Современные технологии обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Сорокина Наталья Викторовна

Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?

1. Игровые технологии.

2. Дифференцированное обучение

3. Технология модульного обучения

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии обучения

на уроках русского языка и литературы

        Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

        Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.

        Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», — говорил Буслаев.

Цель данной статьи – показать, как выбор образовательных технологий учителем решает цели современного урока.

 Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?

1. Игровые технологии.

2. Дифференцированное обучение

3. Технология модульного обучения

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Такая игровая форма организации урока, как путешествие, представляет собой множество препятствий, преодолев которые, обучающиеся раскрепощаются и получают знания.

    Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы ?

   Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение- «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование  «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.

    В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она – хлеб насущный .  Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал , что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом».  (О.Газман)

    Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

        Каждый учитель  знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?  Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции -ошибка исключена , в слабой – внимание! –можно допустить ошибку. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.  В своей работе я стала чаще использовать орфографически насыщенные  рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые задания .  Элементы занимательности   применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока ( опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и ,конечно же ,  игры : «кто больше», «слово рассыпалось»,  «подберите пару», «аукцион»,  «слоговое лото», «слова-невидимки» и т.д. .

       Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

      На мой взгляд, повысить грамотность учащихся  можно, используя  этимологический анализ слова.

     Этимологический анализ оказывает на школьников сильное  эмоциональное воздействие, т.е. создает условие для осмысленного запоминания слова, помогая  сосредоточить внимание учащихся  на том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, поражает школьников ясностью своего значения  и правописания (противник - против,  ухищрения - хитрый, унижаться – низко), другое удивляет необычной историей ( копейка от копье), третье – неожиданными родственными связями ( акварель – акваланг –аквариум), четвертое – своими образными свойствами ( астра в переводе с греческого означает «звезда»).

      Работу по формированию интереса школьников к русскому языку с помощью этимологического анализа слова провожу в три этапа.

  1. Возбуждение интереса к слову.
  2.  Развитие познавательных возможностей учащихся.
  3. Развитие у учащихся  познавательной самостоятельности и вовлечение их во внеклассную работу.

   Не все учащиеся  одинаково способны к исследовательской деятельности. Поэтому использую дифференцированные классные и домашние задания.

     Умения, полученные учащимися  в результате поэтапного применения этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.

     Следующей творческой работой  учащихся является школьное сочинение.

      Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

        Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

     Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. Здесь особенно важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера , что следует подчеркнуть  в анализе специально.

      В своей практике использую также  сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.

     В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки,   юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи. 

     В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма.

Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы . на литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

            Каким образом заинтересовать ребят промежуточным контролем знаний?

Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре «Путешествие в Музей Морфологии», радует и восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым, как мне кажется, внушаю детям мысль: «интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы».  Использую разные виды диктантов: графический, цифровой, зашифрованный,  на уроках литературы применяю ассоциативные кроссворды.

Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Увеличиваю объём работы учащихся не за счёт количество записанных слов, словосочетаний или предложений, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Например, при изучении темы «Обособленные определения» учащимся предлагается списать упражнение и расставить знаки препинания. Дополнительные задания сильным учащимся: указать, чем выражено определяемое слово и обособленное определение; начертить графическую схему; с помощью схемы показать, как можно превратить обособленное определение в необособленное.

Есть и другие  формы и приёмы работы, которые двигают дифференцированное обучение вперёд.

  1. Детям предлагайте вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся  с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.
  2. Учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Задача более сильных учеников состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания.
  3. Самостоятельный подбор сильными учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
  4. Предлагается ситуативная задача. Для слабых учеников:

Представьте, что  вы готовитесь  к докладу, у вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать,  хаос, отчасти, квартал. Поставьте ударение в словах, используя словарь.

Для сильных учеников:

Представьте, что вы корректор журнала «Костёр». Вам нужно подготовить для набора научную статью  «Какую роль играют в тексте фразеологизмы». Проверьте текст, исправьте орфографические и фактические ошибки. Используйте для проверки словарь.

Творческие задания формируют не только навыки связной речи, но и развивают творческие способности. Слабо подготовленные дети создают текст на основе иллюстративного материала. Сильным учащимся предлагается текст:

Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут берёзы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костёр. Начался лесной пожар.

Опишите ваши чувства и ваши действия, используя вводные слова.

На уроках развития речи сильным ученикам можно дать задание, ориентирующее на самостоятельное высказывание. Вот несколько примеров таких тем:

Есть вещи, которые лучше бы не делать (Эйнштейн)

В жизни нельзя прожить  без…   ( концовку учащиеся формулируют сами).

Реализация дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала. Это трудоёмкая работа.

Технологию модульного обучения  я начала применять в старших классах, где учащиеся приучены к самостоятельной работе, а сейчас и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала.

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

 Модульный урок отличается от обычного тем, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

Здоровьесберегающие технологии – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам,  обучающийся  чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня. В канву урока непременно ввожу тексты, пропагандирующие спорт. Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считаю момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Допустим, вот таким образом: я сегодня вами довольна…  И всё это – здоровьесберегающие технологии.

Поднимая вопрос  перегрузок наших детей на уроках, остановлюсь на информационно-коммуникационной технологии. Она экономит время на уроке, позволяет сделать его интересным. Просмотр презентаций представляет личность писателя. Просмотр видеофильмов будит интерес к изучаемому произведению. Люблю слушать актёрское чтение стихов и прозы, к чему привлекаю и своих воспитанников, что способствует стремлению детей правильно читать стихи. Контрольные работы по проверке знаний кажутся детям не такими  сложными. За счёт новизны снижается утомляемость. Трёхуровневые (выбор уровня работы остаётся за учеником) тесты, выполненные на компьютере, позволяют быстро оценить работу ученика.

Таким образом, поиск новых форм и методов обучения является обновлением содержания образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

Автор рассказывает из опыта работы о современных образовательных технологиях на уроках русского языка и литературы....

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"...

Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.

Современные технологии обученияна уроках русского языка и литературы        Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества являет...

Современные технологии обучения в преподавании русского языка

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения...

Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".

Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы"....