Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему

Мишанькина Таисия Викторовна

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_opk.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

  • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
  • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
  • Национальная доктрина образования;
  • Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

В рамках апробации учебный модуль «Основы православной культуры» изучается в объёме 1часа в неделю в 4 и 5 классах, всего – 34 часа.

Цель модуля «Основы православной культуры» – формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций православного народа России и уважении к ним.

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народа Российской Федерации.

Достижение следующих целей возможно через решения следующих задач:

  • Знакомство обучающихся с основами православной культуры
  •  Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

 Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

 в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (зкологическое воспитание)
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Содержание модуля группируется вокруг трёх базовых ценностей: 1)Отечество 2) семья 3) культурные традиции.

Модуль включает три тематических раздела:

  1. Россия – наша Родина.
  2. Основы православной культуры
  3. Духовные традиции многонационального народа России.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором разделах позволяют плавно перейти к изучению заключительного, третьего раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных  и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование.

                              Требования к уровню подготовки учащихся

Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
  • Формирование уважительного отношения к православным традициям.
  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры православного народа России.
  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Требования к личностным результатам:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
  2. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре  своего народа.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным и духовным ценностям:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

                       Учебно- методическое обеспечение:

            1.    А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012

  1. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
  2. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.
  3. Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
  4. «Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.
  5. Граждановедение 5-6 кл. В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин» 1998 год
  6. Семейный праздники в воспитании школьников. Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани,  Издательство «Учитель»
  7. «Это стоит запомнить» А. Дорохов,  Москва 1961год
  8. «Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова, «Амрита–Русь», 2004 год.

               

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа N3»

   «Рассмотрено»                                                                          

  на заседании МО

  Протокол №______

  от «___»_____ 2013___года

  Руководитель МО

      __________  

   /Баркова О. М../            

«Утверждаю»

Директор школы

               _______________________

                       /Сарычева С.Н./

       «___»_________2013___год

 

 «Согласовано»

   Зам. директора по УВР

   _________________

        /Гудаева Н.П./

    «___»_________2013___года

  Рабочая программа

по основам православной культуры

для учащихся  4 - 5 классов.

Учитель  Мишанькина Таисия Викторовна

г. Сасово 2013 г.


Календарно – тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения урока

план

фактически

I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

    1

А.В.Кураев/. Основы православной культуры 4-5 классы

1

Россия – наша Родина.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: понятия «Духовный мир», «Культурное наследие».

Уметь: рассказать о культурных традициях семьи.

1

II

Основы православной культуры.

28

.    А.В.Кураев/ Основы православной культуры 4-5 классы

2

Культура и религия.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: истоки русской культуры в православной религии.

Уметь: работать с рабочей тетрадью.

У№1

1

3

Человек и Бог в православии.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что представляет собой человек и Бог в православии.

Уметь: работать с тетрадью.

У№2

1

4

Православие и молитва.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое молитва и какие бывают молитвы.

Уметь: делать выводы из изученной темы.

У№3

1

5

Библия и Евангелие.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: кто такие христиане, что представляет собой Священное писание Библия и Евангелие.

Уметь: отвечать на вопросы.

У№4

1

6

Проповедь Христа.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть.

Уметь: делать выводы из изученной темы.

У№5

1

7

Христос и его крест.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста.

Уметь: делать выводы.

У№6

1

8

Пасха.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое Пасха, как празднуют Пасху.

Уметь: работать с тетрадью.

У№7

1

9

Православное учение о человеке.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое образ Божий в человеке.

Уметь: отвечать на вопросы.

У№8

1

10

Совесть и раскаяние.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

Уметь: делать выводы.

У№9

1

11

Заповеди.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать:какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

Уметь: работать с тетрадью.

У№10

1

12

Милосердие и сострадание.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям.

Уметь: работать с тетрадью.

У№11

1

13

Золотое правило этики.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение..

Уметь: работать с тетрадью.

У№12

1

14

Храм.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что люди делают в храмах, как устроен православный храм.

Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора.

У№13

1

15

Икона.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: почему икона так необычна, зачем изображают невидимое. Уметь: работать с тетрадью.

У№14

1

16

Творческие работы учащихся.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как выполняются творческие работы.

Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме.

У№15

1

17

Подведение итогов.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как выполняется праздничный проект.

Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме.

У№16

1

18

Как христианство пришло на Русь.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое Церковь, что такое крещение.

Уметь: работать с тетрадью.

У№17

1

19

Подвиг.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чо такое подвиг, о человеческой жертвенности.

Уметь: рассказать в чём суть подвига.

У№18

1

20

Заповеди блаженств.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: Что такое Нагорная проповедь Христа, Заповеди Блаженств.

Уметь: рассказать в чём суть проповедей.

У№19

1

21

Зачем творить добро?

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать:как подражают Христу, чему радуются святые.

Уметь: рассказать в чём суть добра.

У№20

1

22

Чудо в жизни христианина.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях.

Уметь: рассказать в чём суть чуда в жизни христианина.

У№21

1

23

Православие о Божием суде.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессмертие.

Уметь: рассказать.

У№22

1

24

Таинство Причастия.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое Причастие, что такое церковное таинство.

Уметь: работать с тетрадью.

У№23

1

25

Монастырь.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи.

Уметь: отвечать на вопросы по новой теме.

У№24

1

26

Отношение христианина к природе.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

Уметь: отвечать на вопросы по новой теме.

У№25

1

27

Христианская семья.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое венчание, что обозначают христианские кольца.

Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.

У№26

1

28

Христианин в труде.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины.

Уметь: работать с тетрадью.

У№27

1

III

Духовные традиции многонационального народа России

6

.    А.В.Кураев/ Основы православной культуры 4-5 классы

29

Защита Отечества.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен.

Уметь: работать с тетрадью.

У№28

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о любви и уважении к Отечеству.

Уметь: рассказать.

У№29-30

2

31-32

Экскурсия в храм.

2

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о Преображенском храме, знать устройство храма.

Уметь: рассказать об увиденном.

У№31-32

2

33-34

Подведение итогов года.

2

Комбинированный

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России.

Уметь: приводить примеры из жизни.

У№33-34

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....

Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса

      Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на...

Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса

Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывае...