Современные технологии обучения на уроках математики
методическая разработка

Современные технологии обучения на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Современные технологии обучения на уроках математики»

Занина Альбина Вагисовна, учитель математики МБОУ «Нармонская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Нужно, чтобы дети, по возможности,

                                                                        учились самостоятельно, а учитель

                                                                      руководил этим самостоятельным  

                                                                         процессом и давал для него материал.

                                                  К.Д. Ушинский

     Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. Учителю необходимо идти в ногу со временем, внедряя в свою деятельность различные педагогические технологии.

       Педагогическая технология даёт ответ на вопросы, как, каким способом (методы, приёмы, средства) достичь поставленной педагогической цели, устанавливая порядок использования разнообразных моделей обучения.

       Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

      Необходимо осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Проектная технология
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Технология развития критического мышления
  • Технология интегрированного обучения
  • Групповые технологии.
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Кейс – технология

 

Здоровьесберегающие технологии

              «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии,  применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.

3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Примеры здоровьесберегающих технологий  на  уроках  математики.

1.Комфортная психологическая обстановка на уроке;

2.Чередование формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах,  группах, творческие задания – необходимый элемент на уроке;

3. Физкультминутки, упражнения для глаз

 

Информационно – коммуникационная технологии

Информационно – коммуникационная технологии – это Педагогическая технология на основе эффективной организации и управления процессом обучения, определяющая специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, в результате которого происходит передача и обмен информационными продуктами.

Основные направления использования  технологий на уроках:

  • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы,
    понятия);
  • тренажёр;
  • контроль за умениями, навыками учащихся;
  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • для объяснения нового материала и максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления пройденного материала;
  • для формирования умений и навыков;
  •  для повторения материала;
  •  для улучшения  диагностики, контроля и коррекции знаний учащихся;  
  •  для самоконтроля;
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Проектная технология

       Суть проектной технологии заключается в том, что дети, учитывая свои интересы, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую-то практическую исследовательскую задачу.

Е. С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов.

- по доминирующим в проекте методам:

  • исследовательский (такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, которая приближена или полностью совпадает с истинно научным исследованием. Для реализации применяются все методы современной науки). Например: лабораторный эксперимент, социальный опрос;
  • творческий (предусматривается максимально произвольный подход к оформлению результатов). Например: построение макетов фигур (тема «Многоугольники);
  • игровой;
  • информационный (сбор информации об объекте исследования с целью анализа, обобщение и представление широкому кругу слушателей. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательских и становиться их частью);
  • практически ориентированный (отличается четко определенным от самого начала результатом деятельности его участников);

-  по количеству участников:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;

-  по времени проведения:

  • краткосрочный (1-3 урока);
  • средней длительности (от одной недели до одного месяца);
  • долговременный (несколько месяцев, даже лет);

-  по характеру контактов:

  • внутренние или региональные;
  • международные;

- по предметно-смысловому признаку:

  • монопроекты (в пределах одного предмета);
  • межпредметные.

Технологии уровневой дифференциации

Главной целью уровневой дифференциации является – достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего государственный стандарт образования, и при этом создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету, для усвоения изучаемого материала на более высоких уровнях. В соответствии с технологией уровневой дифференциации по каждой теме выделен уровень обязательной подготовки, который задает нижнюю границу усвоения материала.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках:

  • дифференциация по объему учебного материала;
  • дифференциация по уровню трудности;
  • дифференциация учебных заданий по уровню творчества;
  • дифференциация работы по характеру помощи учащимся;
  • дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

 

Игровые технологии

Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое – через интересное. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»); 2. Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»); 3. Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема;
  • игры-загадки (Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать);
  • игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру).

Технология развития критического мышления

 Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Определяются следующие  признаки критического мышления:

  • Критическое мышление – мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
  • Критическое мышление – мышление социальное.

Технология интегрированного обучения

Интеграция представляет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие.

Различают три уровня интеграции:

  • внутрипредметная интеграция. Она подразумевает, что ясно уже из названия, связь преподаваемой темы с прежними, которые уже были преподаны раньше, то есть в этом виде интеграции предлагается синтез предыдущих фактов, понятий, принципов двух и более тем. Здесь можно сказать, что предмет, изучаемый на уроке, может стать логическим продолжением предыдущей темы. Учитель, раскрывая предмет изучения на уроке, проводит параллели с прежде изученными темами. Это даёт возможность для воспроизведения в сознании ученика прежнего урока и закрепляет его в сознании. Это означает что ученик не только усваивает новый урок и повторит предыдущий, а это поможет сделать уровень его знаний глубже;
  • межпредметная интеграция-это синтез фактов, понятий, принципов двух или более дисциплин. По сравнению с прежним, вышеописанным методом, этод метод даёт преподавателю более широкие возможности для воплощения в жизнь задумок, приготовленных на время урока. Условием для данного метода обучения являются одинаковые или близкие методы исследования. Такие уроки строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях;
  • транспредметный метод обучения подразумевает применение одинаковых фактов, методов при изучении различных дисциплин, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях типа школа. Нужно особо отметить то обстоятельство, что не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке можно назвать интегрированным уроком. Для этого нужно чтобы совпали несколько факторов, и один из них-наличие ведущей идеи, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Групповые технологии

        Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных.

        Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщения темы.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу изучение явлений с разных позиций;
  • побуждает учащихся сравнивать, обобщать. делать выводы;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи.

Кейс-технология

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп, обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Виды кейсов:

  • практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными;
  • обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
  • Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения на уроке иностранного языка

Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Умение работать с инфор...

Современные технологии обучения на уроках русского языка

Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?1. Игровые технологии.2. Дифференцированное обучение3. Технология модульного обучения4. Здоровьесберегающие технологии5. Информационно-комму...

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

«Использование современных технологий обучения на уроках технологии».

Новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения....

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....