Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс
рабочая программа на тему

Ладыкина Татьяна Александровна

Цель учебного курса  - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_pravoslavnoy_kultury_5_klass.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Формирование всесторонне развитой, гармоничной личности всегда было главной задачей в образовании. Возрождение духовности, обращение к национально-нравственным и культурно-эстетическим традициям является одной их важнейших задач современного общества.

Цель курса - ознакомить школьников 5 класса с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.

Изучение данного курса не только расширит кругозор обучающихся, но и окажет воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего еѐ культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Нормативно-правовыми основами преподавания курса «Основы православной культуры» являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
  • Постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010г. №345-пп. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2013-2015 годы.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1.09.2013 г. в ст. 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации». Особенности получения теологического и религиозного образования» закрепляются параметры изучения основ религиозной культуры в школе. Учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов

России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Особое внимание уделено решению родителей (законных представителей) обучающихся в выборе учебного модуля.

Курс «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных (православных) и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, ориентированной на ценностное отношение к родной стране, ее истории и традициям. Курс «Основы православной культуры» согласуется с другими отельными программами дополнительного образования детей по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведѐнного учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах курса «Основы православной культуры», содержательно раскрывает основы православных культурных традиций.

Задачи курса «Основы православной культуры»:

1. знакомство обучающихся с основами православной культуры; развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

2. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в основной школе;

3. формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

4. развитие способностей подростков к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Преподавание знаний об основах православной культуры сыграет существенную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе, способствующем формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества.

  1.  Предполагаемые  результаты  освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- как основы культурной истории многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании курса «Основы православной культуры» предполагается безотметочная система оценки. На основании рекомендательного Письма Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011г. №МД-883/03, предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена, в основном, в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

  1. Содержание программы

(34 часа)

Раздел 1. Культура и религия в жизни человека. Россия — наша Родина. О вере, знании и культуре.

Раздел 2. Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Что говорит о Боге православная культура. Добро и зло. Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека.

Раздел 3. Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика. Спасение. Спаситель. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Золотое правило жизни христиан. Добродетели и страсти. Какой я? Милосердие. Кто мой ближний? Жертвенная любовь. Победа над смертью. Проверь себя.

Раздел 4. Православные традиции России. Православный храм. Православные Таинства. Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство. Христианская семья. Православный календарь и праздники.

Раздел 5. Православный календарь. Почитание святых. Святая Русь. Верность. Смирение. Ратный подвиг. Мужество. Христианская радость. Подвиг веры. Как сохранить красивый мир? Святыни России.

Раздел 6. Творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России».

4. Тематическое планирование

урока

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Основные виды учебной деятельности (УДД)

Аудиторные

Внеауди-

торные

1. Уроки 1 – 7.

Вводное  занятие. Культура и религия в жизни человека. Россия наша Родина. О вере, знании и культуре. Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Что говорит о Боге православная культура. Добро и зло. Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека.

     

     7          

   

     

5

     

       

2

Овладевать знаниями об истории возникновения и распространения православной культуры.

Осваивать универсальные умения о ценностях основ духовной традиции православия.

Определять основные понятия православной культуры.

2. Уроки 8-17.

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика. Спасение. Спаситель.  Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Золотое правило жизни христиан. Добродетели и страсти. Какой я? Милосердие. Кто мой ближний? Жертвенная любовь. Победа на смертью. Проверь себя.

10

     

8

     

2

Овладевать приемами описания основных содержательных составляющих священных книг.

Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Излагать свое мнение по поводу значения по поводу православной культуры в жизни людей, общества.

3. Уроки 18 –22.

Православные традиции  России. Православный храм. Православные таинства. Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство. Христианская семья. Православный календарь и праздники.

     5

       5

     

 Уметь приводить примеры развития православной культуры  в истории России.

Воспринимать и эмоционально оценивать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры.

  4. Уроки 23 -30.

Православный календарь. Почитание святых. Святая Русь. Верность. Смирение. Ратный подвиг. Мужество. Христианская радость. Подвиг Веры. Как сохранить красивый мир? Святыни России.

8

6

2

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Осваивать универсальные умения слышать собеседника и излагать свое мнение.

  5. Уроки 31 –34.

Творческий проект «Диалог культур и поколений». Сохраняем культурное наследие , святыни России.

     4      

2

2

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов.

Итого часов:

34

26

8

Темы 31-34 предусматривают подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта школьники получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все ученики класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу обучающегося и выставить ему отметку за весь курс.

Таким образом, формой итогового контроля является коллективный творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России», который не только позволяет учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует для школьников полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных православных традиций, отраженных как в феноменах культуры, так и в жизни современных россиян.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» могут быть отнесены:

a. взаимные вопросы и задания групп,

b. взаимообъяснение,

c. беседа,

d. интервью,

e. драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Методические  рекомендации

Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создаѐт дополнительные

возможности для увеличения объѐма и повышения качества знаний учащихся.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее

оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера.

Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.

Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребёнка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.

В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение курса «Основы православной культуры» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребѐнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на ступени начального общего образования в организации преподавания учебного курса «Основы православной культуры». Необходимо восстановление с учётом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период еѐ истории. Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

Темами итоговых творческих исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» использовать в учебном процессе учебники следующих авторов:

1. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Москва: изд-во «Дрофа».

2.  Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы православной культуры. Москва: изд-во «Просвещение».

3. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы православной культуры. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.

5.  Описание  материально-технического  обеспечения  образовательного  процесса

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного модуля «Основы православной культуры». Нормативные документы. Методические пособия по курсу. Учебники по религиоведению, культурологии. Книги по истории, обществознанию, МХК, истории религий, окружающему миру, литературе и др. Научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса. Хрестоматии, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса. Справочные пособия, энциклопедии. Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к курсу.

2. Печатные пособия: Картографические издания. Альбомы с иллюстративным материалом.

3. Цифровые образовательные ресурсы: Коллекция цифровых образовательных ресурсов к курсу.

4. Технические средства обучения: Компьютер с художественным программным обеспечением. Мультимедиапроектор. Магнитная доска. Музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD. Экспозиционный экран (на штативе или навесной).

Принтер, сканер (по возможности).

5. Экранно-звуковые пособия: Электронное пособие модулю «Основы православной культуры». Аудиозаписи. Видеофильмы, слайды, презентации тематически связанные с содержанием модуля.

Основные ресурсы сети Интернет, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением комплексного курса, а также дополнительные материалы по вопросам преподавания Основ православной культуры можно найти на тематических интернет-сайтах:

1. сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru

2. сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -

http://www.ombudsman.gov.ru

3. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru

4. ОГАОУ ДПО БелИРО - http://ipkps.bsu.edu.ru

5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

6. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

9. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной

Церкви www.patriarchia.ru-

10. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии

http://www.blagovest.bel.ru

11. Сайт Белгородского института развития образования

www.ipkps.bsu.edu.ru

12. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных

образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

13. Школьный портал http://www.portalschool.ru

14. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии

в образовании» http://www.ict.edu.ru

15. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

16. Учительская газета www.ug.ru

Список литературы для педагога

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры. 6 раздел: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2006. - 264 с.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2006. - 176 с.
  3. Бородина А.В. Основы православной культуры. Мы и наша культура. 1 класс: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2005. - 176 с.
  4. Бородина А.В. Основы православной культуры. Организация курса: Лекции. - М.: ОПК, 2006. - 288 с.
  5. Бородина А.В. История религиозной культуры. Программа учебного курса. - М.: Православная педагогика, 2004. - 264 с.
  6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: ИД "Покров", 2002. - 256 с.: ил.
  7. Дорофеев В., Янушкявичене О.Л. Программа курса "Основы православной культуры" для православных гимназий и воскресных школ. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006. - 64с.
  8. Евангелие детства. Беседы отца с детьми о Святой Земле, богослужении православной церкви, церковном пении и музыке. - М.: Благовест, 1999. - 251 с.
  9. Егоров В.Б. Современная наука и предание Церкви в школьном образовании: Поиск взаимосвязи. - Обнинск, 2004. - 240 с.
  10. Иванова С.Ф. Введение в храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. - М.: Школа-пресс, 1994. - 272 с.: ил.
  11. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечетвенной перспективе. - СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.
  12. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: учебное пособие. - М.: Владос, 2001. - 160 с.: ил.
  13. Куломзина С.С. Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей. - Нью-Йорк, 1991. - 220 с.
  14. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - М.: Мартис, 1993. - 187 с.
  15. Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? - М.: Православный паломник, 2002.
  16. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. - М., 1995. - 108 с.
  17. Кураев А. Основы православной культуры. 4-5 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2012. -95 с. - (Духовно-нравственная культура)
  18. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления. - М.: Изд. Совет РПЦ, 2003. -110 с.
  19. Матусяк И., протоиерей Наша вера. Основы православной христианской веры. - М.: Изд.ВПМД, б/г. - 19 с.
  20. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга для учителя/сост. О.К Харитонова. - М.: ИД "Покров", 2002. - 240 с.: ил.
  21. Основы православной культуры для 1 класса общеобразовательной школы, лицея, гимназии. Книга для учителя/сост. О.К Харитонова. - М.: ИД "Покров", 2002. - 189с.: ил.
  22. Поваров К.С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. - М.: Общее дело, 2006. - 144 с.
  23. Православная культура. Концепции, учебные программы, библиография. - М.: ИД "Покров", 2003. - 303 с.
  24. Прекрасный Божий мир.: пособие по церковной катехизации для детей 9-12 лет/сост. Еп. Ахелойский Евфимий; пер. с греч. - М.: Даниловский благовестник, 1996. - 192 с.
  25. Русская православно-ориентированная школа. Традиции, настоящее и будущее/сост. К.п.н. Иванова С.Ф. - М.: Паломник, 1999. - 255 с.
  26. Сборник программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ. - М.: Изд. Московского Пастриархата, 1999. - 142 с.
  27. Сурова Л.В. Дорогою небес. Паломничество по святым местам: Педагогические рекомендации, беседы, архив. Док-ты, впечатления. - М.: Университетская книга, Изд. Храма свт Иоанна Златоуста, 2008. - 184 с.
  28. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1 Педагогика. Школа. Человек. - Клин: Христианская жизнь, 2000. - 64 с.
  29. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. - Клин: Христианская жизнь, 2004. - 382 с.
  30. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М.:Изд-во Владимирской епархии, 1996. - ,495 с. 2004. - 382 с.
  31. Сурова Л.В. Церковный год. Беседы о православии. - М.: Паломник, 2000. - 395 с.
  32. Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. Ч. 1. Уроки 1 - 18. - СПб..: Кредо, 2000. - 112 с.: ил.
  33. Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. Ч. 2. Уроки 19 - 36. - СПб..: Кредо, 2000. - 112 с.: ил.
  34. Тарасар К. С нами Бог. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста. Ч. 1. Уроки 1 - 18. - СПб.: Кредо, 2000. - 96 с.: ил.
  35. Тарасар К. С нами Бог. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста. Ч. 2. Уроки 19 - 36. - СПб..: Кредо, 2000. - 96 с.: ил.
  36. Тарасар К. С нами Бог. Руководство для преподавателя к пособию по катехизации для детей 11-12 лет. Уроки 1 - 36. - СПб..: Кредо, 2000. - 88 с.: ил.
  37. Тимофей, священник, Берсенева Т. Жизнь по совести. Ответы на вопросы современных школьников. - М.: Паломник, 2000. - 111 с.
  38. Тимофей, священник, Берсенева Т. Уроки о здоровье и добродетели. Пробный учебник для 3-5 классов - М.: Паломник, 2002. - 206 с.
  39. Христианство и религии мира. Учебное пособие. - М.: Про-Пресс, 2000. - 224 с.
  40. Чему нас учит прекрасный Божий мир? - М.: Благовест; Царское дело, 2000. - 382 с.
  41. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2001. - 256 с.
  42. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. - 456 с.
  43. Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для начальных классов. - М., 1996. - 48 с.
  44. Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге "Основы нравственности". - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006. - 88с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...

Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Ф...

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура для 2-4 классов

Материал содержит рабочую программу и КТП внеурочной деятельностипо православной культуре для 2-4 классов...

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....