Современные технологии обучения в преподавании русского языка
методическая разработка по русскому языку

Рупышева Наталья Николаевна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии обучения

в преподавании русского языка

Для более эффективного преподавания русского языка, для оптимального усвоения материала предоставлены современные технологии обучения.

Интерактивными технологиями являются  такие, которые  дают возможность  ученику выступать  постоянно  в  субъектно-объектных  отношениях, периодически становясь ее автономным  активным  элементом.

Параметры:

Философская основа:  гуманистическая

Методологическая:  коммуникативная

Виды управления:  сопровождение

Тип  управления  процессом: взаимообучение

Преобладающие методы: диалогические

Организационные формы:  любые

Подход  к  ребенку: демократический

Целевые ориентации: активизация  индивидуальных умственных процессов ученика,  возбуждение внутреннего   диалога   у  учащегося,  обеспечение  понимания  информации, достижение  двусторонней  связи  при обмене  информацией  между  учениками.

Костяком интерактивных подходов являются  упражнения, которые направлены  не столько  на закрепление  материала,  сколько  на изучение  нового,  умение решать  проблему. Выделяются  следующие: творческие,  работа  в  малых  группах,  ролевые  игры,  приглашение  гостя,  экскурсии,  проекты, соревнования,  фильмы  и  пр.  Это способствует  развитию  инициативы,  независимости,  способности  к  сотрудничеству.

Основу  любого интерактивного  метода  составляет  творческое  задание. Неизвестность  ответа,  возможность  найти свое решение, основанное  на персональном  опыте, опыте  друга, позволяют  создать  фундамент  для общения  всех участников  процесса.

Мозговой штурм - учащимся  ставится конкретная  учебная  проблема,  которую за короткое время  следует решить,  предложив несколько вариантов.  Допустимы любые  ответы, каждая  идея  рассматривается,  анализируется,  выбирается  наиболее удачная.

Ролевые игры- деловая игра , обыгрываются  различные  ситуации,  возможность  «примерить»  на  себя ту  или  иную  роль .

Дебаты - каждый высказывается  по  поводу решаемого  вопроса.

Броуновское  движение - учащиеся  свободно  передвигаются  по  кабинету  с  целью  поиска  и  сбора  информации  по  заданной  теме  и  др.

Таким  образом,  интерактивные  технологии  в  образовательном   процессе направлены  на  решение  одновременно  нескольких  пед.задач,  главной  из  которых  является  развитие  коммуникативных  умений  и  навыков.

Проблемное обучение способствует развитию мыслительных способностей и творческой активности, сотрудничеству педагога и ученика, творческому овладению знаниями, умениями и навыками. Проблемная ситуация подразумевает под собой: ученик самостоятельно ищет пути решения  поставленной задачи. Основными условиями использования проблемной ситуации являются: новая тема-открытие новых знаний – умение учащихся использовать ранее, умение усвоенные знания  переносить  в новую ситуацию , умение определить область незнания  в новой задаче, активная поисковая деятельность. Ценность создания проблемной ситуации в том,  в  том, что  дети получают  возможность сравнивать, наблюдать, делать  выводы

Технология « Обучение в сотрудничестве» - основная идея –создать условия  для активной совместной учебной деятельности учащихся в  различных учебных ситуациях. Учиться  вместе, а  не что-то  выполнять вместе - вот что  составляет суть данного  подхода.

Принципы технологии:

Группы формируются до урока  с учетом психологической совместимости,сильный и слабый ученик, девочки  и  мальчики;

Группе дается  задание, распределяются роли;

Оценивается работа  всей  группы;

Учитель  выбирает ученика, который будет отчитываться;

Учебная пара используется  при закреплении темы: пересказ  друг другу одной части материала,  взаимопроверка,  работа  в  режиме  интервью.

Работа  в  парах:

Выписать  и  перевести предложения  с  определенной  грамматической  структурой;

Соединить  пары слов;

Выписать и перевести  с определенными словами и т.д.

Групповая  форма  работы  используется  при  обучении  чтению:

включение  в сильную группу слабого ученика  дает возможность ему вовремя получить помощь.

Итак, использование технологии «Обучение в сотрудничестве»  при обучении  русскому языку положительно  сказывается  на  развитии детей. При  такой  форме  организации  учебного процесса  повышается  мотивация  обучения,  формируются  коллективистские  отношения,  развивается  самостоятельность.

Проектная деятельность - целенаправленная  деятельность  по  определенному  плану  для  решения  поисковых задач  по  любому  направлению  содержания  образования. Цель данной технологии - развитие свободной творческой личности  ребенка. Стержнем технологии является самостоятельная деятельность детей - исследовательская,  познавательная, продуктивная, в процессе  которой ребенок  познает  окружающий мир, воплощает  новые знания  в  реальные продукты.   В  основе  метода  проектов  лежит развитие познавательных навыков  умение  самостоятельно конструировать свои  знания,  развитие  критического мышления.  Этот метод  всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся-индивидуальную,  парную, групповую,  Результаты деятельности должны быть осязаемы,  т.е. если это теоретическая проблема,  по  конкретное ее  решение;  если  практическая- конкретный  результат.

Технология  разноуровневого  обучения   предполагает  создание условий  для включения  каждого ученика  в  деятельность,  соответствующую его  зоне  ближайшего  развития.  Ребенок отличается от другого  своими интересами, склонностями,  потребностями, темпераментом,   мышлением,  памятью - все  это  учитывает  данная  технология,  для  чего  использует  уровневую дифференциацию,  которая  имеет три  варианта:

- на  основе  предварительной  диагностики   уровня  овладения  общеучебными  навыками  для распределения  по программам  разного  уровня.

Внутриклассная дифференциация, деление класса на группы.

Дифференциация за счет профильного обучения. Данное обучение предусматривает:

-Добровольный выбор уровня усвоения материала

-Организация самостоятельной работы

-Парные, коллективные, групповые работы

-Текущий контроль за усвоением материала

-Вводный и итоговый контроль

-Опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам.

Игровая технология в педагогике – это один из важных аспектов интерактивного обучения ребенка. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно- полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на развитии и формировании ребенка, позволяя охватить  большой объем информации. Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога- выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной поставленной целью, т.е.он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры.

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы по ФГОС

В своей работе использую разные эффективные методы обучения:

- исследовательский метод – совокупность приёмов, обеспечивающих привлечение самих обучающихся к наблюдениям, к накоплению фактов. Обучающиеся сами делают выводы;

- лекционный метод – один из методов сообщения нового материала;

- объяснительно-иллюстративный метод – осознанное усвоение знаний, когда обучающимся сообщается готовая информация разными средствами, показом примеров (устно, по книге, по картинке, таблице, компьютеру);

- проблемный метод – система, в которой создаются проблемные ситуации. Перед обучением ставятся проблемные вопросы. У обучающихся формируются творческие способности;

- частично - поисковый метод – метод, подготавливающий обучающихся к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития обучающихся;

- метод беседы, диспутов. Этот метод применим на каждом уроке;

- практический метод (различные задания: упражнения, мини-сочинение и др);

- чтение учебника (таблиц, схем, кино-диафильма, презентаций).

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе.

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. На мой взгляд, нетрадиционные уроки отличаются: в них виден прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.

Существует несколько типов нетрадиционных уроков:
Урок –«погружение»
Урок -деловая игра
Урок-пресс-конференция
Урок-соревнование
Театрализованный урок
Урок с групповыми формами работы
Урок - взаимообучение учеников
Компьютерные игры
Урок-творчество
Урок-консультация
Урок-аукцион
Урок, который ведут школьники
Урок-зачёт
Урок- творческий отчет
Урок-формула
Урок-конкурс
Урок-фантазия
Урок-игра
Урок-"суд"
Урок поиска правды
Урок-концерт
Урок-диалог
Урок - "следствие ведут знатоки"
Урок-ролевая игра
Урок-конференция
Урок-семинар
Интегральный урок (бинарный)

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работ.

     К средствам обучения русскому языку относятся учебники, учебные материалы, словари, справочники, средства зрительной, слуховой наглядности, компьютерная техника. В своей работе использую современные средства как традиционные (на печатной основе), так и цифровые технологии (интерактивная доска, мультимедиа, информационные технологии). Опыт показывает: невозможно интересно, результативно провести урок без применения интерактивных средств. Необходимость и эффективность применения информационных технологий на уроках русского языка и литературы обосновывается не только целью повышения уровня мотивации ученья, совершенствованием навыков грамотного письма, но и психологической подготовкой подростка к полноценному существованию в современном «информационном» обществе.

     В кабинете собраны тематические тестовые задания, карточки-задания для самостоятельной работы учащихся, например:

-Н.Ф.Ромашина. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля.

- Г.Н.Потапова «Зачётные работы» - учебное пособие

-И.М. Лайфман  Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5-9класс.

-А.И.Семёнов. Русская литература в вопросах и заданиях.

-Н.А.Сенина, Н.Г. Нарушевич. Тесты для промежуточной аттестации (5-8классы)

-И.К Геркель Занимательные материалы по русскому языку. (5-6 классы)

 -Тематические тренировочные задания. 9 класс. М. Просвещение.

     Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе

- Региональная программа повышения орфографической грамотности веб-грамотей «ОРФО-9».

- электронные учебники 5-9 класс;

- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

- репетитор по русскому языку «Кирилла и Мефодия»;

- интерактивное мультимедийное пособие по русскому языку ФГОС;

- обучающая программа «Фраза»;

- Интернет-ресурс, сайты «Инфоурок», «Незнайка», «Решу ВПР»,  «Педсовет», «Портал педагога»;

-Медиатексты в электронном формате;

-Компьютерные тесты для контроля уровня усвоения знаний;

- Интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру;

-  Интерактивная тетрадь «Skysmart».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения на уроках русского языка

Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?1. Игровые технологии.2. Дифференцированное обучение3. Технология модульного обучения4. Здоровьесберегающие технологии5. Информационно-комму...

Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"...

Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.

Современные технологии обученияна уроках русского языка и литературы        Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества являет...

Технология коммуникативно - ориетированного обучения в преподавании русского языка.

Аннотация: В статье ставится задача – раскрыть суть коммуникативно- ориентированной технологии и методические приемы применения её в процессе преподавания русского языка. Особое внимание уделяет...

Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".

Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы"....

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но  эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и ...