Обобщение опыта использования ИКТ - технологий в преподавании дисциплины «Математика», "Информатика"
методическая разработка

Рогожкина Ольга Юрьевна

Сегодня уже нет сомнений в том, что наступивший XXI век – это век информации и научных знаний. Поэтому перед системой образования стоит глобальная проблема подготовки молодых граждан к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Современное качественное образование включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет если не первой, то второй необходимости. Все большее число обучающихся имеют компьютеры дома, и все чаще именно они выступают инициаторами использования информационных технологий в учебном процессе. Ими движет не «игровой» интерес, а желание приобрести полезные для будущей карьеры профессиональные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_ispolzovaniya_ikt_tehnologii.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Обобщение опыта использования ИКТ - технологий в преподавании дисциплины «Математика», «Информатика»»

Аннотация.

Данная методическая разработка составлена для обобщения опыта использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике и информатике. Она может быть интересна преподавателям общеобразовательных, а также специальных дисциплин.

Введение.

Сегодня уже нет сомнений в том, что наступивший XXI век – это век информации и научных знаний. Поэтому перед системой образования стоит глобальная проблема подготовки молодых граждан к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Современное качественное образование включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет если не первой, то второй необходимости. Все большее число обучающихся имеют компьютеры дома, и все чаще именно они выступают инициаторами использования информационных технологий в учебном процессе. Ими движет не «игровой» интерес, а желание приобрести полезные для будущей карьеры профессиональные навыки.

Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает наглядность, аудиоподдержку, контроль, несет большой объем информации, является стимулом в обучении. Компьютер – это мощный инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий бесконечны.

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, исследовательского, креативного подхода к обучению.


Основная часть.

Объективно происходящий процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалистов любого профиля в области использования информационных и коммуникационных технологий. В системе профессионального образования информационные технологии выступают как новые средства обучения, они позволяют качественно изменить методы, формы и содержание обучения, обладают рядом дидактических достоинств (нелинейность обучения, индивидуальный подход к обучаемому и т.д.).

Опираясь на имеющиеся в педагогической науке позиции (В.К.Белошапка, В. П. Беспалько, С. А. Бешенков, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др.), можно выделить три уровня развития познавательных способностей на основе информационных и коммуникационных технологий:

- «знать» (усвоение концепций, теорий, идей как результата запоминания информации);

- «уметь» (воспроизведение усвоенного содержания обучения, применение теоретических положений на практике);

- «владеть» (умение применять полученные знания для решения типовых и нестандартных задач).

Данные уровни соответствуют продвижению обучающегося по ступеням: от знания через понимание к творческой деятельности и к развитию универсальных способностей личности, т. е. от усвоения базовых компетентностей к сформированным универсальным компетенциям. Реализация указанных технологий в обучении позволяет осуществлять сбор, хранение, обработку, ввод и тиражирование различных видов информации.

Основываясь на этих положениях, можно сформулировать следующие требования к информационно-коммуникационным технологиям:

- направленность на личность обучаемого в области развития его индивидуальных качеств, раскрытие и проявление интеллектуального потенциала обучаемого;

- оказание помощи в развитии умений решать новые, нечетко определенные задачи, в формировании мыслительных навыков и развитии творческого начала;

- создание условий для осуществления учебной деятельности, которая стимулирует индивидуальное и коллективное творчество, развивает социальные и коммуникативные способности личности;

- ориентация на развитие профессионально-познавательной активности обучаемого.

Для выполнения этих требований необходимо реализовать следующие дидактические принципы личностно-развиваюшего обучения:

- рассмотрение обучаемого как активного субъекта познания;

- осуществление самостоятельной учебной деятельности, способствующей самообучению обучаемого;

- развитие коммуникативных способностей личности.

Информационно-коммуникационные технологии в профессионально-образовательном процессе.

Характеристика содержательного компонента информационно-коммуникационных технологий.

К электронным информационно-образовательным ресурсам относятся электронные издания учебников, словарей, справочников, методических пособий и др.

В своей практике использую мультимедийный обучающий комплект «Математика 9-11 классы». В разделе УЧЕБНИК представлен теоретический материал и примеры заданий по курсу школьной программы, представленные в виде анимационных роликов, а также задания для самостоятельного решения в интерактивном режиме. В разделе ТРЕНАЖЕР ЭКЗАМЕНА дана возможность не только проверить свои знания, но и окунуться в атмосферу реального экзамена. В разделе КОНСПЕКТЫ даны краткие ответы на экзаменационные вопросы с возможностью распечатать их.

Так же использую мультимедийный обучающий комплект «Информатика 9-11 классы». В разделе ТЕОРИЯ рассмотрен полный школьный курс по предмету. В разделе ТРЕНАЖЕР ЕГЭ можно пройти пробный экзамен и проверить свои ответы. В разделе КОНСПЕКТЫ представлены конспекты вопросов, подробно рассмотренных в разделе Теория.

Данные комплекты использую на уроках при изучении нового материала, а также для закрепления новых знаний, а во внеурочное время на консультациях с комплектами могут работать студенты, отсутствующие на занятиях из-за болезни или желающие самостоятельно рассмотреть вопросы программы.

Тренировочные и тестирующие системы предназначены для закрепления изучаемого материала. В своей практике использую тренировочную программу Mathematics for students  для проверки студентами решения квадратных уравнений, систем уравнений третьей степени, возведения в степень и извлечения корня.

Использую тестирующие программы NI Tester, Информатика для закрепления и для проверки знаний.

Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ  в образовательном процессе является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые невозможно или затруднительно воспроизвести в учебной аудитории. При изучении тем на построения графиков функций использую программу Master Function 1.0 - построение графиков функций. Студентам интересно использовать программу при выполнении преобразований графиков функций для проверки правильности выполнения заданий.

При изучения раздела стереометрия использую программу Живая геометрия, а также интерактивные стереочертежи к курсу геометрии 10-11 для данной программы. Цель использования программы – помочь учащимся развить пространственное воображение, научить «читать» чертежи трехмерных конструкций и строить их самостоятельно. Стереочертежи помогут студентам освоить некоторые приемы и методы решения стереометрических задач, в частности, способы построения сечений многогранников и «метод проекции», основанный на выборе наиболее подходящего ракурса изображения.

Характеристика коммуникативного компонента информационно-коммуникационных технологий.

Электронная почта (e-mail) – это асинхронная коммуникационная среда. Асинхронность означает, что для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем и наоборот. Электронная почта используется для координации и установления обратной связи в образовательном процессе. Электронная почта открывает огромные возможности для индивидуализации работы с обучаемыми.

Специфика технологий Интернет заключается в том, что они представляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, реализуя на практике принцип избыточности ресурсов профессионального образования. В своей работе использую персональный мини-сайт в социальной сети работников образования, адрес ресурса: http://nsportal.ru/rogozhkina-olga-yurevna. В разделе ДЛЯ СТУДЕНТОВ представлены задания для выполнения максимальной нагрузки по дисциплине «Математика» для студентов групп С-102, Э-107. Так же в работе использую персональный сайт http://olga-rogozhkina.ucoz.ru/. В разделе ДЛЯ СТУДЕНТОВ можно узнать формы итогового контроля по дисциплинам, скачать справочные материалы по дисциплине «Математика», познакомиться и скачать варианты домашних контрольных работ по дисциплине «Математика», а также инструкционные карты и дополнительные задания по дисциплине «Информатика». В разделе КАТАЛОГ САЙТОВ представлены ссылки на интересные образовательные ресурсы сети Интернет.

Средства телекоммуникации могут предоставить следующие возможности реализации ИКТ – технологий:

  • Оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида.
  • Интерактивность и оперативную обратную связь.
  • Доступ к различным источника информации.

При использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе имеется возможность применять различные приемы активизации профессионально-познавательной деятельности учащихся: придать изложению нового материала проблемный характер, закрепить теоретические положения примерами из электронных баз знаний, использовать наглядно-образные материалы средствами аудио- и видеотехники. Все это нацелено на содержательное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности обучаемых.

Основные направления использования ИКТ на уроках.

Формы реализации ИКТ во внеурочной деятельности.

Не выходя из компьютерного класса можно совершить виртуальную экскурсию в музей вычислительной техники.

Адреса ресурсов, которые я использую в своей практике:

http://informat444.narod.ru/museum/ - виртуальный музей информатики,

http://www.computer-museum.ru/index.php - виртуальный компьютерный музей,

http://www.phantom.sannata.ru/museum/ - железные призраки прошлого,

http://www.old.h1.ru/index.shtml - неофициальный музей компьютеров в СССР,

http://muzey-factov.ru/tag/mathematics - интересные факты о математике,

http://matematikaiskusstvo.ru/index.html - математика и искусство,

http://www.proektcom.ru/ -проект учащихся «Музей истории математики»,

http://math.child.ru/otdohni/museum/ - музей красивой математики,

http://muzey.mitht.ru/library/lomonosov_i_matematika.html - Ломоносов и математика.

Защита проектных работ – это уникальный способ реализации исследовательского потенциала учащегося, творческого применения их знаний и умений на практике. ИКТ выступают средством презентации созданного учащимся нового образовательного продукта, отражающего внутренние образовательные приращения школьника.

Требования к оформлению мультимедийный презентаций при подготовке проектов.

Оформление слайдов

Стиль

1. Соблюдайте единый стиль оформления.

2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок).


Фон

1. Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

2. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Представление информации

Содержание информации

1. Используйте короткие слова и предложения.

2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

1. Для заголовков – не менее 24.

2. Для информации – не менее 18.

3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

4. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Способы выделения информации

1. Рамки, границы, заливки.

2. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку.

3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Заключение.

Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении позволяет:

- повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

- развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Интернет;

- существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;

- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.


Список литературы:

  1. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат и др. М., 1999
  3. Митенев Ю. А. (Вологодский государственный педагогический университет) Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математике / СПО №6 2011
  4. Чугунова Н. П. (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ, с. Кошки Самарской обл.) ИКТ как средство повышения внутренней мотивации обучающихся / Справочник заместителя директора школы №12 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка

Использование игровых технологий на уроках английского языка...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад

В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере....

Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...

Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...

Обобщение опыта «Использование инновационных технологий на уроках физической культуры»

В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков. Физическое воспитание на современном уровн...