Публикация на тему "Использование информационных технологий на уроке музыки”.
статья

Лялене Надежда Анатольевна

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки. На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Использование информационных технологий на уроке музыки”.

 

Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно – мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), магические ритмы громкой заводной музыки. Нелегко втолковать им в  этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважения к истинно великим музыкантам.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки.

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ. Педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека – совершенствоваться, развиваться, преодолевать недостатки.

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду так же информационные технологии, т.е технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в тоже время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формулирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно-воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний.

Одно из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является ознакомление учащихся с информационно – компьютерными технологиями. Их освоение:

 

● обеспечивает интеграцию информатики и музыки;

● способствует повышению интереса у учащихся к предмету;

● является оптимальной формой обобщения теоретического материала по теме;

● даёт возможность ярко, наглядно представить иллюстративный материал на уроке, видеоряд, звукоряд;

●позволяет совместить теоретический материал с практическими заданиями и воспользоваться подсказками, размещенными в пособиях;

● сокращает время доступа к информации, предоставляет возможность проверить знания учащихся по пройденным темам;

● является легко изменяемой и дополняемой формой учебного пособия.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музея (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту.

При разучивании песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.

Музыкально- компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Время работы, также ограничено. Задания носят конкретный характер. Цель  работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Например, изучая тему ”Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С.Прокофьева, дети находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео-звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме: ”Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Учащиеся работают в микрогруппах, а затем делятся полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Проведению таких уроков помогают диски фирмы “Кирилл и Мефодий “: “Музыкальный класс”,”Шедевры музыки”,”Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки”,”Жизнь и творчество композиторов”. У учащихся  развиваются творческие и интеллектуальные способности. Применение информационных технологий повышает активность ребят, насыщенность и результативность урока. Дополнительную информацию дети имеют возможность почерпнуть из медиатеки КМ.

При изучении и обобщении темы, компьютерные музыкальные программы позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений в  видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках музыки"

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации....

Информационные технологии на уроке музыки

Использование ИКТ на уроках музыки. Из опыта работы....

Доклад "Информационные технологии на урока музыки".

Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средства обучения воспитанников....

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»...

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Информационные технологии на уроках музыки

Информационные технологии на уроках музыки (Использование современных технологий в условиях модернизации образования)...

Информационные технологии на уроках музыки

Неуклонный процесс распространения компьютеров в сфере образования, способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации. Исследование в области когнитивного обучения позволяет по-новому ...