программа по профориентации
рабочая программа (6 класс)

Френкель Мария Владимировна

программа по профориентации для внеурочной деятельности для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

 ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                ДОПУЩЕНО

     Председатель президиума ЭНМС

      _______________С.В. Жолован

        подпись

     «__» __________20__ г.

Программа внеурочной деятельности

«Азбука профессий»

направление «социальное»

для 6 класса

34 часа

Авторский коллектив:

Огановская Елена Юрьевна - доцент КЕНО СПб АППО, к.п.н.;

Бойцова Тамара Евгеньевна - методист районного центра профориентации учащихся ОУ

ГБОУ СОШ № 102 Выборгского района;

Жирнова Марианна Александровна - педагог-психолог районного центра профориентации учащихся ОУ ГБОУ СОШ № 102 Выборгского района;

Френкель Мария Владимировна - педагог-психолог районного центра профориентации учащихся ОУ

ГБОУ СОШ № 102 Выборгского района

г.Санкт-Петербург

2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа составлена на основе разработанной ранее (в 2015 году) программы внеурочной деятельности под тем же названием. В данную программу внесены изменения в соответствии с инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год» и Положением о методическом объединении в СПб АППО организаторов профориентационной работы.

Данная программа внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений является последовательным продолжением программы для учащихся 5 класса с аналогичным названием.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности, конкретизирует содержание курса, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Направление программы внеурочной деятельности - социальное.

Программа носит интегративный характер

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает, что профориентационная работа является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации школьников. В соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать следующими качествами: «…формирование ответственного отношения к учению, способности к самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий». Школа должна выпускать ученика «…ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений.

И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше. В этой связи программа внеурочной деятельности для учащихся 6 классов способствует достижению указанных выше образовательных результатов.

Цель программы – формирование компетенций школьника, необходимых для решения профориентационных задач, связанных с ориентацией в мире профессий с учетом личностных особенностей и требований предъявляемых профессиями к человеку.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • обучающих:
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • включение учащихся в разнообразные виды игровой деятельности для достижения цели программы;
  • применение полученных теоретических знаний на практике;
  • освоение основ культуры созидательного труда.
  • воспитательных:
  • формирование общественной активности личности;
  • формирование гражданской позиции;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости;
  • формирование ответственности за результаты своей деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
  • развивающих:
  • развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
  • реализация творческого потенциала учащихся;
  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
  • укрепление межпредметных связей;
  •  развитие аналитических навыков мышления.
  • профессионально-ориентационных:
  • получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
  • формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;
  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Ожидаемые результаты обучения

Результатом обучения по программе должны стать:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) овладение навыками смыслового чтения.

Коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

2) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности должны отражать:

1) ориентация в мире профессий;

2) ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора профессии;

3) выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности;

4) соотнесение интересов и способностей с миром профессий.

Учащийся научится:

  • планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;
  • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;

Личностные качества, которые развиваются в результате обучения по программе:

самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.


Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год) в форме теоретических и  практических занятий, игровой форме, форме экскурсий и мастер-классов. При проведении экскурсий, соревнований предполагается объединение часов двух (или более) занятий.

В содержании программы предложены варианты экскурсий. Система экскурсий на предприятия и в учебные заведения города разработана с целью ознакомления учащихся с видами профессиональной деятельности по типам профессий. Каждая экскурсия занимает определенное место программы внеурочной деятельности и подразумевает практическое знакомство с профессиями конкретного типа после его теоретического освящения. Экскурсии в высшие учебные заведения на уровне 6 класса подразумевают специально разработанные маршруты по музеям ВУЗов. На предприятиях города учащиеся знакомятся с современным производством в рамках профессиональной деятельности внутри определенного типа профессий. Система экскурсий разработана с учетом возрастных особенностей учащихся.

Формы контроля

Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы предусмотрена организация игр, упражнений и профессиональных проб, проводимых внутри общеобразовательного учреждения на протяжении учебного года по разным разделам программы. Итоговой формой проверки результативности изучения программы является конкурс - соревнование «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) с организацией районного и городского этапов в рамках деятельности городского методического объединения организаторов профориентационной работы.


Учебно-тематический план

6 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятия

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Мир профессий – 1 час

1

Введение в мир профессий

0,5

0,5

1

Упражнение

Раздел 2. Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо» – 13 часов

2

Характеристики профессий

0,5

0,5

1

Игры

3

Учет интересов при выборе профессии («Хочу»)

1

1

Презентация

4

Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу»)

1

1

Игры, упражнения

5

Экскурсия

1

1

Экскурсия

6

Учет состояния здоровья при выборе профессии («Могу»)

1

1

Презентация

7

Роль общих способностей в выборе профессий («Могу»)

0,5

0,5

1

Игры

8

Значение специальных способностей при выборе профессии («Могу»)

0,5

0,5

1

Игры

9

Экскурсия

1

1

Экскурсия

10

Многообразие профессий на рынке труда («Надо»)

0,5

0,5

1

Презентация, игры

11

«Старые» и «новые» профессии («Надо»)

0,5

0,5

1

Игра, викторина

12

Экскурсия

1

1

Экскурсия

13, 14

Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

Раздел 3. Формула профессии – 20 часов

15

Слагаемые формулы профессий

1

1

Презентация

16

Цели труда

0,5

0,5

1

Игры, упражнения

17

Предмет труда

0,5

0,5

1

Игры, упражнения

18

Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Человек»

1

1

Профессиональная проба, мастер-класс/ тематический квест/ игры/ викторина

19

Экскурсия

1

1

Экскурсия

20

Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Техника»

1

1

Профессиональная проба, мастер-класс/ тематический квест/ игры/ викторина

21

Экскурсия

1

1

Экскурсия

22, 23

Районный конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

24

Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Знаковая система»

1

1

Профессиональная проба, мастер-класс/ тематический квест/ игры/ викторина

25

Экскурсия

1

1

Экскурсия

26

Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Художественный образ»

1

1

Профессиональная проба, мастер-класс/ тематический квест/ игры/ викторина

27

Экскурсия

1

1

Экскурсия

28

Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Природа»

1

1

Профессиональная проба, мастер-класс/ тематический квест/ игры/ викторина

29

Экскурсия

1

1

Экскурсия

30

Игра по станциям «Мир профессий»

1

1

Игра по станциям

31

Орудия труда

0,5

0,5

1

Игры

32

Условия труда

0,5

0,5

1

Игры

33, 34

Итоговый контроль: городской конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

Итого

8

26

34

Содержание программы

Раздел 1. Мир профессий

Тема 1. Введение в мир профессий

Труд в жизни человека. Важность выбора профессии в жизни человека. Специфика трудовой и профессионально-трудовой деятельности. Многообразие мира профессий.

Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей, других близких родственников)

Раздел 2. Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»

Тема 2. Слагаемые успешного выбора профессии

Условия выбора профессии. Зона оптимального выбора профессии: сочетание интересов, способностей и востребованности профессии на рынке труда.

Игры: «Крокодил», «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям).

Тема 3. Учет интересов при выборе профессии («Хочу»)

«Хочу»  интересы, желания, склонности личности в профессиональном выборе. Роль интересов в формировании профессиональной направленности человека. Значимость расширения круга интересов и развития склонностей через внеучебную деятельность (кружки, секции, студии).

Тема 4. Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу»)

Упражнение «Мои интересы». Игры «Люблю – не люблю», «Да-Нет»,  «Остров надежды».

Тема 5. Экскурсия

Варианты экскурсий: Кидбург, Главпочтамт, Музей кукол, завод «Хендэ-моторс», Музей «Вселенная воды».

Тема 6. Учет состояния здоровья при выборе профессии («Могу»)

«Могу» – человеческие возможности, ресурсы личности, профессионально важные качества. Медицинские противопоказания при выборе профессии.

Тема 7. Роль общих способностей при выборе профессии («Могу»)

Общие способности – интеллектуальные, физические, коммуникативные.

Игры: «Профессия и личность», «Профессиональные качества».

Тема 8. Значение специальных способностей при выборе профессии («Могу»)

Специальные способности – способности, обеспечивающие успешность в определенных видах деятельности (музыкальные, математические, спортивные и др.).

Игры: «Профессиональные качества» (вариант со специальными способностями), «Профессия-специальность», «Что лишнее?».

Тема 9. Экскурсия

Варианты экскурсий: библиотека Бажанова (районные библиотеки), Мозаичная мастерская, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий», завод «Ниссан», Музей гигиены, Кидбург.

Тема 10. Многообразие профессий на рынке труда («Надо»)

«Надо» – потребности рынка труда в кадрах. Изменчивость рынка труда. Востребованные профессии.

Игры: «Кто говорит?», «Найди пару», «Азбука профессий».

Тема 11. «Старые» и «новые» профессии на рынке труда («Надо»)

Профессии новые и исчезающие. Причины «обновления» рынка труда.

Игры: «Словарь профессий», «Новое время – новые профессии». Викторина «Угадай профессию».

Тема 12. Экскурсия

Варианты экскурсий: Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий», РосАтом «Ледокол Красин», «ЛабиринтУм», Кидбург.

Темы 13, 14. Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Раздел 3. Формула профессии

Тема 15. Слагаемые формулы профессии

Слагаемые формулы профессии: цели труда, предметы труда, орудия труда, условия труда.

Тема 16. Цели труда

Деление профессий по цели труда: преобразующие, гностические, изыскательные.

Игры: «Шаг в будущее», «Один день из жизни».

Тема 17. Предмет труда

Деление профессий по предметы труда: Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный образ, Человек-Природа.

Игры: «Калейдоскоп профессий», «Нужные люди».

Тема 18. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Человек»

На усмотрение образовательного учреждения возможна организация профессиональных проб и мастер-классов как силами самого ОУ, так и с помощью приглашенных специалистов (столовая ОУ – сервировка столов; медицинский кабинет ОУ – накладывание бинтовой повязки, заполнение карт пациента; Колледж туризма и гостиничного сервиса – сервировка столов, упаковка подарков, расстановка товаров на прилавках и т.п.).

Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Пропавшие буквы – ЧЧ», «Бомба – ЧЧ».

Возможно проведение этих игр и викторины в виде тематического квеста: команды в рамках заранее объявленной легенды (Тип профессии «Человек-Человек») проходят этапы, последовательно выполняя предложенные задания.

Тема 19. Экскурсия

Варианты экскурсий: Телеканал «100ТВ», Кидбург.

Тема 20. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Техника»

На усмотрение образовательного учреждения возможна организация профессиональных проб и мастер-классов как силами самого ОУ, так и с помощью приглашенных специалистов (кабинет технологии – швейная мастерская, столярная и токарная мастерские; кабинет физики – элементарные физические законы; Колледж «Краснодеревец» – изготовление маркетри – инкрустации по дереву; Колледж им. Неболсина – знакомство с инструментами, их использование; Автодорожный колледж – тренажер по управлению автомобилем и т.п.).

Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Пропавшие буквы – ЧТ», «Бомба – ЧТ».

Возможно проведение этих игр и викторины в виде тематического квеста: команды в рамках заранее объявленной легенды (Тип профессии «Человек-Техника») проходят этапы, последовательно выполняя предложенные задания.

Тема 21. Экскурсия

Варианты экскурсий: завод «Хендэ-моторс», завод «Ниссан», Волховская ГЭС, «Равиоли», РосАтом «Ледокол Красин», Интерактивный музей мехатроники «Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики» (ЦНИИ РТК), Антимузей «Физленд», Пожарная часть, Музей транспорта, Кидбург, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий – Схемотехник, Инженер видеомонтажа, Автоинспектор».

Темы 22, 23. Районный конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Тема 24. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Знаковая система»

На усмотрение образовательного учреждения возможна организация профессиональных проб и мастер-классов как силами самого ОУ, так и с помощью приглашенных специалистов (канцелярия – заполнение личного дела; библиотека – заполнение формуляров, составление каталогов; кабинет иностранного языка – переводы текстов; кабинет русского языка и литературы – корректурная проба; Издательско-полиграфический колледж – верстка обложки журнала; Колледж «Радиополитехникум» - элементы программирования и анимации и т.д.)

Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Пропавшие буквы – ЧЗ», «Бомба – ЧЗ».

Возможно проведение этих игр и викторины в виде тематического квеста: команды в рамках заранее объявленной легенды (Тип профессии «Человек-Знаковая система») проходят этапы, последовательно выполняя предложенные задания.

Тема 25. Экскурсия

Варианты экскурсий: офис компании «Яндекс», Главпочтамт, библиотека Бажанова (районные библиотеки), Кидбург, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий – Программист компьютерных игр, Биржевой брокер, Web-мастер, Системный администратор, Бухгалтер, Эксперт-криминалист».

Тема 26. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Художественный образ»

На усмотрение общеобразовательного учреждения возможна организация профессиональных проб и мастер-классов как силами самого ОУ, так и с помощью приглашенных специалистов (кабинет ИЗО – дизайн одежды (как вариант, создание костюма к какой-либо профессии с учетом требований к ней), каллиграфия; кабинет технологии – подбор тканей к созданным эскизам одежды; Колледж «ЛОКОН» – парикмахерское искусство, плетение кос, визаж; Оптико-механический лицей – искусство фотографии; Колледж традиционной культуры – роспись по ткани, по дереву, фарфору и т.п.).

Викторина «Профессии типа ЧХО» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – ЧХО», «Слова-слова – ЧХО», «Пропавшие буквы – ЧХО», «Бомба – ЧХО».

Возможно проведение этих игр и викторины в виде тематического квеста: команды в рамках заранее объявленной легенды (Тип профессии «Человек-Художественный образ») проходят этапы, последовательно выполняя предложенные задания.

Тема 27. Экскурсия

Варианты экскурсий: Музей кукол, Студия анимации, Фабрика по производству гобеленов, Мозаичная мастерская, Кидбург, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий – Диджей, Модельер одежды, Дизайнер интерьеров, Мультипликатор, Фотодизайнер, Визажист, Архитектор».

Тема 28. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Природа»

На усмотрение образовательного учреждения возможна организация профессиональных проб и мастер-классов как силами самого ОУ, так и с помощью приглашенных специалистов (кабинет биологии – создание проекта озеленения пришкольного участка,  посадка цветов и овощных культур; кабинет ОБЖ – ориентирование на местности по природным явлениям; Садово-архитектурный колледж – создание флористических композиций т.п.).

Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Пропавшие буквы – ЧП», «Бомба – ЧП».

Возможно проведение этих игр и викторины в виде тематического квеста: команды в рамках заранее объявленной легенды (Тип профессии «Человек-Природа») проходят этапы, последовательно выполняя предложенные задания.

Тема 29. Экскурсия

Варианты экскурсий: Дамба, Музей «Вселенная воды», «ЛабиринтУм», Музей университета «Горный», Музей Лесотехнического университета, Теплица роз, Теплица по выращиванию овощной продукции, Очистные сооружения, Музей гигиены, РосАтом «Звездочет», Крондштадтский порт «Моби Дик», Кидбург.

Тема 30. Игра по станциям «Мир профессий».

Тема 31. Средства труда

Деление профессий по средствам труда: ручные, функциональные средства организма, автоматизированные, машинные с ручным или ножным управлением

Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).

Загадки об инструментах труда.

Игры: «Четвертый лишний», «Действия с инструментами», «Чудо-мешочек», «Кому что нужно».

Тема 32. Условия труда

Деление профессий по условиям труда: обычные бытовые, необычные, на открытом воздухе, с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье человека или за большие материальные ценности.

Игры: «Найди конец пословицы», «Профессии в пословицах».

Тема 33, 34. Итоговый контроль: городской конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).


Методическое обеспечение программы

Предложенные в программе варианты экскурсий в музеи, на предприятия и заводы города носят рекомендательный характер и выбираются по усмотрению педагога, а также могут быть дополнены.  

Теоретическая часть в рамках экскурсии предполагает подготовку учащихся (настрой на восприятие материала) и последующее обсуждение экскурсии по заранее сформулированным педагогом вопросам (по содержанию и по эмоциональному отклику на экскурсию).

Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий могут быть организованы как самим образовательным учреждением, так и с помощью приглашенных специалистов из предложенных или выбранных самостоятельно колледжей Санкт-Петербурга.

Проведение описанных игр и викторин (в рамках тем, связанных с типами профессий) возможно в виде тематического квеста: команды в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя предложенные задания.

Пример: тип профессий «Человек-Человек»: учащиеся должны отгадать слово – профессию, относящуюся к заявленному типу (МИЛИЦИОНЕР). Для этого им необходимо выполнить число заданий, соответствующих количеству букв в загаданной профессии (10 заданий). За каждое верно выполненное задание ученики получают в случайном порядке букву из загаданной профессии. Таким образом, чем больше ученики выполняют заданий, тем больше шансов правильно собрать загаданную профессию.

Описание игр и упражнений

Упражнение «Древо профессий». Учащиеся составляют (рисуют) генеалогическое древо профессий своих родственников (родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, близких родственников). Можно устроить выставку-демонстрацию работ, по желанию учащиеся могут рассказать подробнее о своем «древе».

Игра «Крокодил» («Пойми меня»). Команды учащихся по жребию получают карточки с названием профессии. За отведенное время (1-2 минуты) участники должны подготовиться и с помощью пантомимы показать заданную профессию. Другие команды отгадывают загаданную профессию.

Игра «Алфавит профессий». Учащиеся на каждую букву алфавита (кроме букв Ё, Й, Ь, Ъ, Ы, Щ) вспоминают названия профессий и записывают на листах. Затем по очереди начинают называть записанные профессии. Побеждает в игре тот, кто назовет большее число профессий.

Пример: А – архитектор, Б – брокер, В – водитель и т.п.

Игра «Снежный ком». Ведущий называет первую профессию, следующий по очереди участник называет профессию на последнюю букву. Если профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).

Пример: Дровосек – корректор – радист и т.п.

Упражнение «Мои интересы». Учащимся предлагается составить и записать в один столбик перечень собственных интересов (не менее 7), а затем, в другой столбик записать те профессии, которые могут быть связаны с этими интересами. По желанию учащихся интересы и профессии могут быть озвучены в классе.

Игра «Люблю – не люблю».  Игра организуется по принципу «Съедобное- несъедобное». Ведущий называет какое-либо действие, связанное с профессиональной деятельностью и кидает мяч участнику. Учащийся ловит мяч, если ему нравиться выполнять данное действие или он хотел бы его выполнять в будущем, и не ловит, если это действие вызывает у него негативные эмоции.

Пример: кормить животных, рисовать костюм, обрабатывать рану и т.п.

Игра «Да-Нет».  Класс делиться на группы по три человека. Участники каждой команды решают, кто будет первым, кто – вторым, кто – третьим. Первый молча задумывает название какой-нибудь профессии, но никому не сообщает об этом. Задача второго – задав как можно меньше вопросов, отгадать, какая профессия была задумана. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые первый может ответить только «да» или «нет». Третий – следить за соблюдением правил игры и считает, сколько вопросов было задано прежде, чем была отгадана профессия. После того, как профессия была угадана, участники меняются ролями.

Игра «Остров надежды». Класс делиться на команды. Всем участникам задается ситуация: они попали на необитаемый остров, на котором есть все для жизни – пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья и т.п., с собой у них имеются семена подсолнечника, гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток веревки. Задача команд – составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Каждая команда составляет свой список и поясняет его при необходимости, затем составляется общий список необходимых профессий.

Игра «Профессия и личность». Команды по жребию получают карточки, на которых написаны названия профессий. Задача участников – за отведенное время перечислить (записать) как можно больше качеств, которыми должен обладать человек, выбирающий данную профессию. Оценивается количество правильно названных качеств.

Игра «Профессиональные качества». Класс делиться на группы. Каждая команда получает набор карточек, состоящий из одной профессии (у каждой группы профессия своя) и профессионально важных качеств (у всех команд он общий). Задача команды подобрать качества к заданной профессии. Затем команды представляют и при необходимости обосновывают свой выбор.

Возможен вариант игры, когда предлагается набор качеств личности и необходимо найти только три качества, которые подходят к определенному типу профессий.

Возможно усложнение игры через введение профессионально важных специальных способностей, характерных только для конкретных специальностей.

Возможен вариант игры, когда по названным качествам учащиеся должны угадать профессию, в которой необходимо наличие данных качеств.

Пример: профессии – врач, учитель, экономист; качества – терпение, гуманность, тактичность, интуиция, воспитанность, ответственность, коммуникабельность, точность, умение оперировать цифрами, собранность, сила воли, эрудированность, информированность, самосовершенствование, находчивость, образованность, порядочность, жизнерадостность, милосердие, ум и т.п.

        Вариант по типам профессий: ЧП: художественный вкус, наблюдательность, чувствительность, понимание состояния людей, терпимость к недостатку комфорта, богатое воображение, способность ориентироваться в различных условиях, доброжелательность.

Игра «Профессия - специальность». Учащимся предлагается назвать (записать) как можно больше специальностей, относящихся к определенной профессии.

Пример: врач – кардиолог, стоматолог, рентгенолог, хирург, офтальмолог, отоларинголог, терапевт и пр.

Игра «Что лишнее?». Учащимся задается одна профессия и выдается набор способностей. Задача учащихся – найти лишние, обосновать свой выбор.

Пример: библиотекарь – внимательность, аккуратность, умение считать, усидчивость, общительность, музыкальный слух, выносливость и т.д.

Игра «Кто говорит?». Учащиеся по произносимой фразе должны угадать представитель, какой профессии ее мог бы сказать.

Пример: «Местное время 9 часов» (диктор)

        «Открой рот, скажи: А-а-…» (врач)

        «А теперь идем на прогулку» (воспитатель)

Игра «Найди пару». Учащимся предлагается найти пару к указанным профессиям. Профессии могут называться учителем, могут быть представлены на карточках.

Пример: врач - … пациент

        учитель - … ученик

        экскурсовод - … турист

        библиотекарь - … читатель

Игра «Азбука профессий». ведущий на карточке показывает какую-либо букву и задает вопрос о профессии, которая должна начинаться с этой буквы. Учащиеся отвечают.

Пример: буква А – специалист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям (адвокат); буква Б – рабочий-строитель, участвующий в закладке фундамента здания (бетонщик); буква В – специалист, оказывающий медицинскую помощь животным (ветеринар) и т.п.

Игра «Словарь профессий». Учащимся предлагаются карточки, разделенные на две части, в одной пишутся названия современных профессий, в другой – их описания. Необходимо соединить названия профессий с их описаниями.

Хендлер

работает с прохожими и посетителями магазинов и предлагает им определенный товар

Промоутер

составитель рекламных текстов

Копирайтер

специалисты, которые готовят и демонстрируют собак на различных выставках

Игра «Новое время – новые профессии». Учащимся даются устаревшие названия профессий. Необходимо подобрать современный аналог данных профессий.

Пример: цирюльник - … парикмахер

        извозчик - … шофер

        зодчий - … архитектор

Игра «Шаг в будущее». Учащимся предлагается перечень учебных предметов (можно класс разбить по группам, в таком случае каждой группе дается 2-3 учебных предмета). Задача учащихся – подобрать и записать профессии и специальности, в которых изучение данного предмета будет необходимым.

Пример: предмет «физика» – механика, электроника, авиация, связь, оптика, строительство, космонавтика, энергетика и пр.

Игра «Один день из жизни». Учащимся предлагается составить описание рабочего дня одного профессионала (задается ведущим) только с помощью существительных. Игра может выполняться фронтально со всем классом (по цепочке называют существительные), в группах (каждой группе дается своя профессия) или индивидуально (каждый на листе составляет свое описание, после чего некоторые по желанию зачитываются и сравниваются, дополняются и уточняются другими). При этом в случае фронтальной работы, прежде чем назвать свое слово, участник должен повторить все существительные, названные до него.

Пример: учитель: будильник – завтрак – звонок – урок – отличник – вопрос – ответ – четверка – учительская – директор – совещание – урок – контрольная – звонок – дом – ужин – подготовка – постель.

Игра «Калейдоскоп профессий». Учащимся нужно назвать как можно больше профессий, относящихся к определенной (заданной) теме.

Пример: общественное питание – шеф-повар, официант, диетолог и т.п.

        торговля – продавец, мерчендайзер, кассир, администратор торгового зала, товаровед и пр.

Игра «Нужные люди». Участники игры делятся на группы по три человека. Каждая группа сама составляет список профессий, которые необходимы в какой-либо одной сфере (сферы задается учителем: производство хлеба, строительство жилого дома, создания телевизионной передачи, охрана общественного порядка, создания школьного учебника и т.п.). Затем каждая группа презентует свой список, учащиеся поясняют свой выбор. Все остальные участники игры задают вопросы, пытаясь сократить список, исключая те профессии, без которых можно было бы обойтись.

Игра «Аукцион профессий». Класс делиться на группы. Учитель предлагает буквы, на которые учащиеся должны в течение 5 минут написать как можно больше названий профессий, начинающихся с этой буквы. Побеждает команда, написавшая наибольшее число профессий.

Игра «Слова-слова». Команды учащихся получают карточки, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства и результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о каких профессиях идет речь.

Примечание: профессии подбираются в соответствии с темой занятия (определенным типом профессии).

Пример: компьютер, программа, текст – программист (ЧЗ);

животные, шприц, лечебница – ветеринар (ЧП);

люди, ножницы, салон – парикмахер (ЧЧ) и т.п.

Игра «Пропавшие буквы». Учащимся предлагаются карточки с профессиями определенного типа (ЧЧ, ЧТ и др.), в названии которых пропущено определенное количество букв. Учащиеся должны вставить недостающие буквы.

Пример: пс _ _ о _  ог (психолог – ЧЧ)

ди _ _ _  й _ ер (дизайнер – ЧХО)

ц _ _ _ _ од (цветовод – ЧП)

        

Игра «Бомба». Игра с мячом на время. Учитель предлагает любое место работы. Учащиеся должны называть как можно больше слов, связанных с этим местом работы. Ученик должен быстро называть слово и перекинуть мяч другому. Тот, у кого в руках окажется мяч по истечении времени (песочные часы, будильник; 2 минуты, 1 минута), считается проигравшим и выбывает. Играю до победителя.

Игра может быть усложнена: учащиеся должны называть профессии, относящиеся к определенному типу.

Пример: поликлиника – врач, халат, терапевт, градусник, регистратура, больные, рентген, анализы, карточка и т.д.

Игра по станциям «Мир профессий». Учащиеся согласно маршрутному листу проходят несколько станций. Возможные варианты станций:

  • Художественная (вспомнить о профессиях: песни, стихи, кинофильмы),
  • Известные личности (вспомнить и назвать знаменитых представителей профессий или из перечисленных известных личностей определить, кем они были по профессии)
  • Вопрос – ответ (ответить на вопросы викторины о профессиях и труде)
  • Сказочная (назвать профессии героев из сказок и литературных произведений)
  • Загадки (разгадать загадки о профессиях)

Игра «Четвертый лишний». Учитель предлагает определить из 4 названных слов лишнее (по смыслу).

Пример: расческа – ножницы – электропаяльник – фен (лишнее слово – электропаяльник, т.к. основания для деления – орудия труда парикмахера); программист – компьютер – закройщик – оператор (лишнее слово – компьютер, т.к. обозначает средство труда, а остальные слова - профессии) и т.д.

Примечание: профессии могут подбираться в соответствии с темой занятия (средства труда).

Игра «Действия с инструментами». Игра выполняется с мячом. Учитель бросает мяч учащимся в свободном порядке, называя инструмент. Учащийся, возвращая мяч, называет действие, которое совершают названным инструментом.

Пример: шило - … прокалывают

        пила - … пилят

        весы - … взвешивают

Игра «Чудо-мешочек». В мешке находятся различные инструменты (или карточки с изображениями орудий труда). Учащиеся вытаскивают их и говорят, человеку какой профессии они подходят.

Пример: кисточка, карандаш, краски – художник

        молоток, гвозди, долото – плотник

        ручка, тетрадь, указка – учитель

Игра «Кому что нужно». Выбираются четыре водящих, которым дается карточка с изображением конкретной профессии (учитель, строитель, парикмахер, овощевод). Водящие встают в разные углы комнаты. Остальные участник берут карточки с изображением инструмента и по команде учителя расходятся к водящим, изображающим соответствующую данному инструменту профессию. Побеждает та команда, которая соберется быстрее у своей профессии.

Игра «Найди конец пословицы». Класс делиться на группы. Группам дается задание вспомнить и записать пословицы и поговорки о труде (разрешается пользоваться соответствующими книгами). Затем учащиеся в группе готовят задания для соседних команд, разделяя записанные пословицы и поговорки на две части – начало и конец. Соперникам необходимо составить пословицы и поговорки.

Пример: терпение и труд                         а в одном отличись

        за много дел не берись                а говори, что сделал

        не говори, что делал                        все перетрут

Игра «Профессии в пословицах». Учащимся зачитываются пословицы и поговорки. Необходимо определить о каких профессиях идет речь.

Пример: Лес рубят – щепки летят (лесоруб)

        Куй железо, пока горячо (кузнец)

        Не игла шьет, а руки (портной, швея)

Материально - техническое обеспечение программы 

Материально – техническое обеспечение программы зависит от специфики, материальной базы, возможностей и кадрового состава общеобразовательного учреждения.

Информационное обеспечение программы

Нормативные документы:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

3.        Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

4.        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

5.        Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

6.        Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

7.        Приказ Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;

8.        Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы».

Литература для самостоятельного чтения

Основная:

1.        Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2.        Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и про-фессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2000.

3.        Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997.

4.        Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика.–2004.–№2(4).–С. 65-69.

5.        Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект», 2006.

6.        Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990.

7.        Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004.

8.        Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2003.

9.        Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Изд-во «Просвещение», 1996. -  С. 276 - 333.

10.        Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005.

11.        Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента» Доклад. // Всероссийская научно-практическая  конференция по предпрофильной подготовке. - Москва. - 30 сент. – 1 окт. 2004.

12.        Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000. – С.283-427.

13.        Профориентация. – Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005.

14.        Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

15.        Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана, – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2003.

16.        Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

17.        Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Дополнительная:

1.        Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы // Профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С.10.

2.        Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала // Профессиональное образование. – 2006. - № 3 – С. 28-29.

3.        Горина И. Хочу, могу и надо // Пчела. – 2005. - № 47.

4.        Киреенко Л.В., Кулагина Н.Н. Профессиональная ориентация – путь снижения безработицы. // Профессионал. – 2006. - № 3. – С. 18-20.

5.        Кострикин А. Занятость в трудоустройстве молодежи: Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой) //Пчела. – 2005. - № 47.

6.        Манушина О. Центр профессиональной ориентации // Директор школы. – 2006. - № 1. – С. 81-83.

7.        Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы. – 2006. - № 3. – С. 65 –70.

8.        Нодель Ф.А. О профессиях, или в поисках пути. Этюды словесника // Профессиональное образование. – 2005. - № 1, 2 – С. 35, С. 28.

9.        Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации // Директор школы. – 2006. - № 2. – С. 79 –84.

Электронные ресурсы

1.        http://www.rspb.ru – Комитет по занятости населения СПб

2.        http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ

3.        http://www.proforient.ru – профориентирование детей

4.        http://www.obrazovan.ru – уровни образования в СПб

5.        http://www.piterburgvuz.ru – ВУЗы Санкт-Петербурга

6.        http://www.spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений

7.         http://www.psy.pu.ru – центр профессионально- личностного  консультирования при факультете психологии СПбГУ

8.        http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»

9.        http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации

10.        http://www.edunews.ru – портал для абитуриентов

11.        http://www.rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда

12.        http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров

13.        http://www.zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата»

14.        http://www.profguide.ru – гид по профессиям

15.        http://www.mado.spb.ru – методическое обеспечение профориентации СПБ межрегиональной ассоциации дополнительного образования

16.        http://www.rhr.ru – человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация

17.        http://vse-professii – справочник профессий

18.        http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации

19.        http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении

20.        http://www.ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация

21.        http://www.rcpom.edu.by – республиканский центр профориентации молодежи Белоруссии

22.        http://www.profosvita.org.ua – украинский проект «Профориентация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профориентации воспитанника

Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.   Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...

Программа по профориентации "Мой выбор"

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Программа по профориентации "Мир профессий"

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана  профориентация. С этой целью...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...