Игровые технологии как показатель сформированности основных жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве).
статья

Бурченкова Ольга Александровна

Только пережитые мысли и чувства влияют на нашу жизнь. Для личности важно не столько, что изучается, не сколько значение, сколько смысл.

    На уроке должна состояться ситуация, дающая личности шанс состояться.

    Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменения (личностная самореализация) ученика, считается значимым учением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как показатель сформированности

основных жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве).

     «Деловая игра – это создание условий, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации; учился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за них; самостоятельно и творчески подходил к деятельности» (А.С. Прудченков, 1997).

     Она превращает школу из школы учебы, которая оторвана от реальности, в «школу жизни», обеспечивающую учеников естественной ненасильственной социализацией.

     Только пережитые мысли и чувства влияют на нашу жизнь. Для личности важно не столько, что изучается, не сколько значение, сколько смысл.

    На уроке должна состояться ситуация, дающая личности шанс состояться.

    Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменения (личностная самореализация) ученика, считается значимым учением.

     Имитационное моделирование жизненных ситуаций рассматривается как дидактическая ситуация, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Основной единицей педагогического процесса в условиях имитационного моделирования является не порция информации или задача, а жизненная ситуация.

     В процессе опытно-экспериментальной работы выделяются в имитационном моделировании следующие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, моральные дилеммы, деловые игры.

     При таком подходе учебная деятельность входит в социальную сферу, в жизненное пространство личности. Учитель и ученик не отделяются от культурного окружения, познавательные процессы входят в сложное пространство социальной, профессиональной, личностной самореализации.

     Формирование умений и навыков как бы наложены на канву профессиональной деятельности.

     

     

Структура имитационного моделирования жизненных ситуаций.

Анализ конкретной социальной ситуации

Ситуация-упражнение

Ситуация-

оценка

Ситуация-иллюстрация

Ситуация-проблема

Моральные дилеммы

Имитационные игры

Ролевые игры

Игровое проектирование

Деятельностно-практические игры

Деловые игры

     Все компоненты имитационного моделирования тесно связаны с деловой игрой, посредством которой мы можем активно формировать основные жизненные компетенции у детей с ОВЗ, применяя ее в учебном процессе.

     Моральные дилеммы, как правило, порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства.

     Требования к моральным дилеммам заключаются в следующем:

- иметь отношение к реальной социально-экономической жизни школьников;

- являться по возможности простыми для понимания, незаконченными;

- включать два и более вопроса, наполненных нравственным содержанием.

     В процессе решения моральных дилемм, моральные принципы становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции, происходит качественный скачок моральных (социальных) норм в нравственные (внутренние) нормы.

     За основу классификации конкретных ситуаций взята классификация М.Новак (ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения) (Кукушкин В.С., 2002).

    Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные решения поставленных проблем. Такие ситуации помогают развивать определенные навыки (умения) учеников в обработке данных и носят тренировочный характер.

     Ситуация-оценка описывает социальную ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден.

    Ситуация-иллюстрация поясняет какую-либо проблему или ситуацию, относящуюся к определенной теме. Школьникам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию-иллюстрацию к своим рассуждениям.

     Ситуация-проблема представляет определенное сочетание фактов из реальной жизни. Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, выбрать средства решения проблемы.

     В научной литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования. Следовательно, и нет общепринятого представления о структуре игры.

     Под деловой игрой понимается особая деятельность учащихся, которая изменяется и развертывается как его субъектная деятельность, направленная на воссоздание и усвоение опыта.

     Применяются следующие модификации деловых игр:

- имитационные;

- ролевые;

- деятельностно-практические,

- игровое проектирование.

     Деловые игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных.  В условиях игры реализуется система межличностных отношений. При этом в процессе деловой игры осуществляется совместная деятельность участников в ходе постановки ими целей и задач.

    Имитационные игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Необходимые знания усваиваются участниками игры в процессе информационного обеспечения игровых действий.

     Использование компьютера, технологии мультимедиа позволяет развивать у школьников прогностические, коммуникативные и организационные навыки работы с информацией.

     Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками решения.

     Игровое проектирование позволяет учащимся самостоятельно осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый жизненный опыт.

     Деятельностно-практические игры предусматривают организацию коллективной мыслительной на основе развертывания обучения в виде системы проблемных ситуаций.

     В своей работе на уроках профильного обучения (цветоводстве) я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Игра служит активным методом формирования основных жизненных компетенций и является показателем их сформированности.

     Для формирования основных жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках профильного обучения (цветоводства) мною были использованы игры и игровые элементы разнообразные по своим видам, на разных этапах и на разных типах урока.

     Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Место и характер игры определяет учитель исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из-за сложности того материала, с которым будут работать обучающиеся. В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы. При излишней возбудимости игре лучше отвести заключительную часть урока.

    Дидактическую игру можно провести и в начале урока в качестве организационного момента. Например, игра «лишнее слово».

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_0973.JPG

Обучающиеся должны назвать лишнее слово и обосновать свой ответ.

        В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. F:\DCIM\100PHOTO\SAM_0960.JPG

     Например, в 7 классе прежде, чем записать тему урока ребята зачеркивают из набора букв парные и выписывают оставшиеся, из которых и получается тема урока. Они активно вовлечены в работу и приобретают в результате положительный эмоциональный настрой на урок.

    Также можно использовать вариант игры «Лабиринт». Дети путешествуют по лабиринту, в котором встречаются буквы. Выписывая их, учащиеся читают тему урока.

     При изучении нового материала, мною активно используются игры с реальными предметами (фрукты, овощи, гербарий, комнатные растения, приспособления для работы на клумбе). Учащимся они наиболее доступны, т.к. основаны на непосредственном восприятии предмета.

     Например, при изучении нового растения, используется игра в  пазлы. Учащиеся собирают пазлы с изображением растения, отгадывают загадку, в которой зашифровано название и по плану, используя опорные слова, описывают его, а затем в реальности или на фото узнают растение. В данном процессе в активную деятельность вовлечены и учащиеся, и учитель; происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на формирование жизненных компетенций у школьников.

     С помощью загадок можно составить кроссворд и использовать его на этапах закрепления и повторения. Занимательным для обучающихся с ОВЗ является сам процесс заполнения кроссворда. Если ребёнок ошибается, то учитель даёт ему карточку с готовым ответом, чтобы он смог видеть и правильный ответ и правильное написание слова. Кроссворды мною используются при повторении и закреплении материала, во фронтальной и индивидуальной работе с обучающимися.

     Как показывает практика детям с ОВЗ полезно не только услышать вопрос, но и так же увидеть ответ написанным и прочитать его.

     Использование кроссвордов повышает интерес обучающихся к учебной деятельности и формирует у них положительное отношение к теоретическому этапу занятий.

     При закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы, используется игра «По признаку подбери название инструмента».

  1. Для вскапывания почвы.                                        1. MPj04053520000[1]
  2. Для рыхления почвы.                                              2.     MCj02863480000[1]
  3. Для полива растений.                                              3.     MCj02958450000[1]
  4. Для окучивания картофеля.                                     4.      MCj03403800000[1]
  5. Для уплотнения почвы после посева.                     5.    MPj03867720000[1]

     

     Играют всем классом.  У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек.  На одном  табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы).  На втором - названия  инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.

     Также игровые моменты активно применяются у меня на уроках как приемы рефлексии.

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_0963.JPG

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_0967.JPG

     Дети выражают свое отношение к уроку, к получению новых знаний.

Лист самооценки

Узнал что-то новое        

                                                         Я

                                                         

     Получил

     радость

         Таким образом,  деловая игра решает различные педагогические задачи в игровой форме, способствует формированию основных жизненных компетенций, проведению коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ОВЗ.

     Систематическое использование моделируемых ситуаций и деловых игр позволяет качественно повысить усвоение программного материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к занятиям по цветоводству.

     Исходя из всего выше сказанного можно отметить, что система деловых игр и моделируемых ситуаций предполагает возможность развертывания содержания образования в динамике.

Развитие ключевых компетентностей

V ступень деятельностно-практические игры.

IV ступень – игровое проектирование.

III ступень – ролевые игры.

II ступень – имитационные игры.

I ступень – конкретная ситуация.

     На первой ступеньке – конкретная ситуация – учащиеся знакомятся с реально существующей ситуацией, на основании фактов делаются обобщения, выводы.

    Вторая ступенька - имитационные игры – позволяет раскрыться сущности предмета, процесса, события; на этой ступеньке ребенок познает не единичное, а общее. Имитационные игры могут проводиться в виде копирования ситуаций (репоратаж с места событий, конкурс знатоков и т.д.).

    Третья ступенька – ролевые игры – помогает школьнику понять связи между явлениями, позволяет устранить стрессы, конфликты по поводу оценок; не надо определять лучших, средних, отстающих.

     Четвертая ступенька – игровое проектирование, в ходе которого вместо привычного ожидания объяснений, что делать, ученик попадает в ситуацию, управлять которой может он сам. В процессе выполнения проекта учащимися ведется поиск информации в книгах, электронных энциклопедиях, сети Интернет.

     На пятой ступеньке – деятельностно-практические игры: моделируются реальные ситуации, в которых учащиеся «проживают» все этапы реальной деятельности. В процессе деятельностно-практических игр развивается способность школьника ставить и самостоятельно решать проблемы, каждый раз для каждого конкретного ребенка, возникающую в своей новизне.  

     Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии можно рассматривать как показатель сформированности жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве). Вовлекая ребенка в игру, мы способствуем развитию когнитивных, эмоционально-мотивационных и социальных компетенций.

        

Литература.

  1. Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников / М.И.Еременко: 2-е изд., дополненное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 112 с. – (Школа).
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / - М. : Просвещение, 2011. – 190 с.
  3.  Винокуров В.И. Наблюдение и анализ урока в школе: учебное пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей и школьных педагогов. – Смоленск, 1998. – с. 39.
  4.   Воспитание и обучение во вспомогательной школе/Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 79-97, 115-117.
  5.  Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
  6. Рутцова Н.С. Кроссворды  на  уроках  природоведения.  -  «Начальная         школа», № 6, 1994
  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000. – С. 152-172.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ыступление на педсовете по теме: « Игровые технологии как показатель сформированности основных жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве )». Учитель цветоводства: Б урченкова О.А.

Слайд 2

« Деловая игра – это создание условий, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации; учился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за них; самостоятельно и творчески подходил к деятельности» (А.С. Прудченков , 1997). Она превращает школу из школы учебы, которая оторвана от реальности, в «школу жизни», обеспечивающую учеников естественной ненасильственной социализацией. Учение , в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменения (личностная самореализация) ученика, считается значимым учением.

Слайд 3

Имитационное моделирование жизненных ситуаций рассматривается как дидактическая ситуация, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Основной единицей педагогического процесса в условиях имитационного моделирования является не порция информации или задача, а жизненная ситуация . В процессе опытно-экспериментальной работы выделяются в имитационном моделировании следующие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, моральные дилеммы, деловые игры.

Слайд 4

Ситуация-упражнение Ситуация- оценка Ситуация-иллюстрация Ситуация-проблема Имитационные игры Ролевые игры Игровое проектирование Деятельностно -практические игры Анализ конкретной социальной ситуации Моральные дилеммы Структура имитационного моделирования жизненных ситуаций. Деловые игры

Слайд 5

Деловые игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных. В условиях игры реализуется система межличностных отношений, происходит формирование основных жизненных компетенций школьника.

Слайд 6

Игровые технологии на уроках цветоводства. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. На закрепление, повторение и обобщение материала - кроссворды , головоломки, ребусы и т. д. Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка. Игра служит активным методом формирования основных жизненных компетенций и является показателем их сформированности .

Слайд 7

Таким образом, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Место и характер игры определяет учитель исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из-за сложности того материала, с которым будут работать обучающиеся. В случае вялости, заторможенности класса, дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы. При излишней возбудимости игре лучше отвести заключительную часть урока.

Слайд 8

И гра в начале урока, как организационный момент.

Слайд 9

Игра используется для сообщения темы урока (загадки, ребусы, шарады).

Слайд 10

Игра используется при изучении новой темы. Игры с реальными предметами (фрукты, овощи, гербарий, комнатные растения, приспособления для работы на клумбе). Учащимся они наиболее доступны, т.к. основаны на непосредственном восприятии предмета. При изучении нового растения, используется игра в пазлы . Учащиеся собирают пазлы с изображением растения, отгадывают загадку, в которой зашифровано название и по плану, используя опорные слова, описывают его, а затем в реальности или на фото узнают растение. В данном процессе в активную деятельность вовлечены и учащиеся, и учитель; происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на формирование жизненных компетенций у школьников.

Слайд 11

Игра на этапах закрепления и повторения пройденного материала. 1. Занимательным для обучающихся с ОВЗ является сам процесс заполнения кроссворда. Если ребёнок ошибается, то учитель даёт ему карточку с готовым ответом, чтобы он смог видеть и правильный ответ и правильное написание слова. 2. При закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы, используется игра «По признаку подбери название инструмента ». Играют всем классом. У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек. На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором - названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.

Слайд 12

Игра как прием рефлексии.

Слайд 13

систематическое использование моделируемых ситуаций и деловых игр позволяет качественно повысить усвоение программного материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к занятиям по цветоводству; система деловых игр и моделируемых ситуаций предполагает возможность развертывания содержания образования в динамике.

Слайд 14

Развитие ключевых компетентностей V ступень – деятельностно -практические игры . (моделируются реальные ситуации, в которых учащиеся «проживают» все этапы реальной деятельности, развивается способность школьника ставить и самостоятельно решать проблемы, каждый раз для каждого конкретного ребенка, возникающую в своей новизне). IV ступень – игровое проектирование. ( в ходе которого вместо привычного ожидания объяснений, что делать, ученик попадает в ситуацию, управлять которой может он сам. В процессе выполнения проекта учащимися ведется поиск информации в книгах, электронных энциклопедиях, сети Интернет ). III ступень – ролевые игры . (помогает школьнику понять связи между явлениями, позволяет устранить стрессы, конфликты по поводу оценок; не надо определять лучших, средних, отстающих) II ступень – имитационные игры . (позволяет раскрыться сущности предмета, процесса, события; на этой ступеньке ребенок познает не единичное, а общее). I ступень – конкретная ситуация . (учащиеся знакомятся с реально существующей ситуацией, на основании фактов делаются обобщения, выводы)

Слайд 15

Вывод - игровые технологии можно рассматривать как показатель сформированности жизненных компетенций на уроках профильного обучения (цветоводстве). Вовлекая ребенка в игру, мы способствуем развитию когнитивных, эмоционально-мотивационных и социальных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Игровые технологии как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся".

Место и роль игровой технологии в учебном процессе,сочетание элементов игры и учения,классификация педагогических игр....

Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий,

Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий,...

Повышение профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения игровых технологий

Повышение  профессиональных компетенций на уроках производственного обучения на основе применения  игровых технологий,...

Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии"

Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии" для учащихся 5-9 классов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»

Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, уг...

Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство).

Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство) формирует профессиональную компетентность у учащихся с ВОЗ,...