рабочая программа ОРКСЭ. Основы православной культуры 4 класс
рабочая программа на тему

Гладкова Ольга Сергеевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_orkse_2015_2016_uch_god_4_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дальнинская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_______ А.Н. Гуц  

Протокол № ______

От « ____» _____ 20 ___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МОУ «Дальнинская ООШ»

Валуйского района

Белгородской области

_________О.А. Ханина

«____» ________ 20 _____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ «Дальнинская ООШ»

Валуйского района

Белгородской области

_________ О.С.  Гуженкова   Приказ №  ________

от «___» ______ 20 ____ г.

        

Рабочая программа

 «Основы религиозных культур и светской  этики.

Основы православной культуры»

для 4 класса

Составитель:

учитель православной культуры

Гладкова Ольга Сергеевна

2015- 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена на основе программы предмета «Основы православной культуры» Л.Л.Шевченко. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г. с учётом  рекомендаций инструктивно – методического письма Департамента образования Белгородской области «О преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и комплексного учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году».

       Учебный курс ОРКСЭ представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

На основании родительского анкетирования и заявления в школе выбран модуль  «Основы православной культуры».

 Цель программы – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций России.

Задачи программы:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Изучение предмета «Основы православной культуры» ставит перед учителем задачи:

  • передачи современным школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России (христианской православной культуре);
  • формирование базовой культуры личности на основе традиционных культурных ценностей.

Обучение проводится с использованием электронно-образовательных ресурсов и информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» (http://belclass/net).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа Л.Л.Шевченко рассчитана на 34 часа, поэтому в рабочую программу изменения не внесены.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Основы духовно-нравственной культуры народов России Шевченко Л.Л.  Основы православной культуры 4 класс Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-е издание Москва 2013, М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013- 112с;

Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

         Формы организации учебного процесса:

Для изучения предмета применяется классно-урочная система с использованием технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. В конце изучения модуля предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Используются типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

В конце учебного года урок №34 проводится в форме защиты творческих проектов по теме «Диалог культур и поколений».

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГО ТОВКИ УЧАЩИХСЯ

учащиеся должны:

  • называть и показывать;
  • определять и измерять, фиксировать;
  • описывать, составлять;
  • объяснять;
  • прогнозировать (простейшие действия).

Критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

4.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название главы, темы

Кол – во ч по авторской программе

Кол – во ч

по программе

Культура и религия в жизни человека

2

2

Священное Писание

6

6

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика

9

9

Православные традиции России

5

5

Православный календарь. Почитание святых

8

8

Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений»

4

4

Всего

34

34

5. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Приложение 1 к рабочей программе)

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Россия— наша Родина.  Обращение к детям.  О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия.  О вере,  знании и культуре.  О чем рассказывает религиозная культура?  Культура, культурный человек, историческая память,  религия,  религиозная культура.  Ценности жизни христиан.  Любовь к Родине.  Отечество.  О вере,  знании и культуре в жизни людей.  Религиозные представления разных народов.  Традиционные религии России.  Христианство - одна из основных религий мира.  Во что верят православные христиане.  Иисус Христос.  Православие —основная религия в России.

Священное Писание.  О чем рассказывает Библия?  Христианское понимание происхождения знания о Боге.  Священное Писание.  В какой книге написано о сотворении мира?  Библия.  Книги,  входящие в состав Библии.  Смысл жизни человека и правила жизни.  Сотворение мира.  Шесть дней творения.  Обращение к Богу - молитва.  Знаменитые люди - о Библии.

Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление

Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение чело века; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Kaк зло появились в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.

Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят где хранятся.

Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.

Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие -страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина.

Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).

Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба. Апостол Павел о любви.

Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих Судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь. Престол.

Скиния -  первый храм. Изгнание Христом из  храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.

Православные Таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия – центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия – благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры – символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль – сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский храм – самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

Священные образы. О чём рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создание первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.

Христианская семья. Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спаса тела и Богородицы.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные праздники жизни. Библия о посвящении седьмого дня  недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост – подготовительные дни к празднику.  В чём заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

Почитание святых в православном календаре. Православие в России. Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира – святые братья – князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики – страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском». Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему – заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10.28) Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, посёлков, улиц в разных городах.

Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря – центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чём проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетелях смирения рассказывают произведения Духовной поэзии. Смирение – это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Дмитрия Донского на битву. Святые воины – схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет т Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал Русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц». Паломничество в Троице – Сергиеву лавру.

Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырём стал. Что он защищал,  с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Дмитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломническтво в Александро – Невскую лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чём заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Православный календарь почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице – Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице – Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов – защитников Троице – Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе»? явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский ? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский  всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо – Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

Православный календарь почитание святых подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские.  Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя и православного зодчего; разрушителя святынь – вандала.

Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери – Умиление, Одигитрия, Оранта.

Творческре проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России». Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучения князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

По святым местам моей Родины – России. «Герои России», «Русские святые», «Золотая цепь святых», «Мои предки».

7.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Формой итогового контроля является коллективный творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России», которые не только позволяют учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует для школьников полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных православных традиций, отражённых как в феноменах культуры, так и в жизни современных россиян.

8.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

Основы духовно-нравственной культуры народов России Шевченко Л.Л.  Основы православной культуры 4 класс Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-е издание Москва 2013, М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013- 112с;

Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

Дополнительная  литература

- А. Я. Данилюк, Основы религиозных культур и светской этики (Программы общеобразовательных учреждений), М. Просвещение, 2010 г.

- А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов,  Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур 4-5 класс (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений), М. Просвещение, 2010.

Электронные образовательные  ресурсы

blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии,  www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,

 www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Бел ИРО

http://www.belclass.net – федеральный центр образовательных ресурсов сетевой класс Белогорья

Оснащение общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием учебного процесса

№ п/п

Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой

Оснащённость план %

Фактически

%

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Программа

Д 100%

100%

2

Методическое пособие для учителя

Д 100%

100%

3

Нормативные документы

Д 100%

100%

4

Учебники

К100%

100%

5

Дополнительная литература

Д100%

100%

6

Хрестоматии, энциклопедии

Д100%

100%

7

Художественные альбомы

Д100%

100%

Печатные пособия

1

Картографические издания

Д100%

100%

Цифровые образовательные ресурсы

1

Аудио – видео материалы, фотографии, иллюстративный материал с сайтов blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии,  www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,

 www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Бел ИРО

http://www.belclass.net – федеральный центр образовательных ресурсов сетевой класс Белогорья

Технические средства обучения

1

Компьютер

Д100%

100%

2

Проектор

Д100%

100%

3

Экспозиционный экран

Д100%

100%

4

Магнитная доска

Д100%

100%

5

Принтер

Д100%

100%

Экранно – звуковые пособия

1

Видеофильмы, слайды, презентации

Д100%

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...

Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Ф...

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....

Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса

      Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на...

Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса

Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывае...