«Прочитать, понять, применить, или формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
статья (5, 6, 7 класс)

Голикова Светлана Михайловна

Важность формирования читательской грамотности школьников ни у кого не вызывает сомнений. 

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chitatelskaya_gramotnost.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Доклад на тему

«Прочитать, понять, применить,

 или формирование читательской грамотности

на уроках русского языка и литературы»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

            МБОУ Староюрьевской СОШ

Голикова Светлана Михайловна

Староюрьево, 2023

Важность формирования читательской грамотности школьников ни у кого не вызывает сомнений. Мы живем в мире, в котором количество информации, поступающей через разные каналы, ежесекундно растет. По сведениям ряда специалистов, человеческая память может вместить свыше миллиона гигабайт информации. Но это в миллиард раз меньше объема всех существующих на свете данных. Сегодня формирование функционально грамотной личности стоит в центре российского образования

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши суффиксы и искать подлежащее?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

«Российская электронная школа» (РЭШ) – это довольно серьезный и крупный проект, созданный в рамках исполнения поручений Президента России с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В проекте «Российская электронная школа» создан единый фонд электронных информационно-образовательных ресурсов по предмету, а это в свою очередь позволяет учителю частично либо полностью использовать материал в рамках урока или организовать дистанционное обучение.

Не так давно РЭШ была дополнена разделом «функциональная грамотность», который включает в себя задания по:

  • читательской грамотности,
  • математической грамотности,
  • естественно-научной грамотности,
  • глобальным компетенциям,
  • финансовой грамотности,
  • креативному мышлению.

Для учителей русского языка и литературы особенный интерес представляет читательская грамотность. На основе тренировки такого базового навыка, как смысловое чтение, ученики тренируются не только читать текст быстро (скорость), но и расставлять смысловые акценты и делать логические выводы (интеграция и интерпретация).

Кимы, представленные в РЭШ, рассчитаны на разную продолжительность выполнения (от 20 до 40 минут). Задания проверяются как автоматически, так и с помощью эксперта.

На уроке литературы подобного рода задания могут быть использованы с разными целями. Предлагаю для рассмотрения варианты заданий по читательской грамотности, которые могут быть использованы на уроках литературы в средних классах.

 Основной спецификой отбора текстового материала является постановка в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. В банке представлена большая доля составных текстов как основы для оценивания читательской грамотности, что позволяет оценить такие действия, как интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Тематика текстов подбиралась с учётом современной информационной среды и потребностей социума, что позволяет оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися требованиями.

Где, помимо РЭШ, можно найти задания для формирования и оценки читательской  грамотности:

  1. Институт стратегии развития образования
  2. Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы),  Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» занимается исследованиями в области оценки качества образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.

Формирование читательской культуры   учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...