Технология коммуникативно - ориетированного обучения в преподавании русского языка.
статья по русскому языку

Аннотация: В статье ставится задача – раскрыть суть коммуникативно- ориентированной технологии и методические приемы применения её в процессе преподавания русского языка. Особое внимание уделяется развитию связной речи, которая является важнейшим показателем эффективной коммуникации между людьми.

К исследованию данной проблемыя подошла на базе накопленного практического опыта по теме ”Развитие речетворческих навыков учащихся” и имеющихся результатов в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Каюмова Алия Магзумовна,

 Учитель русского языка и литературы,

МБОУ “Гимназия №27”

 г.  Казань,.

Технология коммуникативно - ориетированного обучения в преподавании русского языка.

Аннотация: В статье ставится задача – раскрыть суть коммуникативно- ориентированной технологии и методические приемы применения её в процессе преподавания русского языка. Особое внимание уделяется развитию связной речи, которая является важнейшим показателем эффективной коммуникации между людьми.

К исследованию данной проблемыя подошла на базе накопленного практического опыта по теме ”Развитие речетворческих навыков учащихся” и имеющихся результатов в обучении.

Ключевые слова: языковая личность, коммуникация, коммуникативные умения, связная речь.

       Формирование коммуникативных умений в процессе познавательной деятельности имеет глобальное значение, поскольку человеческая жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом и ее качество, результат определяется культурой отношений. Как известно, человек, обладающий в достаточной степени коммуникативными умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, делового и профессионального общения «Словом можно убить – и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность, и одухотворенность», - писал великий педагог В.Л. Сухомлинский.

       Языковая коммуникация – это общение, а общение – разнообразность человеческой деятельности.

       Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

        В методике преподавания  русского языка и литературы  речевое развитие понимается как «движение вперед в обладании связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения».

       Такая речь необходима для полноценной коммуникативной деятельности и по уровню владения ею можно судить о лингвистической, речевой, предметной и коммуникативной компетенции учащихся и людей вообще. Связная речь – важнейший показатель эффективной коммуникации между людьми, поскольку она усиливает степень понимания и осмысления речи.

Необходимость специальной, целенаправленной работы по формированию связной речи учащихся объясняется наличием недостатков в их устных и письменных высказываниях, что серьезно затрудняет их коммуникацию в учебном процессе. Среди них следующие:

- расширение или сужение темы высказывания, «уход» от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы;

- отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение ее в полной мере раскрыть;

- неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его, нарушение последовательности в изложении мысли, повторы;

- отсутствие связи между частями высказывания, несоразмерность отдельных его частей;

- несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, условиям общения;

      Особое место в методике развития связной речи занимают вопросы коммуникативно-ориентированного обучения. Эти вопросы связаны с вопросами развития инициативной, диалогической речи, с вопросами развития навыков общения. Развитие речи связано с проблемой технологии обучения: развивая диалогическую и монологическую речь, мы стремимся организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся смогли проявить коммуникативную активность, максимально приближенную к подлинному общению.

       В технологии коммуникативно-ориентированного обучения деятельность учения и деятельность общения должна быть максимально сближены; на уроке должен быть общий предмет и продукт деятельности; между учащимися должны быть распределены функциональные места, определяющие «позицию» и «отношение» каждого к предмету деятельности и к партнерам; между участниками должна существовать совокупность активных взаимодействий, в которой учитель должен быть организатором межличностного общения.

Успех обучения зависит от того, насколько мотивированы учебные задачи и насколько полно представлены речевые единицы для решения этих задач.

Самая трудная задача – реализовать в преподавании русского языка и других общеобразовательных дисциплин органичные связи между речью как способом общения и языком как средством общения. Мы привыкли к тому, что компоненты содержания многопредметной школьной дисциплины «Родной язык» (лингвистика, правописание, развитие связной речи) в сложившейся практике преподавания, при естественных и неизбежных связях, существуют как относительно самостоятельные предметы. Коммуникативный подход предопределяет путь от речевой деятельности к языковому материалу, обеспечивающему решение коммуникативных, познавательных, воспитательных задач. [1,с.28]

        В настоящее время раздел «Связная речь» предусматривает обучение различным видам речевой деятельности. Разработка вопросов развития связной речи опирается на достижения лингвистической науки в области синтаксиса текста, культуры речи, стилистики, современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения), психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики, теории коммуникации  и так далее, и главное – на собственные данные об уровне развития связной речи школьников (ее отдельных сторон), о динамике формирования некоторых коммуникативных умений при определенной методике обучения, о сравнительной эффективности некоторых приемов работы и средств обучения. Данные смежных наук, в частности лингвистики и психологии, позволяют обосновать, уточнить содержание и методы работы по развитию связной речи и имеют большое значение для интерпретации процесса формирования коммуникативных умений у школьников.[1,с.30] Школа не готовит профессионалов – журналистов, писателей, ораторов и так далее, но каждый выпускник должен уметь воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступить с предложениями, советами и критикой на собрании, написать в газету и так далее. Следовательно, при определении задач работы по развитию связной речи необходимо учитывать требования жизни, «социальный заказ».

        С какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу? Для определения уровня развития связной речи школьников используются такие показатели, как объем высказывания (он характеризуется, как правило, путем подсчета лексем и предложений). Письменной речью, как и чтением, дети, как правило, овладевают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основ грамматики родного языка. В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог – монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Ученики овладевают умением вести беседы (диалог) по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с обучением в школе. Специальное, хотя и недостаточное, внимание уделяется обучению монологической речи и в значительно меньшей степени – культуре бытового общения, словесной вежливости в процессе устной диалогической речи.

       Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках родного языка ученики получают специальные знания о речи. «Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и другие, - собственно речеведческая часть курса русского языка.

        На основе введенных знаний формируются в определенной системе определенные коммуникативные умения. Среди них есть «Сквозные»; «Общие» умения, необходимые при создании любого (или почти любого) речевого произведения.

         К умениям текстообразования связной речи относятся:

- умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;

- умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);

- умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;

- умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи);

- умение строить межфразовую связь;

- умение строить сложные синтаксические целые и абзацы.

         В технологии коммуникативно- ориентированного обучения работают в единстве две «методики»: методика (сценарий) для учителя и методика (сценарий) для ученика – два субъекта совместной деятельности. Технология строится на таких психолого-педагогических принципах, как:

  • сочетание сознаваемого и несознаваемого в освоении учебно-воспитательного пространства и процедур его реализации в повседневной деятельности («это интересно!»);
  • последовательное формирование коммуникативного ядра через систему стимулов,  побуждающих к речевой реализации индивидуально-личностного представления о том, что обсуждается на занятии («мое мнение!»);
  • поддержание высокого уровня трудности в операциях алгоритмического синтезирования учебного материала («это понятно!»);
  • создание педагогической коммуникации равенства, при которой обучающий и обучающиеся имеют равные функции диалогового взаимодействия, позволяющие переводить обучающихся с позиции объекта на позицию активного субъекта самообучения («я сделал сам!»);[2,с 87]
  • формирование природосообразной системы самообучения, при которой каждый движется к своему (часто вымышленному) образу (идеалу) ученика («я тоже могу, я тоже способный!»). В результате интенсивного воздействия на речь учащихся, качество существенно улучшается. При этом необходимо учитывать следующие требования к организации учебного процесса:

-  Наличие обратной связи. Обучаемые получают информацию о том, в какой степени их поведение, уровень овладения коммуникационными умениями приблизился к поставленным целям. Эту обратную связь они получают от учителя, других обучаемых, путем экспертных оценок их действий.

- Уровень активности учащихся повышается за счет интересного содержания учебного материала, творческого характера учебно-познавательной деятельности, элементов состязательности, игрового проведения  занятия, эмоционального воздействия.

        На  уроке русского языка с целью формирования коммуникативных умений мной используются различные типы заданий: задания на анализ материала, поиск языковых фактов и в результате – ответ на проблемный вопрос; закрепительные задания с выходом на новую информацию, на дискуссию, на закономерность, на классификацию.

         Побуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов к тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Например, на одном из первых уроков в 7 классе учитель записывает предложение из упражнения учебника, объяснив цель деятельности, предлагает разнообразные вопросы и задания, а учащиеся их выполняют устно и (выборочно) письменно:

          - Какая это языковая единица? (Предложение.)

            - Докажите, что это предложение.

         - Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть орфограммы, и объясните их правописание.

         - Назовите известные вам части речи в этом предложении и придумайте предложение с таким же строением.

          В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и научатся задавать вопросы по тексту. В качестве примера организации общения с учащимися на уроке приведу фрагмент урока русского языка по теме «Определение как второстепенный член предложения», проведенного мной в восьмом классе. Перед учащимися была поставлена конкретная задача: сформировать умения: различать согласованные и несогласованные определения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления;  правописание сложных прилагательных (через дефис), не с полными причастиями, причастный оборот;

         Перед этим была проведена соответствующая подготовка по актуализации базовых знаний: проведем с вами небольшую орфографическую работу, чтобы выяснить, насколько вы готовы к сегодняшнему уроку.  Перепишите примеры, раскрывая скобки, и объясните правописание не с полными причастиями; орфограмму-дефис в сложных прилагательных; причастный оборот. (Не)высохшие капли росы; ничем (не)прикрытая голова; (не)вспаханное поле; на (ярко) красном фоне; о(не)распустившемся цветке; цветок еще(не) распустившийся; (огненно)рыжий кот; маслята(облепленные хвоей).

Учитель. Сверьте ответы по следующей таблице.

Пишется слитно

Невысохшие капли росы, невспаханное поле, о нераспустившемся цветке

Пишется раздельно

Ничем не прикрытая голова, цветок ещё не распустившийся

Пишется через дефис

На ярко-красном фоне, огненно-рыжий кот

Запятая ставится

Маслята, облепленные хвоей

Далее диалог с учениками проходил следующим образом.

Учитель. С  какими трудностями вы встретились при выполнении этого задания?

 Ученица. Я затруднялась в слитном и раздельном написании не с полными причастиями.

 Учитель. Давайте вспомним, когда не с полными причастиями пишется слитно, когда – раздельно?

Ученица.  Не с полными причастиями пишется слитно, если нет пояснительных слов, если причастие без не не употребляется;  не с полными причастиями пишется раздельно, если причастие имеет при себе зависимые слова, когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, ничуть не, вовсе не.

Учитель. Хорошо, спасибо. А сейчас объединимся в группы и выполним следующие задания. Первая группа повторяет знаки препинания при причастном обороте. В каких предложениях верно поставлены знаки препинания?

1. Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром.

2. Чьи-то голоса слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине.

3. Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

4. Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты лежавшие уже наготове.

Ученик. Я считаю, что в 1 и в 3 предложениях.

Учитель. Почему вы так думаете? Объясните.

Ученик. Запятая ставится в 1 и 3 предложениях, потому что причастный оборот стоит после определяемого слова.

Учитель. Вторая группа повторяет не с полными причастиями.  В каких предложениях не со словом пишется раздельно?

1. Виднелись еще (не) убранные поля.

2. Они шли по (не) освещенной дороге.

3. Ни с кем (не) простившийся товарищ.

4. (Не) прочитанная книга лежала на столе.

Ученики. Я думаю, что в этом задании верный ответ 1 и 3 . 

Учитель. Почему? Объясните.

Ученик. Не пишется раздельно с полными причастиями  при наличии зависимых слов.

Учитель. Третья группа работает над правописанием дефисных написании сложных прилагательных. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. Самолето( строение), (грам)запись,  (в)доволь.

2. (Кое) куда, (инженерно) строительный, (электро) провод.

3. (Гос) комитет, по (волчьи), (анти) народный.

4. (Темным) темно, (иссиня) черный, (северо) западный.

Ученики. В 4 ряду все слова пишутся через дефис, потому что они обозначают оттенки цветов и слово (северо-западный ) образовано от сложных существительных.

Учитель: А теперь обсудим нашу тему. Перед вами план нашего урока. Итак, первый вопрос: «Что такое определение?»

Ученики:

        1.Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Например: « Скорый дождь льется сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом».

Учитель. А как толкуется это слово в словаре Ожегова?

Ученики. По сравнению с первым - определение у Ожегова в  грамматике: второстепенный член предложения, обозначающий качество, свойство или другой признак предмета.

Учитель. Какие виды определений вы знаете?

Ученики.  Согласованные и  несогласованные. Согласованные определения согласуются с  именами  существительными в роде , числе и падеже. Например:   «Желтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались». Определение, связанное с поясняемым словом по способу примыкания и управления, называется несогласованным.  Например: «Темнело быстро, и шел дождь по- осеннему».

Учитель: Ребята, а сейчас расскажите  о способах  выражения определений. Свои ответы подтвердите примерами из доски.

  1. Ученики 1. Согласованные определения могут быть выражены прилагательными; например: « Уже безмолвие  лесное налетом ветра смущено»,
  2. Ученик 2.Причастиями; например: « Не тронутая  даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах».
  3. Ученик 3.Причастным оборотом; например: « В мещерском крае можно увидеть болота, покрытые ольхой и осиной», порядковым числительным; например: « Первый снег к лицу земле»;

Ученик 4.  Несогласованные определения выражаются существительными в косвенных падежах, именами прилагательными в сравнительной степени. Например: «Небо за высотой все время меняло окраску, наливалось плотной багровостью. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших в мире».

В результате работы по данной проблеме( изучения, анализа имеющихся научных работ, обобщения собственного практического опыта) сложилась следующая схема технологии коммуникативно – ориентированного обучения русскому языку.

Цель

Формирование языковой личности ученика

Содержание

Определение исходного уровня коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся; целенаправленная работа по формированию коммуникативных умений; обучение умению пользоваться языковыми средствами; обучение учащихся созданию текста как главной единицы речи; введение понятия единства стиля речи;

Принципы

Принцип уровневого подхода;

Принцип личностно-ориентированного обучения;

Принцип речемыслительной активности

Методы

Традиционные методы; методы проблемно-творческого характера; методы интенсивного обучения; исследовательские методы;

Форма работы

Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, массовая. Нетрадиционные формы урока.

Средства реализации

Индивидуально-исследовательская работа учащихся; сочетание репродуктивной, репродуктивно-творческой и творческой видов деятельности в ходе выполнения системы речетворческих упражнений.

Уровень сформированности

Низкий – средний – высокий

         Для успешного формирования коммуникативных умений необходимы согласованные и целенаправленные усилия всех преподавателей, то есть нужна общая программа работы по развитию связной речи учащихся на межпредметном уровне.

        В результате последовательной работы качество связной  речи учащихся существенно улучшается как по произносительным нормам, так и по межфразовой связи, смысловой структуре, синтаксической сложности, информативной насыщенности, что способствует повышению уровня коммуникативных умений и навыков.

Список литературы

1. Габдулхаков В.Ф. Содержание и система углубленного изучения русского языка. // Метод. пособие. – Казань, в надзаг.: Татарский ИУУ, 1991. – 35с.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.:

      Наука, 1981. – 139с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

«Инновационные технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка».

В материале представлена статья выступления по теме "Инновационные технологии  личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка....

Роль проблемного обучения в преподавании русского языка

Материал для  выступления на методическом объединении, педсовете....

Нестандартные задания как средство повышения мотивации к обучению в преподавании русского языка

Нестандартные задания  как средство повышения мотивации к обучению в преподавании  русского языка...

Современные технологии обучения в преподавании русского языка

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения...

Статья "Совершенствование активных методов обучения в преподавании русского языка и литературы"

    Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является важным условием повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся, актуально для всех ступен...

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но  эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и ...