Исследовательский проект - шаг в будущее.
презентация к уроку

Как помочь обучающимся в работе над исследовательским проектом.Структура исследовательских и проектных работ.

Структура, основные разделы, их последовательность и логическая взаимосвязь являются основой качества исследовательской работы. Она отражает последовательность мышления автора, его действий.

Исследовательская работа должна иметь следующую структуру, которая, как правило, отражается в содержании:

  1. Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, различия и сходства воззрений Аристотеля и Платона по какой-то конкретной проблеме или химический состав примесей в озере N).
  2. Постановка цели и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
  3. Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной (пример такой гипотезы — в результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает).
  4. Методика. Это главный "инструмент" получения учащимися собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.). Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных результатов.
  5. Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики (см. предыдущий пункт). Педагогический смысл получения собственных данных — развитие навыка применять теоретические сведения на практике; освоение практических навыков и опыта работы с конкретным материалом (литературным произведением, геологическим образцом и др.); развитие способности говорить "от первого лица" при работе с первоисточниками.
  6. Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить. Целесообразно дать постановку задачи на развитие исследования на основе полученных данных.

В отличие от исследования, проектная разработка в области науки и техники имеет несколько иную структуру:

  1. Постановка проблемы — обоснование актуальности заявленного проекта. Необходимо раскрыть, почему возникла необходимость создания нового объекта (или в чем польза усовершенствования имеющегося объекта). Объектами могут быть: новое техническое устройство, макет, общественное мнение по какой-то научно-технической проблеме и др. Необходимо провести анализ имеющихся объектов и показать, в чем они не удовлетворяют автора.
  2. Определение критериев результативности — по каким главным позициям автор планировал судить об успешности результата на стадии проектного замысла (например, при создании модели судна главными характеристиками могут быть: скорость, маневренность, устойчивость хода, грузоподъемность и др.)
  3. Создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий. Необходимо представить, на основе каких научных или технических принципов предполагалось получить заявленные новые характеристики объекта; привести результаты исследования возможности и эффективности применения этих принципов; провести анализ возможных положительных или отрицательных последствий, которые могут возникнуть для других характеристик объекта, окружающей среды, людей.
  4. Определение доступных ресурсов — что необходимо для реализации проекта: какие материалы, комплектующие и где их найти; сколько времени предполагалось потратить реализацию проекта; финансовые средства на что и сколько; какие требовались консультанты и какова их квалификация и др.
  5. План выполнения проекта. Здесь необходимо представить график выполнения проекта, рассчитав время и необходимые ресурсы, методы работы.
  6. Реализация плана, корректировка. Необходимо описать ход выполнения проекта, возникшие трудности и способы их разрешения; какие непредвиденные результаты были получены на промежуточных стадиях выполнения проекта, и как на основании них проводилась корректировка первоначального замысла;
  7. Оценка эффективности и результативности. Общая оценка достигнутого результата, его сравнение с первоначальным замыслом, авторская оценка эффективности проекта и перспективы его дальнейшего развития.

На основе приведенной структуры для каждой выполняемой индивидуальной исследовательской или проектной работы должен составляться ее подробный план. При этом руководителю нужно помнить, что план не должен превращаться в задание для выполнения "учебной самостоятельной работы", где каждый пункт регламентирован и представляет собой указание на выполнение определенного шага или алгоритма, который должен привести к "правильному", заранее известному результату. Руководитель должен на каждом этапе создавать ситуацию, когда учащийся предлагает вариант собственного решения, принятого в условиях альтернативных возможностей. И далее, руководитель и ученик обсуждают это предложение, анализируют его, выявляя сильные и слабые стороны этого решения. После этого ученик получает, в соответствии с планом, следующее задание и процесс повторяется.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_-_shag_v_budushchee.pptx72.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ – ШАГ В БУДУЩЕЕ МЕЖРАЙОННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ШКОЛ «Ты нужен будущему, будущее нужно тебе» ГБОУ «Школа «Свиблово» УК 1 «Гимназия» День открытых дверей 14.10.2017 Барышева О.Н.

Слайд 2

«Современный старшеклассник много знает, но абстрактно; много умеет, но только теоретически» УЧЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МЕТОД МОБИЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ МЕТОД БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕТОД САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЕТОД ПРИОБРЕТЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Слайд 3

Исследовательская деятельность постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса) изучение теории, связанной с выбранной темой выдвижение гипотезы исследования подбор методик и практическое овладение ими сбор собственного материала, его анализ и обобщение собственные выводы.

Слайд 4

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками: - наличие социальной задачи; - планирование действий по разрешению проблемы; - поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися; - оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности; - презентация «продукта» и его социальной значимости.

Слайд 5

Метод проектов и исследовательский проект

Слайд 6

С ЧЕГО НАЧАТЬ Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы , которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат . Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Слайд 7

СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1) Историография 2) Введение 3) Основная часть 4) Исследование а) Работа со СМИ б) Опрос одноклассников в) Продукт(фотоальбом, путеводитель, справочник) 5) Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Магнитное поле Земли: Прошлое. Настоящее. Будущее» (11 класс).

Образование магнитного поля Земли,его влияние на климат, движение литосферных плит. Что будет,если магнитное поле Земли исчезнет?...

Исследовательский проект "Англицизмы покоряют русский язык" ученицы Копыльцовой Анастасии 6 класс НПК "Шаг в будущее" 2022 год

Исследовательский проект "Англицизмы покоряют русский язык" ученицы Копыльцовой Анастасии 6 класс НПК "Шаг в будущее" 2022 год....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...

Научно-исследовательский проект "English? Deutsch?: какой язык легче учить?" на НПК "Шаг в будущее" 2023 год

Научно-исследовательский проект "English? Deutsch?: какой язык легче учить?" совместно с ученицей 6 Б класса Бабкиной екатериной на НПК "Шаг в будущее"...

Исследовательский проект "Битломания: влияние группы the Beatles на общество" на НПК "Шаг в будущее" 2023 год

Исследовательский проект "Битломания: влияние группы the Beatles на общество" на НПК "Шаг в будущее" 2023 год совместно с ученицей 7 класса Копыльцовой А....

Реализация школьного проекта регионального подпроекта «Будущий учитель – учитель будущего»

Одной из целей создания педагогической лаборатории является формирование у учащихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ц...