СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ КАДЕТ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
статья (5 класс)

Завадская Нина Владимировна

Адаптация к жизнедеятельности в кадетском корпусе - это процесс и результат вхождения воспитанника в новый социум, освоение различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для успешного функционирования и самореализации в новых условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

АДАПТАЦИИ КАДЕТ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Подростки, поступающие на обучение в кадетский корпус, испытывают ещё большие трудности, обусловленные не только новыми условиям обучения, но и новыми условиями жизнедеятельности.

Система воспитания и образования воспитанников кадетского корпуса выстроена на основе военного уклада жизни. Попадая в новые специфические условия жизни, подросток испытывает трудности, связанные с процессом адаптации.

Адаптация к жизнедеятельности в кадетском корпусе - это процесс и результат вхождения воспитанника в новый социум, освоение различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для успешного функционирования и самореализации в новых условиях.

Выделяют следующие виды адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса:

Социально-бытовая адаптация предполагает приспособление к новым бытовым условиям (казарменный образ жизни; режим дня и т. п.), выработку навыков самообслуживания, привычки соблюдения нового распорядка дня.

Учебная адаптация - активное и творческое приспособление к новым условиям обучения, в процессе которого происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности подростка. Необходимость учебной адаптации кадетов-первокурсников обусловлена требованиями усложненной учебной программы кадетского корпуса, новыми формами учебной деятельности, включая самоподготовку.

Профессионально-служебная адаптация воспитанников заключается в освоении роли кадета, связанных с ней служебных обязанностей, в приспособлении к повышенным психофизиологическим нагрузкам.

Социально-психологическая адаптация воспитанников кадетского корпуса представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, построенного по типу воинского подразделения. В ходе этого процесса кадет включается в общественную деятельность, приобретает новых друзей и товарищей, постепенно у него формируется активная жизненная позиция.

Главным в адаптационной работе педагогического коллектива кадетского корпуса является создание таких социально-педагогических условий, которые способствуют наиболее быстрому вхождению первокурсника в новую социальную среду и успешному функционированию в ней.

В ходе различных исследований были обоснованы следующие социально-педагогические условия, способствующие успешной адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса.

  • проведение с абитуриентами кадетского корпуса профориентационно-разъяснительной работы, способствующей уяснению требований к личностным качествам кадета и объективной самооценке;
  • формирование у первокурсников военно-профессиональной мотивации, предполагающей стремление к успешному обучению в кадетском корпусе и продолжению военного образования;
  • обучение кадетов приемам рациональной организации самоподготовки и навыкам самостоятельной учебной работы;
  • организация шефства старших кадетов над младшими;
  • использование возможностей военно-полевых сборов для интенсивного освоения первокурсниками особенностей отношений в военном социуме и сплочения группы;
  • включение первокурсников в систему кадетского самоуправления;
  • оказание индивидуальной социально-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим особые трудности в адаптации.

Адаптация кадет – сложный процесс. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....