ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5, 6 класс)
Современные тенденции развития российского общества, связанные с процессами миграции, снижение социального уровня жизни, возрастание экстремистских настроений в молодежной среде, обострение межрелигиозных противостояний в мире влияют на духовно-нравственные, мировоззренческие позиции современной российской молодежи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ Е. А. Лазарева протокол №_9___ от « 28 » августа 2019 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №__14__ от « 31 » августа 2019 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____ А.А. Луцкий приказ № _516__ от « 31 » августа 2019 г |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Для обучающихся 5 классов: 11 — 13 лет
Срок реализации: 2019 — 2020 учебный год
Лазарева Елена Андреевна
учитель технологии
г.п. Приобье
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные тенденции развития российского общества, связанные с процессами миграции, снижение социального уровня жизни, возрастание экстремистских настроений в молодежной среде, обострение межрелигиозных противостояний в мире влияют на духовно-нравственные, мировоззренческие позиции современной российской молодежи. Исторически складывается так, что именно Россия показывает всему миру пример мирного развития, диалога и положительного взаимовлияния, сотрудничества наших народов и культур. Сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России.
В решении этой проблемы значительная роль принадлежит школе, которая призвана стать «институтом экологии личности», обеспечить качественную реализацию образовательного стандарта как гаранта современного цивилизованного развития многонационального российского общества и формирования у обучающихся гражданских, духовно-нравственных качеств личности. Важнейшим условием разрешения данных проблем является введение в систему образования новых содержательных культурологических дисциплин, углубление гуманитарного образования и внеурочной деятельности в этой области.
Настоящая Примерная программа (далее - Программа) разработана для реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации (1993);
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 87. «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, утверждающим Концепцию развития дополнительного образования детей;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- учетом разъяснительного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
- на основе Примерной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основная школа) (Министерство образования и науки РФ ФГАУ «Федеральный институт развития образования» - Москва, 2016г.).
Планируемые результаты реализации предметной области «ОДНКНР»
Реализация предметной области «ОДНКНР» в образовательной системе школы носит целенаправленный характер.
Основными результатами реализации предметной области ОДНКНР должно стать освоение предметного содержания, а также овладение универсальными, метапредметными и личностными учебными действиями.
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;
уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;
мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах.
Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий (далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного предмета:
освоение и овладение культуросообразными способами выполнения универсальных учебных действий;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах;
формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции;
использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Решение перечисленных задач в ходе освоения предметного содержания курса ОДНКНР ведет к достижению, в конечном счете, важнейшего личностного результата, который и является основной целью введения данной предметной области:
осознание себя гражданином России, россиянином, то есть, человеком, который готов в течение жизни осваивать культурные богатства своей страны при полном понимании значимости их национальных, региональных особенностей; отстаивать единство и солидарность многонационального народа Российской Федерации, принимая личное участие в судьбе России.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОДНКНР
МОДУЛЬ 1. «Я - ЧЕЛОВЕК»
Отличительная особенность этого модуля состоит в том, что его изучение требует определенной способности учащихся к абстрактному мышлению и рефлексии. Основной задачей изучения модуля является ознакомление учащихся со взглядами на сущность и миссию человека, а также формирование представления о том, что в понимании всех этнокультур и религий (несмотря на их различия) человек является нравственным и духовным существом. Учащимся предстоит понять и осознать, что во всех культурах существует четкое понимание добра и зла, а ареной борьбы между ними выступает человеческая жизнь. Необходимо сформировать понимание того факта, что человечество, несмотря на сложность и противоречивый характер своих поисков, все же выработало ясные критерии определения добра и зла.
Воспитательная задача модуля – формирование личной потребности активно служить добру и противостоять злу. Кроме этого, изучение модуля направлено на формирование навыков здорового образа жизни, который выступает в данном случае в форме обобщения культурно-исторического опыта народа в русле той или иной религиозной и/или этнической традиции.
В результате изучения модуля учащийся научится:
- применять знания о биологическом и культурно-социальном началах в природе человека для объяснения его феномена;
- характеризовать специфику нравственных норм и объяснять необходимость их соблюдения;
- применять полученные знания о категориях нравственности для самоанализа и корректировки собственного поведения в обществе;
- приводить примеры основных видов деятельности человека, выделять их сущностные характеристики, объяснять роль мотивов в этой деятельности в целях самоанализа;
- оценивать на конкретных примерах роль основных видов деятельности в жизни человека и общества;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы человеческих потребностей, применяя эти знания для самоанализа;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей и вредных привычек, угрожающих здоровью;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам их разрешения;
- объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и описывать негативные последствия его наиболее опасных форм;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные, а также применять полученную информацию для определения собственной позиции; соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями.
Тема 1. Происхождение и сущность человека
Постановка проблемы: Что объединяет большинство этнокультурных версий происхождения человека и человечества? Представления о сущности, происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?».
Тема 2. Человек как творец и продукт культуры
Постановка проблемы: Что такое культура и в чем состоит ее сущность? Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира.
Тема 3. Человек и природа
Постановка проблемы: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в культуре разных российских народов; влияет ли на отношение к природе та или иная религиозная традиция? Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях народов России.
Тема 4. Человек как нравственное существо
Постановка проблемы: Что такое доброта, честность, совесть, долг, милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие нравственные ценности?
Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.).
Тема 5. Человек - созидатель
Постановка проблемы: Совместны ли «гений и злодейство»? Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека.
Тема 6. Человеческие потребности и их удовлетворение
Постановка проблемы: Самоограничение в удовлетворении потребностей – что это, хорошо или плохо? Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение.
Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.
МОДУЛЬ 2. «Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ ДРУЗЬЯ»
Изучение модуля может быть во многом построено на личном опыте учащихся, на примерах жизни их семей. Учащиеся могут писать сочинения, рассказывать о позитивном опыте своей семьи, изучать ее историю, сопоставлять эту историю с историей своего народа и страны в целом, создавать «генеалогические древа» и т.д. При этом учитель должен учитывать, что, к сожалению, не каждый учащийся живет в семье и тем более в полноценной и благополучной семье, опытом и историей которой можно гордиться. Поэтому любой публичный разговор и обмен информацией на эти темы возможен исключительно на добровольной основе: каждый учащийся имеет полное право на неприкосновенность в этих аспектах своей личной жизни.
Главная воспитательная задача изучения модуля – формирование отношения к семье как к одной из высших ценностей человеческой жизни. Содержание модуля учит школьника жить и эффективно общаться в «малой группе».
В результате изучения модуля учащийся научится:
- характеризовать и раскрывать на конкретных, близких к собственному жизненному опыту примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи, опираясь на собственный опыт семейной жизни;
- знать историю своей семьи и уметь его представить; оценивать вклад своих предков в общественную копилку историко-культурных достижений на фоне основных этапов истории страны;
- формировать личное положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно выбирать критерии безопасных условий жизни;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов и выражать собственное отношение к этим способам;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из источников различного типа;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно собственной роли в малой группе;
- понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими членами малой группы.
Тема 1.Что такое семья?
Постановка проблемы: Почему семья является важнейшей ценностью для всех традиционных культур?
Что такое семья и как она понимается в разных культурах и религиях. Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших.
Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.
Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье
Постановка проблемы: Что каждому члену семьи обеспечивают крепкие семейные связи между старшими и младшими поколениями?
Родительский долг и отношение родителей к детям. Отношение к родителям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье. Отец – глава семьи. Образ матери и отца в народных культурах. Что значит быть сыном или дочерью. Роли сестры и брата, дедушки и бабушки. Роль мужчины и женщины в этнокультурах народов России.
Тема 3.Семейные взаимоотношения
Постановка проблемы: Что может нарушать порядок взаимоотношений в семье? Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций.
Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей страны.
Тема 4. Семья в современном мире
Постановка проблемы: Могут ли традиционные семейные ценности помочь современной семье в ее жизни? Опасности и трудности, с которыми сталкивается семья в современном мире и в современной России.
Тема 5. Я и мои друзья
Постановка проблемы: Для чего мне нужны друзья? Межличностные взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОДНКНР»
Эффективным способом включения регионально-краеведческого материала в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является проектная деятельность. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявлять себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них инициативной социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности. Формы занятий по предметной области «ОДНКНР»:
- экскурсионные посещения культовых объектов, музеев, выставок, объектов культурного наследия, архитектурных ансамблей, природных заповедников, садов и парков; производственных учреждений, заводов, памятных мест, культурных и природных ландшафтов, связанных с историей формирования народов и иных этнических общностей, с событиями, жизнью выдающихся личностей региона;
- конференции по определенным темам, связанным со сферой духовной жизни, для которых школьники готовят доклады, выступления, выставки творческих работ, презентации;
- встречи со знаменитыми людьми, ветеранами, спортсменами, деятелями культуры и искусства региона, города, села по определенной тематике;
- виртуальные и реальные путешествия по родному краю, по музыкальным, литературным и историческим страницам истории региона, по героическим местам, связанным с памятью о предках, с творчеством поэтов и писателей, художников региона и др.;
- лекции и диспуты по историко-культурной, мировоззренческой тематике;
- фестивали, на которых обучающиеся творчески выражают свои знания и умения, исполняя народные танцы и песни, читая стихи региональных поэтов, устраивая выставки своих работ, фотографий, произведений своего изобразительно-прикладного творчества.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема модуля | Количество часов |
Модуль «Я – Человек» | 18 |
Тема 1. Происхождение и сущность человека | 3 |
Тема 2. Человек как творец и продукт культуры | 3 |
Тема 3. Человек и природа | 3 |
Тема 4. Человек как нравственное существо | 3 |
Тема 5. Человек - созидатель | 2 |
Тема 6. Человеческие потребности и их удовлетворение | 2 |
Защита проектов по тематике модуля | 2 |
Модуль «Я, моя семья и мои друзья» | 16 |
Тема 1. Что такое семья? | 3 |
Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье | 3 |
Тема 3. Семейные взаимоотношения | 3 |
Тема 4. Семья в современном мире | 3 |
Тема 5. Я и мои друзья | 2 |
Защита проектов по тематике модуля | 2 |
Итого | 34 часа |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Происхождение человека и сущность человека | |||
Величие многонациональной российской культуры | |||
Человек - творец и носитель культуры | |||
Бережное отношение к природе | |||
«Береги землю родимую, как мать любимую» | |||
Нравственные ценности российского народа | |||
Жизнь ратными подвигами полна | |||
В труде - красота человека | |||
«Плод добрых трудов славен» | |||
Человеческие потребности и их удовлетворение | |||
Защита проектов по тематике модуля | |||
Семья - хранитель духовных ценностей | |||
Семья – первый трудовой коллектив | |||
Любовь – главная семейная ценность | |||
Семья – мои родные люди | |||
Роль семьи в жизни человека | |||
Воспитание в семье | |||
Взаимоотношение и общение в семье | |||
Семья и семейные трудности | |||
Семья в современном мире | |||
Я и мои друзья | |||
Мой класс – мои друзья | |||
Защита проектов по тематике модуля | |||
7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ЭССЕ ДЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОДНКНР
1. Почему моральные нормы нигде не записаны?
2. Сложно ли быть добрым и справедливым?
3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения.
4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России).
5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны».
6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся).
7. Наши семейные традиции.
8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме).
9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
10. История моей семьи.
11. Что для меня значит добро?
12. Благотворительность в истории.
13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России.
14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни.
15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д).
16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор).
17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.)
18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор).
19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор).
20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности.
21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа.
22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники?
23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор).
24. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных культурах (на выбор).
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/543
3. Письмо Минобрнауки РФ «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «основы духовно-нравственной культуры народов России». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181244/
4. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 31.05.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2014 N 31472). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159873/
ЛИТЕРАТУРА
1. Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода / Р. К. Акчулпанова ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние гуманитар. наук. - Уфа : Гилем : Башк. энцикл., 2015. - 129 с.: ил. - Библиогр.: с. 110-121.
2. Бондаренко, Е. А. Критерии отбора учебного содержания как средства интеграции духовно-нравственного образования в предмет МХК / Е. А. Бондаренко // Отечественное образование / Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. естеств. наук, Отд-ние социокультур. и цивилизац. проблем, Изд. дом «Истоки». - М.: Истоки, 2009. - Т. 3: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С. 179-188.
3. Веденеева, Г И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография / Г. И. Веденеева. - Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2014. - 250, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 207-221.
4. Виницкая, Н. В. Духовно-нравственное воспитание: религиозно-этические ценности : учеб.-метод. пособие / Н. В. Виницкая, Е. П. Шабалина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина» . - Бийск : АГАО, 2015. - 89 с.
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России в системе начального и среднего общего образования : сб. ст. ежегод. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию пед. образования в Поволжье (12 апр. 2012 г., Казань-Зеленодольск) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т педагогики и психологии , Каф. педагогики и методики нач. образования ; [ред. А. М. Калимуллин]. - Казань : Отечество, 2012. - 164 с. - Библиогр. в конце ст.
7. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно - нравственная культура» / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.
8. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.
9. Любимов, Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания / Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124.
10. Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Вып. 28. - С. 3-14 .
11. Никандров, Н. Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания и участие Российской академии образования в их решении : (сообщ. на заседании Президиума РАО 24 февр. 2010 г.) / Н. Д. Никандров // известия российской академии образования : науч. журн. - 2010. - № 1(13). - C. 5-15. - Библиогр. в конце ст.
12. Нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях : Всерос. науч.-практ. конф. / Департамент образования г. Москвы, ГБОУ ВПО Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии образования, Общеинститут. каф. теории и истории педагогики ; ред. Г. М. Коджаспирова. - М. : Экон-информ, 2014. - 565 с. : табл. - Библиогр. в конце ст.
13. Образовательная область «Духовно-нравственная культура»: опыт, проблемы, перспективы : материалы науч.-практ. конф. 16-17 окт. 2014 г. / Департамент образования Администрации г. Омска, Деп. обществ. отношений и соц. политики Администрации г. Омска, Эксперт. Совет по делам национальностей и религии при Администрации г. Омска ; [под ред. Е. В. Спеховой, Р. М. Мартыновой]. - Омск : Технотрейд, 2014. - 167 с., [5] л. ил. : ил. - Указ.: с. 67.
14. Организация духовно-нравственного образования в средней школе : методическое пособие / [М. Б. Ганженко и др.] ; под ред. Т. Г. Жарковской ; Федер. гос. бюджет. науч. учреждение «Ин-т стратегии развития образования Рос. акад. Образования». - М. : Ин-т стратегии развития образования РАО : ГБОУ Школа № 315, 2015. - 202 с. : ил. - Библиогр. в конце частей.
15. Очирова, Н. П. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Очирова. - Астрахань, 2009. - 22 с. : ил. - Библиогр.: С. 21-22.
16. Панькин, А. Б. Методология духовно-нравственного воспитания / А. Б. Панькин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Калмыц. гос. ун-т». - Элиста : Изд-во Калмыц. ун-та, 2014. - 122 с. - Библиогр.: С. 120-122.
17. Поздникина, Н. Н. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Поздникина. - М., 2005. - 26 с. : ил. - Библиогр.: С. 25-26.
18. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современных условиях : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Армавир. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. К. Андриенко. - Армавир : АГПУ, 2009. - 131 с. : ил. - Библиогр. в конце ст. в примеч.
19. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 - 28.
20. Рябчикова, С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Б. Рябчикова . - Ярославль, 2009. - 22 с. : ил. - Библиогр.: С. 21 - 22.
21. Симкина, Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства : (с использованием краевед. материала) : [орг. внеклас. работы в об-ниях : из опыта работы учителя изобр. искусства сред. шк. № 5 г. Моршанска] / Т. А. Симкина // учительский журнал : образоват. журн. - 2010. - № 4. - C. 47-55
22. Тебенькова, Е. А.. Воспитание личности / Е. А. Тебенькова // Директор школы : науч.-метод. журн.. - 2015. - № 8(201). - С. 81-88 : табл. - Библиогр. в конце ст.
23. Ходырева, А. В. Процесс духовно-нравственного воспитания учащихся 5-11-х классов средствами проектной деятельности : (из опыта работы) / А. В. Ходырева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования : науч.-метод. журн. - 2010. - № 4. - C. 21-41.
24. Ценности и смыслы современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения акад. РАО З. И. Васильевой, 9 окт. 2014 г. / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена». - СПб. : Свое издательство, 2014. - 436 с.
25. Шаханина, Е. Ю. Школа и духовное воспитание детей / Е. Ю. Шаханина // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Вып. 28. - С. 152-160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 5 класс
Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России"...

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 6 класс
Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 6 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 классов (ФГОС)
Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 6 классов (ФГОС)
Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...
