Игровые технологии как показатель сформированности основных жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве).
статья
Только пережитые мысли и чувства влияют на нашу жизнь. Для личности важно не столько, что изучается, не сколько значение, сколько смысл.
На уроке должна состояться ситуация, дающая личности шанс состояться.
Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменения (личностная самореализация) ученика, считается значимым учением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как показатель сформированности
основных жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве).
«Деловая игра – это создание условий, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации; учился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за них; самостоятельно и творчески подходил к деятельности» (А.С. Прудченков, 1997).
Она превращает школу из школы учебы, которая оторвана от реальности, в «школу жизни», обеспечивающую учеников естественной ненасильственной социализацией.
Только пережитые мысли и чувства влияют на нашу жизнь. Для личности важно не столько, что изучается, не сколько значение, сколько смысл.
На уроке должна состояться ситуация, дающая личности шанс состояться.
Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменения (личностная самореализация) ученика, считается значимым учением.
Имитационное моделирование жизненных ситуаций рассматривается как дидактическая ситуация, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Основной единицей педагогического процесса в условиях имитационного моделирования является не порция информации или задача, а жизненная ситуация.
В процессе опытно-экспериментальной работы выделяются в имитационном моделировании следующие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, моральные дилеммы, деловые игры.
При таком подходе учебная деятельность входит в социальную сферу, в жизненное пространство личности. Учитель и ученик не отделяются от культурного окружения, познавательные процессы входят в сложное пространство социальной, профессиональной, личностной самореализации.
Формирование умений и навыков как бы наложены на канву профессиональной деятельности.
Структура имитационного моделирования жизненных ситуаций.
Анализ конкретной социальной ситуации
Ситуация-упражнение | Ситуация- оценка | Ситуация-иллюстрация | Ситуация-проблема |
Моральные дилеммы
Имитационные игры | Ролевые игры | Игровое проектирование | Деятельностно-практические игры |
Деловые игры
Все компоненты имитационного моделирования тесно связаны с деловой игрой, посредством которой мы можем активно формировать основные жизненные компетенции у детей с ОВЗ, применяя ее в учебном процессе.
Моральные дилеммы, как правило, порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства.
Требования к моральным дилеммам заключаются в следующем:
- иметь отношение к реальной социально-экономической жизни школьников;
- являться по возможности простыми для понимания, незаконченными;
- включать два и более вопроса, наполненных нравственным содержанием.
В процессе решения моральных дилемм, моральные принципы становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции, происходит качественный скачок моральных (социальных) норм в нравственные (внутренние) нормы.
За основу классификации конкретных ситуаций взята классификация М.Новак (ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения) (Кукушкин В.С., 2002).
Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные решения поставленных проблем. Такие ситуации помогают развивать определенные навыки (умения) учеников в обработке данных и носят тренировочный характер.
Ситуация-оценка описывает социальную ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден.
Ситуация-иллюстрация поясняет какую-либо проблему или ситуацию, относящуюся к определенной теме. Школьникам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию-иллюстрацию к своим рассуждениям.
Ситуация-проблема представляет определенное сочетание фактов из реальной жизни. Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, выбрать средства решения проблемы.
В научной литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования. Следовательно, и нет общепринятого представления о структуре игры.
Под деловой игрой понимается особая деятельность учащихся, которая изменяется и развертывается как его субъектная деятельность, направленная на воссоздание и усвоение опыта.
Применяются следующие модификации деловых игр:
- имитационные;
- ролевые;
- деятельностно-практические,
- игровое проектирование.
Деловые игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных. В условиях игры реализуется система межличностных отношений. При этом в процессе деловой игры осуществляется совместная деятельность участников в ходе постановки ими целей и задач.
Имитационные игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Необходимые знания усваиваются участниками игры в процессе информационного обеспечения игровых действий.
Использование компьютера, технологии мультимедиа позволяет развивать у школьников прогностические, коммуникативные и организационные навыки работы с информацией.
Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками решения.
Игровое проектирование позволяет учащимся самостоятельно осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый жизненный опыт.
Деятельностно-практические игры предусматривают организацию коллективной мыслительной на основе развертывания обучения в виде системы проблемных ситуаций.
В своей работе на уроках профильного обучения (цветоводстве) я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Игра служит активным методом формирования основных жизненных компетенций и является показателем их сформированности.
Для формирования основных жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках профильного обучения (цветоводства) мною были использованы игры и игровые элементы разнообразные по своим видам, на разных этапах и на разных типах урока.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Место и характер игры определяет учитель исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из-за сложности того материала, с которым будут работать обучающиеся. В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы. При излишней возбудимости игре лучше отвести заключительную часть урока.
Дидактическую игру можно провести и в начале урока в качестве организационного момента. Например, игра «лишнее слово».
Обучающиеся должны назвать лишнее слово и обосновать свой ответ.
В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока.
Например, в 7 классе прежде, чем записать тему урока ребята зачеркивают из набора букв парные и выписывают оставшиеся, из которых и получается тема урока. Они активно вовлечены в работу и приобретают в результате положительный эмоциональный настрой на урок.
Также можно использовать вариант игры «Лабиринт». Дети путешествуют по лабиринту, в котором встречаются буквы. Выписывая их, учащиеся читают тему урока.
При изучении нового материала, мною активно используются игры с реальными предметами (фрукты, овощи, гербарий, комнатные растения, приспособления для работы на клумбе). Учащимся они наиболее доступны, т.к. основаны на непосредственном восприятии предмета.
Например, при изучении нового растения, используется игра в пазлы. Учащиеся собирают пазлы с изображением растения, отгадывают загадку, в которой зашифровано название и по плану, используя опорные слова, описывают его, а затем в реальности или на фото узнают растение. В данном процессе в активную деятельность вовлечены и учащиеся, и учитель; происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на формирование жизненных компетенций у школьников.
С помощью загадок можно составить кроссворд и использовать его на этапах закрепления и повторения. Занимательным для обучающихся с ОВЗ является сам процесс заполнения кроссворда. Если ребёнок ошибается, то учитель даёт ему карточку с готовым ответом, чтобы он смог видеть и правильный ответ и правильное написание слова. Кроссворды мною используются при повторении и закреплении материала, во фронтальной и индивидуальной работе с обучающимися.
Как показывает практика детям с ОВЗ полезно не только услышать вопрос, но и так же увидеть ответ написанным и прочитать его.
Использование кроссвордов повышает интерес обучающихся к учебной деятельности и формирует у них положительное отношение к теоретическому этапу занятий.
При закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы, используется игра «По признаку подбери название инструмента».
- Для вскапывания почвы. 1.
- Для рыхления почвы. 2.
- Для полива растений. 3.
- Для окучивания картофеля. 4.
- Для уплотнения почвы после посева. 5.
Играют всем классом. У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек. На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором - названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.
Также игровые моменты активно применяются у меня на уроках как приемы рефлексии.
Дети выражают свое отношение к уроку, к получению новых знаний.
Лист самооценки
Узнал что-то новое
Я
Получил
радость
Таким образом, деловая игра решает различные педагогические задачи в игровой форме, способствует формированию основных жизненных компетенций, проведению коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Систематическое использование моделируемых ситуаций и деловых игр позволяет качественно повысить усвоение программного материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к занятиям по цветоводству.
Исходя из всего выше сказанного можно отметить, что система деловых игр и моделируемых ситуаций предполагает возможность развертывания содержания образования в динамике.
Развитие ключевых компетентностей
V ступень – деятельностно-практические игры.
IV ступень – игровое проектирование.
III ступень – ролевые игры.
II ступень – имитационные игры.
I ступень – конкретная ситуация.
На первой ступеньке – конкретная ситуация – учащиеся знакомятся с реально существующей ситуацией, на основании фактов делаются обобщения, выводы.
Вторая ступенька - имитационные игры – позволяет раскрыться сущности предмета, процесса, события; на этой ступеньке ребенок познает не единичное, а общее. Имитационные игры могут проводиться в виде копирования ситуаций (репоратаж с места событий, конкурс знатоков и т.д.).
Третья ступенька – ролевые игры – помогает школьнику понять связи между явлениями, позволяет устранить стрессы, конфликты по поводу оценок; не надо определять лучших, средних, отстающих.
Четвертая ступенька – игровое проектирование, в ходе которого вместо привычного ожидания объяснений, что делать, ученик попадает в ситуацию, управлять которой может он сам. В процессе выполнения проекта учащимися ведется поиск информации в книгах, электронных энциклопедиях, сети Интернет.
На пятой ступеньке – деятельностно-практические игры: моделируются реальные ситуации, в которых учащиеся «проживают» все этапы реальной деятельности. В процессе деятельностно-практических игр развивается способность школьника ставить и самостоятельно решать проблемы, каждый раз для каждого конкретного ребенка, возникающую в своей новизне.
Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии можно рассматривать как показатель сформированности жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве). Вовлекая ребенка в игру, мы способствуем развитию когнитивных, эмоционально-мотивационных и социальных компетенций.
Литература.
- Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников / М.И.Еременко: 2-е изд., дополненное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 112 с. – (Школа).
- Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / - М. : Просвещение, 2011. – 190 с.
- Винокуров В.И. Наблюдение и анализ урока в школе: учебное пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей и школьных педагогов. – Смоленск, 1998. – с. 39.
- Воспитание и обучение во вспомогательной школе/Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 79-97, 115-117.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
- Рутцова Н.С. Кроссворды на уроках природоведения. - «Начальная школа», № 6, 1994
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000. – С. 152-172.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Деловая игра – это создание условий, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации; учился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за них; самостоятельно и творчески подходил к деятельности» (А.С. Прудченков , 1997). Она превращает школу из школы учебы, которая оторвана от реальности, в «школу жизни», обеспечивающую учеников естественной ненасильственной социализацией. Учение , в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменения (личностная самореализация) ученика, считается значимым учением.
Имитационное моделирование жизненных ситуаций рассматривается как дидактическая ситуация, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Основной единицей педагогического процесса в условиях имитационного моделирования является не порция информации или задача, а жизненная ситуация . В процессе опытно-экспериментальной работы выделяются в имитационном моделировании следующие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, моральные дилеммы, деловые игры.
Ситуация-упражнение Ситуация- оценка Ситуация-иллюстрация Ситуация-проблема Имитационные игры Ролевые игры Игровое проектирование Деятельностно -практические игры Анализ конкретной социальной ситуации Моральные дилеммы Структура имитационного моделирования жизненных ситуаций. Деловые игры
Деловые игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных. В условиях игры реализуется система межличностных отношений, происходит формирование основных жизненных компетенций школьника.
Игровые технологии на уроках цветоводства. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. На закрепление, повторение и обобщение материала - кроссворды , головоломки, ребусы и т. д. Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка. Игра служит активным методом формирования основных жизненных компетенций и является показателем их сформированности .
Таким образом, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Место и характер игры определяет учитель исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из-за сложности того материала, с которым будут работать обучающиеся. В случае вялости, заторможенности класса, дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы. При излишней возбудимости игре лучше отвести заключительную часть урока.
И гра в начале урока, как организационный момент.
Игра используется для сообщения темы урока (загадки, ребусы, шарады).
Игра используется при изучении новой темы. Игры с реальными предметами (фрукты, овощи, гербарий, комнатные растения, приспособления для работы на клумбе). Учащимся они наиболее доступны, т.к. основаны на непосредственном восприятии предмета. При изучении нового растения, используется игра в пазлы . Учащиеся собирают пазлы с изображением растения, отгадывают загадку, в которой зашифровано название и по плану, используя опорные слова, описывают его, а затем в реальности или на фото узнают растение. В данном процессе в активную деятельность вовлечены и учащиеся, и учитель; происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на формирование жизненных компетенций у школьников.
Игра на этапах закрепления и повторения пройденного материала. 1. Занимательным для обучающихся с ОВЗ является сам процесс заполнения кроссворда. Если ребёнок ошибается, то учитель даёт ему карточку с готовым ответом, чтобы он смог видеть и правильный ответ и правильное написание слова. 2. При закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы, используется игра «По признаку подбери название инструмента ». Играют всем классом. У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек. На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором - названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.
Игра как прием рефлексии.
систематическое использование моделируемых ситуаций и деловых игр позволяет качественно повысить усвоение программного материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к занятиям по цветоводству; система деловых игр и моделируемых ситуаций предполагает возможность развертывания содержания образования в динамике.
Развитие ключевых компетентностей V ступень – деятельностно -практические игры . (моделируются реальные ситуации, в которых учащиеся «проживают» все этапы реальной деятельности, развивается способность школьника ставить и самостоятельно решать проблемы, каждый раз для каждого конкретного ребенка, возникающую в своей новизне). IV ступень – игровое проектирование. ( в ходе которого вместо привычного ожидания объяснений, что делать, ученик попадает в ситуацию, управлять которой может он сам. В процессе выполнения проекта учащимися ведется поиск информации в книгах, электронных энциклопедиях, сети Интернет ). III ступень – ролевые игры . (помогает школьнику понять связи между явлениями, позволяет устранить стрессы, конфликты по поводу оценок; не надо определять лучших, средних, отстающих) II ступень – имитационные игры . (позволяет раскрыться сущности предмета, процесса, события; на этой ступеньке ребенок познает не единичное, а общее). I ступень – конкретная ситуация . (учащиеся знакомятся с реально существующей ситуацией, на основании фактов делаются обобщения, выводы)
Вывод - игровые технологии можно рассматривать как показатель сформированности жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве). Вовлекая ребенка в игру, мы способствуем развитию когнитивных, эмоционально-мотивационных и социальных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-273497-1377989599.jpg)
"Игровые технологии как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся".
Слайды с основными положениями реферата....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-273497-1377989599.jpg)
Реферат "Игровые технологии как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся".
Место и роль игровой технологии в учебном процессе,сочетание элементов игры и учения,классификация педагогических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492681-1412593644.jpg)
Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий,
Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492681-1412593644.jpg)
Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий
Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087633-1543491206.jpg)
Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии"
Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии" для учащихся 5-9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-734411-1668153532.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»
Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, уг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735701-1452686112.jpg)
Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство).
Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство) формирует профессиональную компетентность у учащихся с ВОЗ,...