Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

Килина Ольга Николаевна

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

 с использованием ИКТ

Место применения: основная и старшая школа

Сроки проведения: 5 лет

Предмет эксперимента: методы и формы организации учебного процесса

        Актуальность. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

        Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий развития универсальных учебных действий. Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

        Целью использования ИКТ является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся:

1.  Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.  Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.  Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

        В своем аналитическом отчете я постараюсь показать, каким образом на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе осуществляется развитие УУД учащихся.        

        Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода.

        Условия реализации.         Высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетенции учителя, его ИКТ-компетенции, готовность к обобщению и распространению собственного опыта;         наличие необходимой материально-технической базы, учебно-методического обеспечения преподавания предмета.

        Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктовпозволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика,повысить качество обучения предмету;зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

        Результат: предпочитаю использовать апробированные и зарекомендованные цифровые образовательные ресурсы,в учебно-методический комплекс моего кабинета входят следующие электронные пособия: 1.Программно-методический комплекс «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник» (5-9 классы) «Инис-Софт». 2. «1С:Школа. Русский язык. Морфология. Орфография 5-6 классы». 3. «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации». 4. «1С: Репетитор. Тесты по орфографии». 5.Электронное учебное пособие «Русский язык» (5-9 классы). Издательство «Просвещение. Медиа». 6. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.Русский язык». Издательство «Экзамен».7. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература» Издательство «Экзамен». 8. Аудиошкола «Хрестоматия по литературе» (5-11 классы) ООО «Эль-рекордс». 9. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ООО «Кирилл и Мефодий». 10. Орфографический тренажер по русскому языку «Фраза», «БЭНП «Литература».

        Богатый материал для углубления и обобщения знаний учащихся по различным областям знаний дают литературные экскурсии («Урок-экскурсия по горьковским местам», «Дом-музей Н. А. Некрасова», «Сергей Есенин в Петербурге» и др.). Распространенной  формой работы в моей практике является просмотр кинофильмов («Война  и мир»  С. Бондарчука, «Обломов»  Н. Михалкова  и др.) с дальнейшим обсуждением.

2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

        Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей практике использую:

        Уроки-лекции. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т. д.

        В ходе урока ребята ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

        Урок анализа текста.         Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе).

        На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео - или аудио - иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Песнь о Вещем Олеге – литература, 7 класс»)

        Обобщающие уроки.        Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно.

        Результат: на сегодняшний день мною разработаны презентации по отдельным темам, а также системы уроков по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др. Своими наработками по использованию мультимедийных технологий я делюсь, участвуя в конкурсах профессионального мастерства и выступая на семинарах, на методическом объединении. Кроме того, накопилось большое количество созданных учениками презентаций, которые становятся итоговой работой по теме, творческим отчетом о результатах исследовательской работы («Тема ВОВ в поэзии».Литература 7 класс).

3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;  видеть информацию в целом, а не фрагментарно;  выделять главное в информационном сообщении.

        Результат: я регулярно применяю на уроках современные сетевые образовательные технологии:

- Виртуальный музей литературных героевhttp://www.likt590.ru/project/museum

- Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic. edu. ru

- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music. edu. Ru

- Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru

        Использую элементы дистанционного обучения посредством порталов: Skype, Mail.ru

        Информационные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному.

При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя (Программы 1С образование «Морфология и орфография 5-6 классы), рабочего инструмента («Семейный наставник»), объекта обучения («Русский язык 5 класс»), сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды

        В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.

        При освоении личностных действий ведется формирование:

• критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

• уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

        При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

• оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

• использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

• создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

        При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

• поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

• фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

• структурирование знаний, их организация и представление в виде диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

• создание гипермедиа- сообщений;

• подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

        ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

• создание гипермедиа-сообщений;

• выступление с аудио-визуальной поддержкой;

• фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);

• общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования сост...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».

Актуальность исследования определяется современными требованиями к содержанию образования. Задача современного образования состоит не в передаче некоего объема знаний от учителя к ученику, а в том, ч...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...