Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.
статья по русскому языку по теме

Яблонская Лиана Сергеевна

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включение в неё такого содержания и таких форм,которые позволят учащимся осваивать способы и приёмы осуществления разных типов деятельности,в том числе учебной,развить в себе способности коммуникации и мышления.В этом плане роль задачи как специфической учебной формы сложно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayavka_niisro.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Использование задачной формы обучения в преподавании русского  языка и

                                       литературы.

                                                         Знание только тогда знание, когда оно

                                                   приобретено  усилиями своей мысли, а не

                                                   одной памятью.

                                                                                                               Л.Н.Толстой.

     В моей педагогической практике наступил такой момент,  когда   захотелось изменить, разнообразить свою деятельность. Хотелось, чтобы дети не просто заучивали учебный материал, а понимали его и могли применить в жизни. Хотелось, чтобы учащиеся сами участвовали в уроках и имели личное отношение к процессу обучения. Я активно искала пути  воплощения своих желаний в жизнь. При этом мысль о том, что необходимо  выполнять учебную программу, не покидала меня.      

      Задачная форма организации учебного процесса помогла мне осуществить мечту, она позволила изменить   ситуацию учения-обучения.

     Одна из важных задач, стоящих перед педагогом, заключается в том, чтобы учить школьников мыслить. А человек будет мыслить и ставить для себя задачи тогда,  когда в привычном для него образе действия произойдёт разрыв, невозможно будет действовать по стереотипу. Вот тогда и возникнет необходимость в изобретении, построении и освоении нового способа.

      Использование в учебной практике задачной формы способствует развитию интеллектуальной сферы сознания и, прежде всего, развитию логического мышления.

   Правильно и систематически осуществляемое обучение в виде разрешения разнообразных  учебных задач расширяет возможности обучения. Педагог организует самостоятельный поиск знаний-средств, разрешающих затруднение. Учитель продумывает ситуацию обучения, реализует её  и продумывает рефлексию. Ни учитель, ни ученик не могут действовать по шаблону. На каждом уроке происходит развитие личности ученика и личности  учителя. Обучающиеся приобретают способности, а учитель меняет привычные способы работы.

     Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда ученик активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает знания. Возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий. При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная.

    Задачная форма обучения - это методический приём, позволяющий формировать у учащихся способности ставить и решать учебные задачи.  

     При обучении в задачной форме   урок строится так, что в нём  участвует не только учитель, но и ученик. Задачная форма обучения – это технология, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ребёнка в процессы мышления.

      Ученик должен быть поставлен в условия поиска, заблуждений, радостных открытий и огорчений от временных неудач. Ведь мышление начинается там, где есть неизвестное, где встречаются затруднения, непонимание, ошибка. Учитель так продумывает урок, что поставленные цели подразделяются на ряд учебных задач, решаемых учащимися совместно или самостоятельно.

    При работе в этой технологии мои учащиеся оказываются в ситуации, когда необходимо самостоятельно искать пути решения задачи, для которого они не имеют готового, заранее рассказанного мною способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, способны прийти к правильным выводам.

    Уроки, на которых я применяю задачную форму обучения, требуют тщательной подготовки и занимают больше времени, чем традиционные. На этапе замысла необходимо всё продумать. Несомненно, легче проводить занятие, когда знаешь или предполагаешь, как будет развиваться деятельность учеников. Можно предположить версии, которые прозвучат. На уроках с применением ЗФО приходится полагаться больше на импровизацию. Замысел сценария и урок могут кардинально отличаться. Вместе с детьми проживается ситуация «учения-обучения». На каждом этапе урока создаются условия, при которых учащимся приходится искать ответы на свои вопросы, а средств не хватает, возникает затруднение. Способ, который помогает  справиться с заданием, ребята находят в результате своей деятельности.

     Для составления задач-ловушек выбираю фрагменты программы, представляющие либо традиционную трудность, либо являющиеся сквозными темами предмета.

     Если на планируемом уроке я хочу добиться освоения определённого способа, то важным для меня становится понимание – в усложнение или наращивание какого предыдущего способа я собираюсь вводить новый.  А также – чем будет являться этот вводимый способ для продолжения моей работы с гимназистами.

     Затем провожу анализ имеющихся знаний и способностей детей для восприятия данного учебного материала (освоения нового способа в рамках этой темы).

     Произвожу выбор учебного материала и формирую задания для актуализации имеющихся способов.

     Конструирую задачи – ловушки, внешне похожие на предыдущие задания, но требующие другого способа решения. (Считаю этот этап одним из самых  трудных).

      Потом анализирую предполагаемые способы действия детей. Максимально полно рассматриваю возможные способы действия учащихся и продумываю варианты разворачивания учебной ситуации.

      Подбираю и формирую вопросы,  которые выведут детей на рефлексию. (Что получили? С чем столкнулись? Как объяснить? В чём противоречие? Чего не знаем?). Очень важно, чтобы эти вопросы позволили сформулировать ответ на вопрос «Чего мы не знаем?» Отсюда у детей появляется возможность выхода на самостоятельную формулировку учебной задачи.

     На следующем этапе добиваюсь самостоятельной постановки детьми учебной задачи, при необходимости – корректирую.

     Затем выдвигаем проектный ход по разрешению учебной ситуации. Если появляется несколько вариантов проектных ходов, реализуем все возможные предложения и проверяем их. После этого формулируем новый способ решения и фиксируем его в схемах, моделях, правилах.

     Этап рефлексии стараюсь организовать так, чтобы для учащихся стало очевидным,  как они получили данное знание. Дети в ходе работы должны найти ответы на вопросы: почему нельзя было применить для решения поставленной задачи старый способ решения, чем поставленная задача отличается от предыдущих, какие средства для решения задачи были применены, и, наконец, какой новый способ решения был найден и в чём его новизна. Учащиеся должны сформулировать, каких знаний из

 ранее известных  способов для решения задачи  мы не имели до начала работы и какие получили в процессе решения. Таким образом, выделяется приращение средств решения задачи.

       На следующем этапе дети самостоятельно создают задания на применение нового способа. Затем провожу силами учащихся анализ для нахождения места нового способа в общей системе знаний.

        Данная технология помогает формировать у учащихся нормы коллективной работы: способность формулировать вопросы и ответы, умение слушать и слышать высказывания своих  товарищей, удерживать в памяти их предложения и работать с ними. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс мыслекоммуникации.

       Технология ЗФО позволяет понять, какими индивидуальными способами действовали учащиеся, и восстановить ход их рассуждений.

        Несомненно, задачная форма обучения даёт возможность формировать у учащихся способы получения продуктивного результата при поставленных целях и развивать умение рефлексивно описывать свой путь движения через ситуацию и соответствие поставленных целей полученному результату.

       Задачная форма обучения - это технология развития, мышления, коммуникации и деятельности.

       Даже несколько уроков по технологии ЗФО повышают внутреннюю мотивацию детей к обучению. При ситуации затруднения заинтересованные ученики дома продолжают искать ответ на поставленный вопрос. Часто поиски решения той или иной задачи порождают желание у детей заняться исследованием в данном направлении. Ну а знания, приобретённые в процессе поиска, активного мышления, являются истинными знаниями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Статья "Использование современных педагогических технологий в преподавании калмыцкого языка и литературы"

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс...

Статья "Использование современных здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

Актуальность данной темы в современном образовательном процессе не вызывает сомнения. Здоровьесберегающие технологии способствуют сохранению здоровья учащихся в современной школе....

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...