Игровые технологии
статья

Чуприна Карлгаш Аделкановна

Игровые технологии на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_himii.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках биологии и химии

 "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет". Шиллер  

Одним из новых направлений педагогических технологий, реализующих гуманистический подход в психологии и образовании, является «обучение в сотрудничестве» как альтернатива традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Такой подход подразумевает процесс, учитывающий потребности сегодняшнего дня — смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока. Реалии сегодняшнего дня таковы, что монологическая речь уходит в прошлое, в общение все увереннее входят диалог: и в области науки, и в области политики, и в области деловых отношений. Время всеобщего исполнительства прошло. Требуются люди, смело выдвигающие идеи и умеющие утвердить их в споре. Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету.      

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.  

Игровая деятельность выполняет следующие функции:  

·                     развлекательную;

·                     коммуникативную;

·                     самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

·                     игротерапевтическую;

·                     диагностическую;

·                     функцию коррекции;

·                     социализации.    

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):  

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.  
  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).  
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.  
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.  

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.   Основные направления реализации игровых приемов:  

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;  
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;  
  • учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.              

Классификация уроков-игр:

Развлекательные уроки

Уроки-обобщение (вместо зачета или контрольной работы)

Уроки объяснения нового материала

Проблемные уроки

Интегрированные уроки с предметами естественно-научного цикла

Уроки - игры                          

В качестве примера можно привести следующие виды игр:

·                   Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

·                   Игры - путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

·                   Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

  Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)  

  • Помогает ученику выразить скрытые чувства.
  • Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
  • Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
  • Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.
  • Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
  • Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.  
  • Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
  • Учит контролировать чувства и эмоции.    

·                   Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.   В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.    

Классификация игр:   По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.   По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.   По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.   По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.   По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний   По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.  

Цели игровых технологий:   

1.                Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

2.                Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3.                Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

4.                Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.   Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.   Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.  

* К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.  

* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.  

* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.  

* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.  

* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей  

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.     Место игросистемы в курсе химии   Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.    

Психолого-педагогические задачи игровой системы  

  • Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.  
  • Раскрытие творческих возможностей учащихся.  
  • Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.  
  • Взаимообучение. Многие игры предполагают совместный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.  
  • Воспитание чувства сопереживания друг другу.  
  • Формирование практических навыков.    

Критерии игр  

  • Игра должна быть рассчитана на один урок.  
  • Игра не должна быть сложной для понимания их правил.  
  • Игра не должна морально устаревать.  
  • Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.  
  • Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.  
  • Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.   Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.    

Требования к проведению дидактических игр    

  1. Соответствие темы игры теме и цели урока  
  2. Четкость и определенность цели и направленности игры.  
  3. Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.  
  4. Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.  
  5. Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.  
  6. Стимулирующий характер игры.  
  7. Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
  8. Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.  
  9. Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.  
  10. Благоприятный психологический климат отношений  
  11. Простор для личной активности и творчества.  
  12. Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.                                                                          

Практика проведения ролевых игр  

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития, как отдельной личности, так и всего ученического коллектива.   Для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся мною успешно применяются в процессе обучения  элементы модельного метода обучения. Это занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция. Я согласна с мнением В.В. Гузеева, который не случайно считает, что с модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Можно привести много примеров его успешного использования на уроках естественного цикла. По сути, все деловые игры, которые стали популярны с середины 80-х годов, – это реализация модельного метода обучения.

Примером деловой игры является ролевая игра, например, производство железа. Ролевая игра – это ещё и подготовка производственной или общественной деятельности. Она позволяет поставить себя на место руководителя, специалиста и оценить свои способности в будущей работе. На основании полученных знаний учащиеся должны научно, логично и обоснованно сравнивать, анализировать свое умение и иметь социально грамотную экологическую позицию. Ситуация вводится учителем, ведущим пресс-конференцию, так: «Я, ваш научный консультант, предлагаю обсудить важнейшие технологические принципы химических производств на примере … Ответственные лица и ведущие специалисты производства устраивают пресс-конференцию, чтобы подготовить благоприятное общественное мнение. В ходе пресс-конференции звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала. Специалист по охране окружающей среды рассказывает о системе защиты от выбросов вредных веществ, а главный технолог — об особенностях технологического процесса. Архивариус знакомит участников игры с историей использования железа человеческим обществом. Географ и геолог рассказывают о месторождениях. Технолог характеризует химические процессы, используемые на комбинате, отмечая, что данная технология получения чистого железа из руды позволяет исключить доменный процесс получения чугуна из руды, из которого при переплавке получали сталь. Для журналистов научно-популярного альманаха еще раз объясняются химические реакции, лежащие в основе технологического процесса.  И так далее. Таким образом, мы видим, что, играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью модельного метода. Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником химии, невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. Таким образом, урок-пресс-конференция представляет собой модельный семинар.                                              

Заключение и выводы  

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление.  

Этапы игры включают:  

  1. Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.  
  2. Игру.  
  3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.    

В педагогической литературе обращается большое внимание на отношение детей к организации игр на уроках:

  • Игры на уроках нравятся всем без исключения.  
  • Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.  
  • Дети больше всего любят групповую форму игр. По - видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.  
  • Первое место по играм занимает урок истории, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т.д.  
  • Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.  
  • Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.  
  • Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.    

Но следует отметить и негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:  

*во – первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.  

*во – вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий.

*в-третьих, после проведения игр (особенно это касается средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...