Мнемотехника
картотека

Каримова Ольга Ивановна

Образовательная технология мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников. Мнемотехника  помогает упростить процесс запоминания.

Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей.

Цель обучения мнемотехнике: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_mnemotehnika.docx63.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы

Мнемотехника

Образовательная технология мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников. Мнемотехника  помогает упростить процесс запоминания.

Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей.

Цель обучения мнемотехнике: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы (ёлочка - зелёная, колобок –жёлтый и др). Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры  (круг, квадрат)  и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть  «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

После знакомства с мнемоквадратом, задание усложняется, демонстрируются мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.  Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную  «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Существуют этапы работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех образовательных областей:

во время опытно - экспериментальной деятельности;

в изобразительной деятельности используют, как образец рисования предметов;

при разучивании стихов, чистоговорок;

при составлении рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании загадок;

при обучении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Таким образом, использование методов мнемотехники: развивает речемыслительную деятельность детей; облегчает запоминание и увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает основные психические процессы;

развивает творчество у детей.

hello_html_m211849d4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника - эффективная техника.

Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания  правил) на уроках русского языка....

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

Классный час «Мнемотехника.»

Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р

Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка

При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...