фронтальная работа - групповая работа

- практическая работа (тренинг)

- физ.минутка

Формирование представления о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Ознакомление со структурой книги (на примере книги сказок). Освоение понятий компоненты худ. книги: обложка, переплёт, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах. Назначение библиографической информации на обложке книги.

8

Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг

- фронтальная работа - дидактическая игра

 - работа в парах

 - физ.минутка

Формирование представления об учебной книге. Структура учебной книги (на примере учебника для 1 класса). Компоненты учебной книги: обложка, титульный лист, предисловие. Текст книги, содержание. Структура текста учебной книги: главы и параграфы. Компоненты текста учебной книги: правила, практические задания и упражнения, задания для контроля. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в учебных книгах. Условные обозначения как вспомогательное средство для ориентирования в учебной книге.

Второй класс:

Раздел 1. Информационные ресу рсы общества и информационная культура

1

Источники информации. Виды информации.

фронтальная работа

- групповая работа

 - дидактическая игра - физ.минутка

Формирование мотивации учащихся на освоение курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представления учащихся о многообразии информации, окружающей человека. Расширение представления учащихся о традиционных (бумажные - книги, газеты, журналы) и электронных ресурсов. Формирование представления о видах информации по сферам деятельности: бытовая, учебная, научная, художественная.

2

Книги как основной источник информации

фронтальная работа

 - групповая работа

 - дидактическая игр

Представление о книге как материальном носителе информации. Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений об электронных источниках информации. Каталог детских ресурсов Kinder.ru

3

Анализ и синтез текстов

фронтальная работа

 - групповая работа

 - самостоятельная

Представление о процессе анализа и синтеза информации. Расширение представления о ключевых словах как наиболее важных, передающих смысл текста. Свёртывание и развёртывание информации по ключевым словам на примере научно - познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей. Возможности использования навыков выделения опорных слов из текста в учебной деятельности младших школьников.

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

4

Особенности поиска информации в Интернете

-фронтальная работа

- групповая работа

Изучение понятий Интернет, веб-сайт, поисковая система. Представление о Яндексе. Безопасный режим поиска Яндекс-семейный поиск//family.yandex.ru Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе ключевых слов. Особенности поиска аудиовизуальной информации (видео, музыкальные записи и т.п.), иллюстративной (картинки, фотографии, карты и т.п.).

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

5

Как устроена книга

-фронтальная работа

 - групповая работа

- дидактическая игр

Формирование представления о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Ознакомление со структурой книги (на примере книги сказок). Освоение понятий компоненты худ. книги: обложка, переплёт, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах. Назначение библиографической информации на обложке книги.

6

Текст и его свойства

фронтальная работа

- групповая работа

 - дидактическая игра

Развитие представлений о тексте. Формирование представления о важнейших свойствах текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

7

Технология подготовки традиционных писем

фронтальная работа

- групповая работ

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Структура письма (основные элементы): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем

8

Технология подготовки электронных писем

фронтальная работа

- групповая работа

Роль электронной переписки как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта е-mail как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем. Особенности написания электронного адреса. Правила электронной переписки. Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения ли

Третий класс

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культур

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

-фронтальная работа

- самостоятельная

Освоение исходных понятий курса. Расширение представлений учащихся о сущности информации; о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления (традиционная и электронная), по сферам жизнедеятельности человека (бытовая, учебная, научная, художественная). Ценность информации и цена неинформированности.

2

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

- фронтальная работа - групповая работа

 - дидактическая игра

Формирование представления о документе и его видах по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. развитие представлений о справочных документах: детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари. Электронные документы. Электронная библиотека «Библиотека Ш К.т»-раздел «Детская литература»; Детский портал//кМ8.гт.ги; Каталог детских ресурсов Kinder.ru

3

Анализ и синтез. Аннотация как вторичный документ

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы. Представление о процессе анализа и синтеза информации. Представление о свёртывании и развёртывании информации: выделение ключевых слов, составление описания библиографического, составление аннотации. Представление о вторичных документах как результат свёртывания информации

4

Периодические издания как вид информационных ресурсов

- фронтальная работа - групповая работа

 - дидактическая игра

Изучение журналов как разновидности информационных ресурсов. Ознакомление с определением понятия «журнал». Формирование представления о структуре и назначении журнала. Ознакомление с классификацией видов журналов.

5

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (компьютерный класс)

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

Представление о сущности понятий: Интернет, веб-сайт. Типичная структура и принцип работы веб-сайта. Формирование представления о назначении Интернета. Ознакомление с веб-сайтами по назначению: для учёбы (сайт «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»//пасЬа1калп1о); для получения справочных сведений (энциклопедия для детей и родителей «Потому.ру»//ро1юту.т), для творчества; для общения; развлечения (сайт ежемесячного журнала Костёр). Ознакомление с правилами безопасной работы в Интернете. Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Особенности поиска информации в Интернете

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

-дидактическая игра

Обучение алгоритму поиска информации в Интернете при помощи ключевых слов. Формирование представления о принципах работы поисковых систем на примере Яндекс. Рассмотреть особенности различных видов поиска информации

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников иш юрмации

7

Структура текста и его свойства

-фронтальная работа

- групповая работа

- самостоятельная

-дидактическая игра

Изучение сущности текста и его свойств: связность, целостность, осмысленность, структурированность. Текст как одна из распространённых форм представления информации. Ознакомление с понятиями тема и микротема

8

Критический анализ текста

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Представление о достоверности и недостоверности информации. Ознакомить с алгоритмом критического анализа текстов. Рассмотрение понятия критический анализ текстов. Поэтапное рассмотрение алгоритма проведения критического анализа текстов: внимательное чтение текста, выявление смысловых ошибок, логических несоответствий, поиск доказательств или опровержений данного текста, формулирование выводов. Использование нескольких источников информации для установления её достоверности

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащ ихся

9

Технология подготовки писем

-фронтальная работа

-дидактическая игра

- групповая работа

 - самостоятельная

Познакомить с правилами и особенностями написания традиционных писем. Дать представление о понятии письмо. Рассмотреть структуру традиционного письма. Ознакомить с правилами заполнения конверта. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем.

10

Технология подготовки электронных писем

-фронтальная работа

- групповая работа

 - самостоятельная

Познакомить с правилами и особенностями написания электронных писем. Формирование представления об электронном почтовом ящике. Рассмотреть понятие электронный адрес, состав и структуру электронного адреса.Особенности написания электронного адреса. Ознакомить с правилами электронной переписки. Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения личных данных по электронной почте.

Четвертый класс

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

Освоение исходных понятий курса. Формирование мотивации учащихся на освоение программы. Расширение представлений учащихся о сущности информации; о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления (традиционная и электронная), по сферам жизнедеятельности человека (бытовая, учебная, научная, художественная). Роль компьютерной информации в жизни человека и общества.

2

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

Освоение принципов безопасной работы в Интернете. Ознакомление с правилами безопасной работы в Интернете. Изучение понятий Интернет, веб-сайт, портал, поисковая система. Формирование представления о назначении Интернета.

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

3

Особенности поиска информации в Интернете

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Обучение поиску информации в Интернете Формирование представления о принципах работы поисковых систем: Яндекс и Google. Рассмотрение особенностей различных видов поиска информации в Интернете

4

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

Обучение фактографическому поиску с использованием справочных изданий. Формирование представления о понятиях- факт, фактографическая информация, фактографический поиск Характеристика справочных изданий: энциклопедий, справочников, словарей как источников фактографической информации. Рассмотрение и закрепление на практике алгоритма поиска фактографической информации в справочных изданиях.

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

5

Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Ознакомление с приёмами интеллектуальной работы с текстами. Рассмотрение алгоритма интеллектуальных действий, направленных на обеспечение понимания и осмысленного чтения текста. Восстановление деформированных текстов как приём, выявляющий уровень понимания текста.

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащ ихся

6

Технология подготовки планов готовых текстов

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Рассмотрение понятия план. Различение планов по объекту планирования Назначение плана готового текста. Ознакомление с правилами составления плана готовых текстов. Изучение различия между простым и сложным планами. Рассмотрение алгоритма составления плана готового текста. Субъективность плана. План как основа пересказов (подробного, сжатого, выборочного). Использование плана.

7

Технология подготовки биографий

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Представление о понятиях: биография и автобиография. Рассмотреть особенности структуры текста биографии, особенности состава элементов биографии отдельных категорий лиц, плана как основы написания биографии. Подбор источников информации. Анализ отобранных материалов. Знакомство с правилами редактирования и оформления биографии. Самостоятельное освоение составления биографии путешественника.

8

Технология подготовки отзывов на литературное произведение

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

Представление об отзыве. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Ознакомление со структурой и особенностями написания отзыва на литературное произведение. Рассмотрение технологии подготовки отзыва. Рассмотрение комбинации различных приёмов изложения при подготовке отзыва на книгу научно- познавательного характера (описания, повествования, объяснения, рассуждения).

9

Технология подготовки отзыва на мультфильм

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Расширение представления учащихся об отзыве. Рассмотрение структуры отзыва на мультфильм. Ознакомление с технологией подготовки отзыва. Комбинация различных приёмов изложения при подготовке отзыва на мультфильм. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.

10

Технология подготовки электронной презентации

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

Рассмотрение понятия мультимедийная презентация. Представление о возможностях программы Повер Поинт для подготовки эл/презентации. Представление об алгоритме подготовки презентации. Неразрывная связь подготовки эл/презентации с поиском и обработкой информации, её анализом и синтезом. Овладение алгоритмом критического анализа эл/презентации: перегруженность слайдов текстом; несоответствие изображений и фона теме; отсутствие заголовков и др.

Тематическое планирование курса «Основы информационной культуры школьника»

1класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

Информация и её виды: зрительная, слуховая информация

1

2

Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая

1

3

Источники информации. Виды информации

1

4

Книги как основной источник информации

1

5

Библиотеки как источник информационных ресурсов

1

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решени

6

Библиографическое описание книги

1

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

7

Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

1

8

Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебной книги

1

Итого

8

2 класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

Источники информации. Виды информации.

1

2

Книги как основной источник информации

1

3

Анализ и синтез текстов

1

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

4

Особенности поиска информации в Интернете

1

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

5

Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

1

6

Текст и его свойства

1

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

7

Технология подготовки традиционных (бумажных) писем

1

8

Технология подготовки электронных писем

1

3 класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

1

2

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

1

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

3

Особенности поиска информации в Интернете

1

4

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

1

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информаци

5

Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами

1

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

6

Технология подготовки планов готовых текстов

1

7

Технология подготовки биографий

1

8

Технология подготовки отзывов на литературное произведение

1

9

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

1

10

Технология подготовки электронных презентаций

1

Итого

10

4 класс

№урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

1

2

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

1

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

3

Особенности поиска информации в Интернете

1

4

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

1

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

5

Особенности поиска информации в Интернете

1

6

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

1

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

7

Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами

1

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

8

Технология подготовки планов готовых текстов

1

9

Технология подготовки биографий

1

10

Технология подготовки отзывов на литературное произведение

1

11

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

1

12

Технология подготовки электронных презентаций

1

Итого

10

Перечень оборудования

Для организации учебно-воспитательного процесса созданы необходимые материально - технические и учебно-методические условия.

Уроки проходят в библиотеке.

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Комплект технических средств обучения: компьютер,

 мультимедиапроектор,

экран интерактивная доска,

net-buk

АРМ

1

1

1

10

10

2

Мультимедийные пособия CD-ROM презентации PowerPoint (1, 2, 3, 4 классы) Фильмы, мультфильмы

доступ к интернет-ресурсамhttp://family.yandex,ru.

Goolehttp:// goole.ru http://www.galileo-tv.ru / node/9906

 Kinder.ru

«Библиотека RIN.ruw-раздел «Детская литература»; Детский портал//kids.rin.ru;

4

Учебные, справочные, научно-познавательные, художественные документы, издания для досуга

Программа

Авторская программа Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника:

учебнометодический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 208 с.

Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 344 с.

Педагогу-библиотекарю.Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:приложение к журналу «Школьная библиотека»:серия 1;выпуск 6),2020.-279с.

 

Дидактические средства для обучающихся

Терминологический словарь по курсу раздаточные материалы

Методическая литература

КИМ

Программные средства

Операционная система Windows 7

Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы)

Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы)

Антивирусная программа Антивирус Касперского

Офисное приложение Microsoft Office 2007/2010, Браузеры Mozilla, Googl Chrome

Список информационных источников

1. Араптанова, О.А. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российскеого мультфильма «Маша и медведь» [Текст] / О.А.Араптанова // Медиообразование. - 2012. - № 3. - С. 8-27.

2. Артёмов, В.А. Психология наглядности при обучении: методические рекомендации [Текст] / В.А.Артёмов. - Москва: Высшая школа, 2008. - 119 с.

3. Бирюкова, Л.П. Библиотечный урок в первом классе [Текст] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека. - 2003. - № 4. - С. 48 -51.

4. Биккулова, Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [текст] / Г.Р.Биккулова // Инновации в образовании. 2009. - № 3. - С. 4 - 17.

5. Бондаренко, Е.А. Подросток в море СМИ: плыть? бороться? использовать? региональные аспекты медиаобразования в постиндустриальном обществе [Текст] / Е.А.Бондаренко // Народное образование. - 2015. - № 3. - С. 213 - 218.

6. Гендина, Н.И. Новые тренды в образовании XXI века и информационная культура личности сквозь призму отечественных образовательных стандартов [Текст] / Н.И.Гендина, // Школьная библиотека. - 2017.- № 9. - С.61-77.

7. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 208 с. + эл. опт. диск.

8. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 344 с. + эл. опт. диск.

9. Жесан, О.Б. Формирование читательской компетентности школьников [Текст ] / О.Б.Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - № 5. - С. 24-26.

10. Косолапова, Е.В. Социальные медиа как «среда обитания» современных детей и подростков: мнимые угрозы и реальные риски [Текст] / Е.В. Косолапова// Школьная библиотека. - 2017. - № 10. - С. 38-49.

11. Кутейникова, Н.Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках дитературы в средней школе [текст] / Н.Е.Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. - СПб., 1993. - С. 125 - 135.

12. Кутовенко, А. Профессиональный поиск в интернете [текст] / А.Кутовенко. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.13. Левин, В.И. Всё об информации [текст] / В.И.Левин. - М.: Росмэн - Пресс, 2003. - 384 с.

14. Левицкая, А.А. Медиаграмотность детей и подростков - приёмы и способы развития (на материале рекламы) / А.А. Левицкая // Народное образование. - 2013. - № 10. - С. 233.

15. Тихомирова, К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым, в начальной школе [текст] / К.М.Тихомирова // Начальная школа - 2001. - № 7. - С. 106-111.

16. Тихомирова, К.М. Формирование информационной культуры младших школьников [текст] / К.М.Тихомирова // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 98 -101.

17. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

Электронные ресурсы

18. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа [Электронный ресурс] / Ю.О.Годик // Медиаскоп. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http: //www.mediascope.ru/node /841. - Загл.с экрана.

19. Дети и реклама. Начальная школа. - Режим доступа: http:// 1- 4mag.ru/2013/04/30/deti-i-reklama/. - Загл. с экрана.

20. Наглядность в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hr-portal.ru/varticle/ naglyadnost-v-obuchenii. - Загл. с экрана.

21. CompSchool. Школа компьютерной грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //compschооl.ru/categorv/internet

22. http://nii.kemguki.ru E-mail: nii@kemguki.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс

Цель учебного курса  - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы православной культуры 1-4 классы

Учащиеся  получат возможность:усвоить элементарные поняти в области Православия и Библейской истории; развивать интерес к изучению культуры, обычаев и обрядов Русской Православной церкви; развить...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...